Технологическая карта урока по предмету «Окружающий природный мир» |
Класс | 3 класс, возраст обучающейся 10 лет |
Тема урока | «Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с использованием кукольного театра» |
Тип урока | Комбинированный, закрепление знаний |
Дидактическая задача (цель урока) | Сформировать навыки игрового взаимодействия ребенка и взрослого посредством русской народной сказки «Курочка Ряба». |
Задачи | Коррекционно-обучающие: -развивать умение внимательно слушать сказку; -повторить и закрепить знания ребенка о русской народной сказке «Курочка Ряба», дать представление о героях сказки используя кукольный театр; -учить выполнять элементарные имитационные движения в соответствии с текстом сказки. Коррекционно-развивающие: -способствовать обогащению познавательного и игрового опыта для ребенка; -сформировать у ребенка эмоциональное восприятие литературных произведений (радость, удивление) и интереса к ним; -соотносить названия «героев» сказки с кукольной игрушкой; -развивать общую и мелкую моторику, через работу с кукольным театром, пособиями, пальчиковую гимнастику и динамические паузы; -развивать экспрессивную речь через повторение слов и фраз за учителем; -развивать слуховое внимание через словесную инструкцию учителя; -развивать умение сопереживать персонажам сказки. Коррекционно-воспитательные: -воспитывать интерес к учебной деятельности; -воспитывать интерес к теме урока; -воспитывать умение работать с учителем, доводить начатое дело до конца. |
Формируемые БУД | Личностные: -положительное отношение к русским народным сказкам, понимать действия героев сказки, самостоятельность в выполнении учебного задания, осознание себя как ученика. Предметные: -удерживать цели и задачи в течение урока; -уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Регулятивные: -работать с учебными принадлежностями. Познавательные: -расширить представления о сказке. Коммуникативные: -вступать в контакт с учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -выполнять самостоятельную деятельность, принимать участие в игровых ситуациях. |
Используемые методы, приемы и средства | Словесные: диалог, объяснение, рассказ, беседа Наглядные: показ, наблюдение, демонстрация, работа с дидактическим материалом Практические: выполнение заданий на закрепление знаний о героях русской народной сказки «Курочка Ряба». |
Формы организации деятельности обучающейся | Индивидуальная работа. |
Оборудование для обучающейся | Мягкая игрушка с наполнителем (кот), игрушки кукольного театра (курочка, дед, баба), игрушка «мышка», мягкие проволочки (червячки), пластиковые яйца, игрушка «музыкальное пианино», деревянная ложка, мягкие желтые комочки (цыплята). |
Оборудование для педагога | Коробка для пособий, планшет, корзинка, картинка с изображением сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». |
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающейся | Планируемые результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | Базовые учебные действия | Предметные действия |
I. Организационный момент Приветствие обучающейся. | Приветствие гостей, настрой ребенка на работу. - Лиля, доброе утро! Сейчас у нас с тобой будет урок. Урок наш будет очень интересный и веселый. | Эмоциональный настрой учащейся. Активизация внимания обучающейся. Поглаживание по рукам и спине с целью установления телесного контакта и развития тактильных ощущений. | Обучающаяся внимательно слушает учителя. | Обучающаяся концентрирует внимание на учителе. | Регулятивные: волевая саморегуляция. | Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с педагогом. |
1.Психологический настрой. | Лиля для того, чтобы нам проснуться и хорошо поработать на уроке, мы сначала сделаем с тобой утреннюю заряду и попрыгаем под песенку «Солнышко лучистое, ну-ка вставай!». Лиля, сегодня к нам в гости пришел веселый добрый кот Кузя, который хочет с тобой подружиться К нам пришел котенок. Мяу-мяу! Маленький котенок. Мяу-мяу! С детками играет. Мяу-мяу! Песни распевает! Мяу-мяу! | Эмоциональный настрой учащейся. Активизация внимания обучающейся. Педагог с ребенком вместе выполняет зарядку под музыку. Поет детскую попевку о котенке вместе с ученицей. | Обучающаяся внимательно слушает учителя. | Выполняет задания по словесной инструкции совместно с учителем. Обследует игрушку с наполнителем совместно с педагогом «рука в руке». | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Подготовка к рассказу сказки. Сюрпризный момент. Лиля, а котенок нам принес большую, волшебную коробку! -Какая большая коробочка, в ней наверное, что-то интересное лежит. Потрогай, Лиля коробочку -Интересно, что в ней? Давай отроем её и узнаем, что в ней лежит -Это же сказка, Лиля! Здесь живет сказка «Курочка Ряба». | Уточняет и конкретизирует знания. Обращает внимание ребенка на коробку, обследует вместе коробочку, которая стоит на столе. Учитель помогает ребенку. | Обучающаяся слушает. | Обучающаяся выполняет действия совместно с педагогом «рука в руке». | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
II.Основная часть 1.Актуализация знаний и постановка темы урока. | Знакомимся с каждым героем сказки отдельно. - Лиля, потрогай дедушку (дед старый, седой, с большой бородой). И бабушка старенькая. Нарядная. В юбке, в фартуке, платочке. - И была у них курочка Ряба. (Ряба – значит рябая, пестрая, разноцветная). - А клюв у курочки острый, они им клюет вот так. - А крылья у курочки из перышек. Курочка умеет крыльями махать. | Озвучивает тему и цель урока. Формулирует задание. Обследует совместно с ученицей курицу, используя приём «рука в руке», обследуетголову курочки. Имитация пощипывания ребенку пальчиков. Поднимет руки в сторону (педагог помогает ученице). | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Обучающаяся выполняет действия совместно с педагогом «рука в руке». | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
