2 | Общая информация по уроку | Урок вероятность и статистика в 10 классе. Тема: «Дисперсия и стандартное отклонение». Цели урока Познавательные закрепить полученные знания и умения, применять статистические характеристики при решении простейших задач; показать значимость этой темы в практической деятельности человека; Развивающие развитие математически грамотной речи, логического мышления; Воспитательные подготовка учащихся к проблемам современной жизни, воспитание познавательной активности, культуры диалога. |
Блок 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Мотивирование на учебную деятельность Мы с вами рассматриваем понятия и методы описательной статистики, которая занимается первичной обработкой информации и вычислением наиболее показательных числовых характеристик. По словам английского статистика Р. Фишера: “Статистика может быть охарактеризована как наука о сокращении и анализе материала, полученного в наблюдениях”. Всю совокупность числовых данных, полученных в выборке можно (условно) заменить несколькими числовыми параметрами, некоторые из них мы уже рассматривали на уроках – это среднее арифметическое, размах, мода и медиана. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов, поэтому важно уметь определять эти статистические характеристики. Актуализация опорных знаний Спортсменки произвели по 7 серий выстрелов. Каждая серия состояла из 12 выстрелов. Получили следующие данные: Оля: 11, 11, 12, 11, 9, 11, 12. Гуля: 12, 10, 9, 12, 11, 12, 11 Найдите среднее арифметическое, размах, медиану и моду. Кто лучше готов к соревнованиям? (ответы обучающихся) Целеполагание Закон распределения полностью определяет случайную величину, однако, не всегда его возможно привести в полном объеме. Для решения многих проблем достаточно знания отдельных числовых парметров, характеризующих наиболее существенные черты случайной величины. С помощью таких характеристик во многих случаях удается исследовать поведение случайных величин. Основными числовыми характеристиками случайной величины являются: математическое ожидание; мода; медиана; дисперсия; среднее квадратическое отклонение. |
Блок 2. Освоение нового материала | 2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала Работа с текстом учебного пособия §19. Составить интеллект карту по теме (индивидуальная, групповая), представить. 2.2 Проверка первичного усвоения № 350 |
Блок 3. Применение изученного материала | 3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Кто лучше готов к соревнованиям? Вычислим дисперсию результатов для каждого спортсмена: (DОли = 0,86 DГули = 1,14). Выводы обучающихся. Метод сравнения средних значений и дисперсий используется в самых разных отраслях человеческой деятельности. В медицине – для установления диагноза, в литературоведении – для определения автора произведения (когда авторство является спорным), в криминалистике – для розыска преступников. |
Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | 4.1 Диагностика/самодиагностика Выполнить задание с последующей самопроверкой. №1.Чему равна сумма всех отклонений от среднего? №2 Соберите определение дисперсии из указанных фраз. Варианты ответов числового набора от его среднего называют среднее арифметическое дисперсией квадратов отклонений значения №3. Соберите определение стандартного отклонения из указанных фраз. Варианты ответов стандартным отклонением корень из числового ряда квадратный называется дисперсии №4. Найдите дисперсию для данного ряда: 2; - 3; 17; 0; 4 №5. Найдите стандартное отклонение для данного ряда: 2; - 3; 17; 0; 4 Результат округлите до десятых долей. |
Блок 5. Подведение итогов, домашнее задание | 5.1 Рефлексия 5.2 Домашнее задание Повторить материал, используя составленную интеллект-карту, выполнить задание на Учи.ру |