Тема: Особенности словообразования имён существительных. | Тип: комбинированный |
Цель: создать условия для формирования представления обучающихся об особенностях словообразования имен существительных. Задачи: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи. |
Планируемые результаты |
Предметные: - учащиеся повторят сведения об основных способах словообразования имен существительных; -будут совершенствовать умение проводить морфологический и словообразовательный разборы; -сформируют представление о способах образования имен существительных; будут учиться объяснять лексическое значение слов при помощи морфем. |
Метапредметные: Познавательные УУД: будут анализировать материал учебника, осуществлять смысловое чтение, на основе наблюдений делать выводы и строить умозаключения. Коммуникативные УУД: будут учиться организовывать учебное сотрудничество, аргументировать и отстаивать свое мнение, отрабатывать умение взаимодействовать в парах. Регулятивные УУД: будут учиться формировать целевые установки учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выстраивать алгоритм действий; контролировать время; осуществлять самоконтроль и познавательную рефлексию. |
Личностные: будут развивать познавательный интерес к слову, формировать ценностное отношение к русскому языку |
Межпредметные связи: литература. |
Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А. Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Часть 1 – М.: Просвещение, 2024. ЭОР и ЦОР: ПК учителя ,презентация; карточки для индивидуальной работы, Скайсмарт. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный момент (3 мин) |
Настраивает учеников на успешную работу. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок. Вы знаете, что я всегда уверена в вас. «Человек учится всю жизнь. И ничего не бывает без ошибок. Надо стараться находить их и искать пути решения. Иначе-нет движения вперёд» | Учащиеся приветствуют учителя, приглашённых.. |
2. Мотивация познавательной деятельности. |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, связи морфологии с другими разделами лннгвистики. Мы с вами изучаем раздел лингвистики о языке «Морфология». 1)Что изучает Морфология? 2) Почему любой раздел науки о русском языке связан с орфографией? С культурой речи? | Повторение пройденного. Связь морфологии с другими разделами науки о русском языке. 1)Части речи 2)Орфограммы связаны с тем, какая это часть речи, в какой части слова орфограмма, от чего она зависит(последующего звука, значения и др.) 3) Правильно образовывать новые слова, обогащать свою речь. |
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. На предыдущей неделе мы узнали способы образования слов в РЯ. Давайте вспомним их. 1.Приставочный 2.суффиксальный 3.Приствочно-суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение основ 6.Сложение слов 7.Сложение сокращённых основ 8..Переход из одной части речи в другую. Какие из данных слов являются именем существительным? Имя существительное — наиболее часто встречающаяся часть речи в русском языке. По данным «Частотного словаря русского языка», его частота употребления — 26,65%. Согласно «Викисловарю», из 230 тысяч слов русского языка 123 тысячи — существительные. Значит, имена существительные образуются ... Все ли способы указаны? Значит, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Распределяют слова по способам образования. пр…огромный подорожник мор…ход заплыв учительская кресло-качалка сестрица БГУ(определить род слова) Сложение с одновременным присоединением суффикса(примеры?) Соковыжималка, мясорубка, белоснежный. земледелие и др. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. |
4.Физминутка(1-2 мин) |
1.Дыхание по квадрату» Представьте перед собой квадрат. Следуйте схеме дыхания, показанной на рисунке, начиная с левого нижнего угла. При этом каждая грань квадрата проходится за 4 счёта. Даже кратковременное выполнение этой техники оказывает сильный эффект: повышается концентрация и работоспособность, человек восстанавливает силы и успокаивается. 2.Упражнения для глаз. Быстрое моргание. Сильное зажмуривание глаз с последующим расслаблением. Движение глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. Вращение глазами (в том числе и с закрытыми веками). Закрывание глаз (ненадолго закрываем глаза, дав им отдохнуть в темноте, затем не спеша открываем глаза). | |
5.Усвоение новых знаний, проверка понимания(15 мин) |
Работа с учебником, нахождение нового материала о способах образования имён существительных.§55(стр.191) 1.Сложение с одновременным присоединением суффикса. 2.Существительные наиболее часто образуются суффиксальным способом. 3.Только имена существительные образуются сложением сокращённых основ и путем перехода из других частей речи. 4.Бессуффиксным способом имена существительные образуются только от глаголов и прилагательных. Поэтому морфемный анализ связан со словообразовательным. Чтобы правильно выполнить разбор по составу, надо знать, как образовалось данное слово, выполнять с/образовательную цепочку. | Самостоятельная работа по учебнику. Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону Выявление связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью §55(стр.191) Упр.380(первые 2 способа-Даниил, вторые два-Виктория. Взаимопроверка) Упр.383. |
6. Закрепление. Контроль усвоения (5-7 мин) |
Консультирует, обосновывает оценки Какие у нас есть помощники в случае затруднения морфемного и с/образовательного анализа? Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. | Выявление связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью Словари https://11klasov.net/9251-shkolnyj-slovoobrazovatelnyj-slovar-russkogo-jazyka-tihonov-an.html http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/morphemic-orthographic/index.htm |
7.Домашнее задание. Инструктаж( 3 мин) |
Разъясняет, предлагает задания на выбор https://edu.skysmart.ru/student/xirofasare Стр.192, упр.379. | Выбор учащихся |
8.Подведение итогов. Рефлексия(3 мин) |
Благодарит учеников за урок | Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. |