2. Динамическая пауза: (можно музыкальное сопровождение) | Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – жёлтые цыплятки. Ко – ко – ко – ко – ко – ко – ко – ко Не ходите далеко, Лапками гребите, | Зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Целое корытце. | | Поет вместе с ученицей. | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Обучающаяся выполняет действия совместно с педагогом «рука в руке». | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
3. Рассказ сказки. | А сейчас, Лиля, мы вместе с будем проигрывать сказку «Курочка Ряба» с нашими кукольным театром и игрушками. Жили были дед и баба. Дружно они жили и весело. И однажды попросил дед бабку: Дед: Сходила бы ты, бабка, в курятник. Давненько я не видел яичек от нашей Курочку-рябушечки. Баба: Тихо, слышь кудахчет (прислушивается) Дед: Ась? Не слышу, показалось тебе. А… и то правда кудахчет. Слышу. Курочка: Рано, рано утречком Встала Ряба Курочка, Я яичко вам снесла. Только в дом не принесла. Очень странное такое, Кажется, что золотое. Баба: Что ты, что ты, Курочка! Дед: Как так золотое? Курочка: Кудах-тах, тах. Золотое. Баба: Так неси его скорей сюда. Курочка: Оно тяжелое, блестящее. Дед: Пошли вместе донесем. Дед: Ай да Ряба, молодец! Баба: Не яйцо, а кладенец! Курочка: Ко-ко-ко-ко. Это было нелегко. Ты яичко покатай, Но из рук не выпускай, Очень хрупкое оно – Так у кур заведено. Дед: Дай-ка, баба, яйцо, я постучу по нему. Баба: Да ты что, старый, поцарапаешь. Дед: Внутри оно тоже золотое, или нет. Баба: Не знаю. Дед: Так надо посмотреть. Баба: Дай сюда.. Дед: Гремит? Баба: Нет. Дед: Давай, я его ложкой стукну. Баба: Разбил? Дед: Нет. Баба: Не получается у нас. Нужно кузнецу на наковальню положить. Дед: Ишь чего, старая, придумала. В это время мышка появляется Мышка: Пик-пик-пить. Пик-пик-пить. Яйцо не можете разбить. Все же бьется очень просто, Я хоть маленького роста, Махну хвостом и след простыл Зря ты, дед, здесь ложкой бил! Курочка: Куд-куде, куд-куде, не случится бы беде! Мышка роняет яйцо и оно бьется. Баба: Ай, несчастье! Ой, ой, ой! Дед: Что же делать? Ой-ой-ой. Баба: А мышонок-вот напасть, Шмыг, и дал яйцу упасть. И оно как покатилось И на сто частей разбилось. Курочка: Слушай Баба, слушай Дед! Тут большого горя нет. Вам снесу яйцо другое, не золотое, а простое. И снесла курочка не одно яичко, а целых пять яичек Дед: Вот и славно! Молодец! Курочка: Тут и сказочке конец! | Рассказывает сказку. Педагог дает яичко) (круглое, гладкое). Педагог катает яйцо по ладошкам ученицы, делает массаж, приговаривает действия героев. Трясет яйцом. Стукает по яйцу. Педагог совместно с ребенком «рука в руке» обследует яички. | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Слушает и понимает рассказ педагога. | Познавательные: работает с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать рассказ о героях сказки, проговаривает «Ко-ко-ко», «Пи-пи-пи», «Мяу-мяу» (повторяет за учителем) | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в доступной форме; умение слушать и понимать речь педагога. |
4. Пальчиковое упражнение. | Вот какая умница, наша Курочка Ряба! Давай Лиля, мы и ее угостим. А что любит курочка Ряба? Она любит червячков. Давайте Лиля, мы её покормим. Лиля, здесь, так много червячков! Давайте их соберем их для курочки и ее цыплят. Ох и ловкие у Лили пальчики! Молодец! | Организует паузу для отдыха. На стол кладет пушистые проволочки (червячки), ощупывает «червячков» с ученицей рука в руке . Педагог большой и указательный палец ребенка соединяет и собирает, кладет в тарелочку. | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Обучающаяся выполняет действия совместно с педагогом «рука в руке». | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в доступной форме; умение слушать и понимать речь педагога. |
5. Музыкальное упражнение. | Вот Лиля какой у нас получился праздник. А сейчас, Лиля, давай мы еще порадуем наших гостей и устроим им музыкальный концерт. А песенки будет у нас Лиля включать на игрушке «музыкальное пианино». | Предлагает ребенку поиграть на игрушке «Музыкальное пианино». | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Обучающаяся выполняет действия совместно с педагогом «рука в руке», играет на пианино. | Регулятивные: учится работать по предложенному учителем плану. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в доступной форме; умение слушать и понимать речь педагога. |
6. Закрепление. | - Лиля, мы послушали сказку про Курочку Ряба. Вот и закончилась наша сказка. (героев складываем снова в коробку, закрываем. | Педагог в конце занятия повторяет всех героев. | Обучающаяся внимательно слушает педагога. | Слушает и понимает инструкцию учителя к заданию выполняет «рука в руке». | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в доступной форме; умение слушать и понимать речь педагога |
III. Итог урока Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Обобщение полученной информации. | Молодец, Лиля! Ты сегодня справилась со всеми заданиями. - Спасибо тебе за работу! И спасибо нашим гостям! Приходите к нам еще на занятия! | Побуждает к высказыванию мнения: чему научилась, что нового узнала? Создаёт ситуацию успеха. | Проявляет эмоциональ-ную отзывчивость на совместную деятельность. | Отвечает в доступной форме и эмоционально на вопросы педагога. | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в доступной форме; умение слушать и понимать речь педагога. |