Образование и строение вулкана Рефлексия деятельности. | 1. Как вы думаете, откуда произошло слово «Вулкан»? Какие ассоциации у вас вызывает слово «Вулкан»? 2. Опираясь на рис.17 учебника (стр.35), составьте устно рассказ о строении вулкана. 3. Работа с моделью вулкана. Демонстрация модели «Извержение вулкана». (Демонстрирует учитель с двумя учащимися).Не забываем о технике безопасности. Подготовка модели (Материалы: поднос,влажный песок, стакан пластиковый или крышка от банки с разбрызгивателем). Вот вулкан, который начнет извержение, когда вам будет угодно. Опыт: 1. Слепи на подносе из влажной земли (песка)горку. 2.Вверху горы сделай отверстие и поставь туда крышку от банки с разбрызгивателем. 3.Налей в крышку примерно четверть стакана теплой воды. Теперь смешай одну чайную ложку питьевой соды и несколько капель жидкости для мытья посуды. Влей туда же четверть стакана уксуса и наблюдай за извержением нашего вулкана. Вулканы- это географический объект, географический процесс или географическое явление? 4.Выполните задание №1 в рабочей тетради (стр. 18-19) 5. Опираясь на рисунки учебника, предположите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не возвышенность. 6.Составьте свое определение понятия «Вулкан». Сравните его с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153) 7. От чего зависит форма вулкана? Используя полученные сведения из видеофрагментов о формах вулканов и предложенных характеристик, заполните таблицу «Формы вулканов» (Приложение . Подсказки) Что мы сделали для того, чтобы определить строение вулкана и особенности его образования? | Высказывают свои предположения. Составляют рассказ по картинке наблюдают за проведением опыта, фиксируют его результаты и отвечают на вопрос Рисуют схему, показывающую строение вулкана, создают иллюстрированный рассказ об образовании и «жизни вулкана».(см. Приложение 5.) 5.Высказывают свое мнение. 6.Работают над определением понятия «вулкан»: составляют собственное, сравнивают его с определением в словаре, находят ошибки и недочеты в формулировке и устраняют их. 7. предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойства извергающейся лавы. Называют свои действия:посмотрели видеоролики, изучили рисунки в учебнике, провели опыт, познакомились с определением понятия «Вулкан». | Анализируя новое понятие, используют знания, усвоенные из курсов истории и литературы добавление уксуса в питьевую соду вызывает выделение углекислого газа, что заставляет «лаву» (жидкость для мытья посуды) изливаться через кратер. Это напоминает процессы в земной коре, из-за которых происходят извержения настоящих вулканов. Анализируют ход своей работы на уроке. |
2. Вулканы мира | 1. Используя материал учебника (Стр. 36-37, «Вулканы мира»), определите. Какие вулканы называют действующими, какие уснувшими а какие потухшими. 2. Найдите в таблице «Типы вулканов по степени вулканической активности» (Приложение 1) ошибки и справьте их. 3. Посмотрите на картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях. 4.Есть ли вулканы на территории нашего региона ,республики? 5. Откройте карту «Вулканы и землетрясения» (стр. 12-13 атласа ). -Как показаны вулканы на карте? - Найдите на карте и назовите действующие вулканы. Как вы это определили? 6. На контурной карте красными и черными звездочками отмечены вулканы. В условных обозначениях даны цифры и подписаны названия вулканов. На контурную карту нанесите в место расположения вулкана соответствующую цифру. Для работы используйте атлас. 7. Найдите в атласе место расположения вулкана и прикрепите карточку с его изображением в соответствующей части контурной карты (Карточки с названием и изображениями вулканов подготавливаются учителем заранее, а на уроке раздаются каждому ученику). Сделайте вывод: в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов? | 1. Отвечают на вопрос. Выделяют особенности действующих, потухших и уснувших вулканов. 2. Изучают таблицу, находят в ней ошибки и исправляют их. 3. Рассказывают о своих чувствах,ощущениях. 4.Опираясь на региональные пособия, определяют количество вулканов в регионе и их типы. 5. Объясняют легенду карты: красными звездочками обозначаются вулканы действующие, черными- потухшие. 6. На контурной карте обозначают с помощью цифр действующие и потухшие вулканы. 7. Учащиеся знакомятся с названием и внешним видом вулкана, определяют его расположение на карте и прикрепляют в соответствующее место. | Осваивают различные виды работы с таблицей. Учатся составлять рассказ по картине. Учатся работать с картой: на основе анализа карты делают вывод о размещении вулканов на земле. |
Рефлексия деятельности | Какие источники географической информации мы использовали, чтобы определить особенности разных видов вулканов и размещение вулканов на Земле? Как мы их использовали? Что узнали? | Называют источники географической информации: учебник, рабочая тетрадь, атлас, видеофрагменты. Определяют, что с помощью учебника и видеофрагмента установили особенности различных видов вулканов, проанализировали таблицы, заполнили их и исправили ошибки; а также узнали, как обозначаются на карте действующие и потухшие вулканы; нанесли на карту знаменитые вулканы мира; определили, в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов. | Анализируют ход своей деятельности на уроке |
3. Причины извержения вулканов | 1. Как вы думаете, почему происходят извержения вулканов? В тексте учебника (стр.35) найдите ответ на этот вопрос и сравните его со своим. 2.Рассмотрите карту «Вулканы и землетрясения» (стр.12-13 атласа). Сравните ее с рис.13 «Горизонтальные движения литосферных плит» (стр.31 учебника) и картосхемой на стр. 39.учебника. С какими линиями совпадают зоны землетрясения и вулканизма? 3. Просмотр видеоролика «Тектоника плит, образование гор и вулканов». Выскажите с вое мнение о том, как может измениться поверхность нашей планеты в будущем. С чем вы это связываете? (приведите свои доводы, научные аргументы) | 1. Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте учебника: перед началом извержения вулкана происходят землетрясения и образуются трещины в земной коре. 2. Предполагают, что наибольшее количество вулканов сосредоточено в тех районах, где сходятся литосферные плиты, - это районы тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. 3. Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава. Именно столкновение литосферных плит приводит к образованию вулканов, горных массивов- к изменению облика нашей планеты. | Сравнивают несколько карт и на основе этого делают вывод о совпадении зон землетрясений и вулканизма с границами литосферных плит. |
Школа географа-следопыта | 1.Изучите материалы Школы географа-следопыта (стр 38-39 учебника). Ознакомьтесь с планом работы (стр.39 учебника и стр.20 рабочей тетради). Создайте упрощенную схему литосферных плит. 2.Используя карту атласа «Вулканы и землетрясения» (стр.12-13), перемещайте литосферные плиты на созданной схеме,в направлениях указанных стрелками. Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит. | 1.Из вырезанных контуров литосферных плит собирают поверхность Земли. 2.Отмечают раздвижение литосферных плит в одних местах и столкновение плит, погружение одной плиты под другую- в других. | |
Рефлексия деятельности | 1. Каким методом мы воспользовались для того,чтобы установить зависимость между размещением вулканов и границами литосферных плит? Как реализовали этот метод? 2. Каким методом мы воспользовались для установления причин проявления вулканизма на Земле? Как реализовали этот метод? | 1. Называют метод сравнения. Определяют: сопоставили две карты и установили, что зоны землетрясений и вулканизма совпадают с границами литосферных плит. 2. Называют метод моделирования. Определяют: построили модель- упрощенную схему литосферных плит, изучили и проанализировали различные ситуации при движении этих плит. | Анализируют ход своей деятельности на уроке. |