Технологическая карта урока
Тема: Получение хлопчатобумажных и льняных тканей.
Тип урока: освоение нового материала
Предмет: технология
Класс: 5
Личностные результаты
Метапредметные УУД
Актуализировать знания учащихся о производстве х/б и льняных тканей, видах отделки.
Тренировать коммуникативные умения.
- систематизировать и дополнить знания учащихся о тканях
- определять неисследованные (неизвестные ему) области в теме;
- самостоятельно определять направление в изучении темы, обобщать и систематизировать информацию;
- задавать вопросы, оценивать и анализировать материал;
- сопоставлять различные точки зрения между собой;
обосновывать свою точку зрения.
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.
Познакомятся с технологией производства ткани;
научаться определять вид ткани по образцам; вид отделки ткани; понимать и определять долевую нить; классифицировать ткани по виду рисунка; узнают названия тканей и что можно из них сшить.
-освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-формировать навыки самоконтроля
и самостоятельной работы;
- проявление познавательных интересов и активности в области технология;
-рефлексия общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области;
-контролировать и оценивать переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности;
- формировать эстетический вкус;
- развитие ораторских способностей;
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи;
ориентироваться в учебных источниках; самостоятельно выделять и формулировать цель; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников
Регулятивные: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Методы, способы, вопросы
Организационный момент
Взаимные приветствия. Настрой на активную работу.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку.
Организация внимания и внутренней готовности к уроку.
Класс готовиться к работе.
Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.
Актуализация знаний
Помните, у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане…»:
Три девицы под окном
(Пряли)…… поздно вечерком.
Кабы я была царица – я на весь бы мир одна..( наткала) бы...( полотна)
А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу, старуха (пряла)….. свою пряжу.
Вставляют пропущенные слова стихотворения.
Объясняют значение пропущенных слов.
Вспоминают еще сказки, где есть процессы ткачества. («Сказка о спящей красавице», « Золушка")
Что изучает раздел
материаловедение?
Что вы знаете о волокнах для производства ткани?
Метод постановки учебной задачи - от проблемной ситуации к побуждающим действиям
Записывают известную информацию.
Рассматривают образцы тканей.
В процессе обсуждения с классом учащиеся формулируют цель, основные вопросы и план действий урока
Записать в 1 столбик, что известно об изготовлении тканей.
-Плетение на раме 3тыс до н.э.-
-Харгевс 18в,
Изобретение прядильн машины.
-Металлические станки 19в
-Набивка – нанесение рис на ткань и. д
Как красят ткань?
Как получается рисунок на ткани?
Что шьют их хлопка и льна?
Ведут запись в тетрадь
Прием составление списка известной информации
Дискуссия в парах – Поделиться
своими знаниями с соседом, учитывать возможные разногласия
Изучение нового материала
Объяснение учителем задания.
Работа по учебнику с текстом с. 8-11.
- обучающиеся читают текст по теме урока и делают пометки
(ü) - уже знала,
(+) новое для меня,
(-) не знала, думала иначе
(?)- есть вопрос, не понятно.
Продолжают заполнять таблицу.
Инсерт - смысловое чтение с пометками
Физминутка
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно!
Засиделся ученик —
Разминаться нужно!
(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам и т.д.)
Делают небольшую разминку
Изучение нового материала
Подумайте о том, что вы прочитали. Какие ваши знания подтвердились?
Что предстоит вам узнать?
Ткачество – процесс получения ткани ( слайд, макет станка)
Отделкой ткани - называется совокупность всех процессов, в результате которых из суровой ткани (суровья), полученной из ткацких станков получают готовую ткань.
После отделки ткани могут быть:
Отбеленная – ткань, полученная после отбеливания;
Гладкокрашенная – ткань, окрашенная в один определенный цвет;
Набивная – ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;
Пестротканая – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей;
Меланжевая (mélange - смесь от фр.) – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон (демонстрация образцов ткани)
Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны.
По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?
(На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной, более четкий, гладкий, без узелков, петель и т.д.
Дефекты – это затяжки, непрокрашенные или порванные участки, неправильное расположение рисунка, фабричная маркировка, утолщение нити.
Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Процесс получения пряжи называется прядением.
Цель прядения - получение из волокон равномерной по толщине пряжи.
Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.
Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.
Продольные нити в тканях называются основными, или основой.
Поперечные нити в тканях называются уточными, или утком.
Как ткани становяться красивыми?
Как появляется на них рисунок?
Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровьем.
Её не используют для изготовления одежды, она требует отделки.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества.
Отделка тканей производится на красильно – отделочной фабрике.
Лицевая сторона ……
Изнаночная сторона …… (аргументируют ответы)
Рассматривают бракованные образцы
Дефекты (брак) – это….(дают свой ответ), умение выслушать другое мнение, отличное от своего
Анализ изученного (уже
известного) материала
Определение неисследованной (неизвестной ему) области в теме;
Дефекты – что это?
Где еще встречаются дефекты?
Закрепление нового материала.
Практическая работа.
Выбрать из предложенных образцов ткань. Определить вид отделки тканей. Приклеить образцы в тетрадь.
Выбирают образцы ткани, исключив трикотажное полотно (используют лупу)
Приклеивают образцы ткани в тетрадь, поясняют вид отделки
( 1 образец – 1 вид отделки)
Рефлексия самопроверка и взаимопроверка
Комментирует (с помощью детей) и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.
Предлагает ответить на вопросы.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, хвалит детей.
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы. Объясняют свои замечания по проверке работ
( высказывают свое согласие- несогласие)
Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод.
Удалось ли решить поставленные задачи?
Что было новым для вас на уроке?
Что вызвало затруднения?
Где можно применять эти знания ?
Кого вы хотите отметить на этом уроке? Почему?
Самоконтроль, самооценка.
Итог урока
Организует подведение итогов урока учащимися (слайд-гроздь)
Работают в группах по составлению кластера «Ткани», сравнивают полученные результаты
- красивая
- удобная
- натуральная
- цветная
- выращенная
- нужная
С каким процессом мы сегодня познакомились?
Что вы узнали о тканях?
Составьте кластер «Ткани»
Домашнее задание
Учитель демонстрирует ткани с рисунком (образцы и презентация)
Выполнить эскиз ткани.
Дать название.
Предложить назначение ткани
( что можно из нее изготовить?)
Комментируют различные виды рисунков:
в горох;
растительный орнамент;
геометрический орнамент;
тематический орнамент;
ткани с купоном;
-стилизованные или абстрактные
Записывают д/з в дневник
Назвать виды ткани
(ситец, сатин, бязь, фланель, байка, лен)