СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по трудовому обучению "Получение хлопчатобумажных и льняных тканей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть полезен учителям трудового обучения по предмету "швейное дело" в 5 классах.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по трудовому обучению "Получение хлопчатобумажных и льняных тканей"»

Технологическая карта урока


Тема: Получение хлопчатобумажных и льняных тканей.


Тип урока: освоение нового материала

Предмет: технология

Класс: 5

Личностные результаты


Метапредметные УУД


Актуализировать знания учащихся о производстве х/б и льняных тканей, видах отделки.

Тренировать коммуникативные умения.

 - систематизировать и дополнить знания учащихся о тканях

- определять неисследованные (неизвестные ему) области в теме;

- самостоятельно определять направление в изучении темы, обобщать и систематизировать информацию;

- задавать вопросы, оценивать и анализировать материал;

- сопоставлять различные точки зрения между собой;

обосновывать свою точку зрения.

-  развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.

Познакомятся с технологией производства ткани;

научаться определять вид ткани по образцам; вид отделки ткани; понимать и определять долевую нить; классифицировать ткани по виду рисунка; узнают названия тканей и что можно из них сшить.

-освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-формировать навыки самоконтроля

и самостоятельной работы;

- проявление познавательных интересов и активности в области технология;

-рефлексия общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области;

-контролировать и оценивать переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности;

- формировать эстетический вкус;

- развитие ораторских способностей;

Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи;

ориентироваться в учебных источниках; самостоятельно выделять и формулировать цель; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников

Регулятивные: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, способы, вопросы

Организационный момент

Взаимные приветствия. Настрой на активную работу.

Фиксация отсутствующих.

Проверка готовности класса  к уроку.

Организация внимания и внутренней готовности к уроку.

Класс готовиться к работе.

Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.

Актуализация знаний

Помните, у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане…»:

Три девицы под окном

(Пряли)…… поздно вечерком.

Кабы я была царица – я на весь бы мир одна..( наткала) бы...( полотна)

А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Старик ловил неводом рыбу, старуха (пряла)….. свою пряжу.

Вставляют пропущенные слова стихотворения.

Объясняют значение пропущенных слов.

Вспоминают еще сказки, где есть процессы ткачества. («Сказка о спящей красавице», « Золушка")

Что изучает раздел

материаловедение?

Что вы знаете о волокнах для производства ткани?

Метод постановки учебной задачи - от проблемной ситуации к побуждающим действиям

Записывают известную информацию.

Рассматривают образцы тканей.

В процессе обсуждения с классом  учащиеся  формулируют  цель, основные вопросы и план действий урока

Записать в 1 столбик, что известно об изготовлении тканей.

-Плетение на раме 3тыс до н.э.-

-Харгевс 18в,

Изобретение прядильн машины.

-Металлические станки 19в

-Набивка – нанесение рис на ткань и. д

Как красят ткань?

Как получается рисунок на ткани?

Что шьют их хлопка и льна?

Ведут запись в тетрадь

Прием составление списка известной информации

Дискуссия в парах – Поделиться

своими знаниями с соседом, учитывать возможные разногласия

Изучение нового материала

Объяснение   учителем задания.

Работа по учебнику с текстом с. 8-11.

- обучающиеся читают текст по теме урока и делают пометки

(ü) - уже знала,

(+) новое для меня,

(-) не знала, думала иначе

(?)- есть вопрос, не понятно.

Продолжают заполнять таблицу.

Инсерт - смысловое чтение с пометками

Физминутка

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно!
Засиделся ученик —
Разминаться нужно!
(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам и т.д.)

Делают небольшую разминку

Изучение нового материала

Подумайте о том, что вы прочитали. Какие ваши знания подтвердились?

Что предстоит вам узнать?

Ткачество – процесс получения ткани ( слайд, макет станка)

Отделкой ткани - называется совокупность всех процессов, в результате которых из суровой ткани (суровья), полученной из ткацких станков получают готовую ткань.

После отделки ткани могут быть:

Отбеленная – ткань, полученная после отбеливания;

Гладкокрашенная – ткань, окрашенная в один определенный цвет;

Набивная – ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;

Пестротканая – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей;

Меланжевая (mélange - смесь от фр.) – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон (демонстрация образцов ткани)

Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны.

По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?

(На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной, более четкий, гладкий, без узелков, петель и т.д.

Дефекты – это затяжки, непрокрашенные или порванные участки, неправильное расположение рисунка, фабричная маркировка, утолщение нити.

Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон.

Процесс получения пряжи называется прядением.

Цель прядения -  получение из волокон равномерной по толщине пряжи.

Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

Продольные нити в тканях называются основными, или основой.

Поперечные нити в тканях называются уточными, или утком.

Как ткани становяться красивыми?

Как появляется на них рисунок?

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровьем.

Её не используют для изготовления одежды, она требует отделки.  

 Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества.

Отделка тканей производится на красильно – отделочной фабрике.

Лицевая сторона ……

Изнаночная сторона …… (аргументируют ответы)

Рассматривают бракованные образцы

Дефекты (брак) – это….(дают свой ответ), умение выслушать другое мнение, отличное от своего

Анализ изученного (уже

известного) материала

Определение неисследованной (неизвестной ему) области в теме;

Дефекты – что это?

Где еще встречаются дефекты?

Закрепление нового материала.

Практическая работа.

Выбрать из предложенных образцов ткань. Определить вид отделки тканей. Приклеить образцы в тетрадь.


Выбирают образцы ткани, исключив трикотажное полотно (используют лупу)

Приклеивают образцы ткани в тетрадь, поясняют вид отделки

( 1 образец – 1 вид отделки)

Рефлексия самопроверка и взаимопроверка

Комментирует (с помощью детей) и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.

Предлагает ответить на вопросы.

 Учитель предлагает  оценить свою работу на уроке, хвалит детей.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и  работу членов группы. Объясняют свои замечания по проверке работ

( высказывают свое согласие- несогласие)

 Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод.

Удалось ли решить поставленные задачи?

Что было новым для вас на уроке?

Что вызвало затруднения?

Где можно применять эти знания ?

Кого вы хотите отметить на этом уроке? Почему?

Самоконтроль, самооценка.

Итог урока

Организует подведение итогов урока учащимися (слайд-гроздь)


Работают в группах по составлению кластера «Ткани», сравнивают полученные результаты

- красивая

- удобная

- натуральная

- цветная

- выращенная

- нужная

С каким процессом мы сегодня познакомились?

Что вы узнали о тканях?

Составьте кластер «Ткани»

Домашнее задание      

 Учитель демонстрирует ткани с рисунком (образцы и презентация)

Выполнить эскиз ткани.

Дать название.

Предложить назначение ткани

( что можно из нее изготовить?)

Комментируют различные виды рисунков:

  1. в горох;

  2. растительный орнамент;

  3. геометрический орнамент;

  4. тематический орнамент;

  5. ткани с купоном;

  6. -стилизованные или абстрактные

Записывают д/з в дневник

Назвать виды ткани

(ситец, сатин, бязь, фланель, байка, лен)