СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Почва и её химическая кухня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Почва и её химическая кухня"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Шиморская средняя школа

Управления образования

городского округа город Выкса

Нижегородской области




Проект «ПроГул»

для учителей начальных классов

в рамках реализации

городской образовательной программы ProГУЛ

(городской учебный ландшафт) в г.о.г Выкса


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Почва и её химическая кухня»



Составитель

Шургалина Анна Александровна

учитель начальных классов





2024 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Организационная информация

ОУ

МБОУ Шиморская СШ

Учитель

Шургалина Анна Александровна

Класс

3 (9-10 лет)

Предмет

Окружающий мир

Автор УМК

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., «Окружающий мир. 3 класс», Учебник для общеобразовательных организаций 3 класс

Ресурсы

Рабочие листы с практическими заданиями. Листы достижений.

Технологии

Развивающее обучение, поисково - исследовательские, игровые.

Методы

Наглядные, словесные, практические.

Формы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методическая информация

Тема урока

Почва и её химическая кухня.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗиУ)

(урок открытия нового знания)

Место урока

Темы предыдущих уроков – «Что такое почва?», «Свойства почвы».

Основные понятия

Почва, химический состав, экология.

Актуальность урока

Одной из важнейших задач, стоящей перед нашим обществом в настоящее время, является экологическое воспитание, а именно воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Цель

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, используя социокультурное пространство города, в частности Выксунский филиал НИТУ «МИСиС».

Содержательная: формирование интереса к понятию почвы, её химическому составу и загрязнению. Выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи

Предметные

Метапредметные

Личностные

- сформировать представление о почве и ее составе, овладеть первоначальными умениями постановки опытов определения химического состава почвы.

  • Регулятивные: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах, группах.

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- проявлять экологическую культуру.



Сценарий урока

Место проведения урока: Нижегородская область, г.о.г. Выкса, р.п.Шиморское, ул. Калинина, 206.

Учащиеся совместно с учителем приходят в Выксунский филиал НИТУ «МИСиС».

Учитель делит учащихся на 3 учебных групп по шесть человек и раздает маршрутные листы. На каждом этапе учебные группы выполняют задания маршрутного листа.

Этапы урока


Методы, формы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Словесный, фронтальная

-Здравствуйте ребята.

-Прежде, чем мы с вами начнем наш урок, давайте прослушаем стихотворение.

«За мной наука вслед идет
И чудеса с собой несет
И вам хочу я показать
Как знанья можно применять».

-Ребята, как вы думаете, где сегодня пройдёт наш урок?

-Верно, урок будет проходить на базе филиала МИСиС, а мы станем учеными- исследователями.

- С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу?

Проявляют эмоциональную отзывчивость на урок.









В университете, лаборатории.

2. Актуализация знаний

Словесный, фронтальная, индивидуальная

У. Дорогие ребята!

В определении сегодняшней темы урока Вам поможет загадка:

Самый верхний слой земельный.

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

– Да. Это земля.

Слово “земля” имеет много значений. Выберите какие:

….это и название нашей планеты, на которой мы живем;

... это название спутника

….это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

…. Это полезное ископаемое

….это и почва

Постановка проблемного вопроса, его решение.

Какой же объект мы будем исследовать?

Да, тема нашего урока «Почва».


Что нам понадобиться для изучения?

Верно. Образцы почвы.

Сейчас поделю вас на 3 группы. Каждая группа в баночку должна собрать небольшое количество почвы.

Инструктаж:

Для сбора почвы вам даны баночка и лопатка.

Первая группа собирает почву возле дороги.

Вторая группа за забором университета.

Третья группа рядом с деревьями (ель).

После сбора образцов почвы идём в учебный класс.

Ответы детей:







Земля (почва)















Почву.

Почва.





Дети собирают образцы почвы.

3.Постановка цели и задач урока.

Словесный, фронтальная, индивидуальная.


- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю вам составить план работы на уроке (рабочий лист), указав правильную последовательность его пунктов.

Обсудим, что у вас получилось.

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, что прежде всего, нужно узнать о почве? Первый пункт плана? (На доске появляется табличка "Что такое почва?")

- Что еще мы могли бы узнать о почве?


Значит второй пункт плана будет?

(На доску вывешивается следующая табличка "Состав почвы")


- А интересно ли вам узнать, где более загрязнена почва?

-Значит следующий пункт плана будет?

План (на доске):

"Что такое почва?"

«Состав почвы»

«Загрязнённость почвы»


- Какие цели мы поставим на уроке?


Направляет детей на определение цели урока.





Восстанавливают последовательность пунктов плана в рабочем листе.


Ответы детей.



Из чего состоит почва.





Загрязнённость почвы.




Совместно с учителем формируют учебные цели:

-узнать что такое почва, её химический состав, определить степень загрязнения почвы;

- сделать вывод о влиянии автотранспорта на химический состав почвы;

-учиться работать в группе;

-развивать речь, мышление, память, творческие и исследовательские способности.

4.Работа по теме урока.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая работа.

Наглядный,

исследовательс

кий.











А) Что такое почва?
- Приступим к работе, следуя составленному плану.

-Что поможет узнать точное определение слова "почва"?

-Правильно. Словарь.

- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.

-Найди и сравни определение «почва» из учебника. (1 учебник окружающего мира)

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Прошу вас закрасить в рабочем листе:

  • Всё понятно

! Есть затруднения.

? Остались вопросы.

Б) Состав почвы.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

-Для этого у вас на столах оборудование, как у настоящих учёных.

– Исследуем химический состав почвы.

Определим содержание металлов (например, железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец), которые покажут степень загрязнения образцов почвы.


Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы в рабочие листы. Рассказать о них нам.


Работу с прибором по определению ионов металлов продолжите под руководством Мялкина Игоря Васильевича.

Каждая группа проводит измерения на анализаторе жидкости pH-метр-ионометр «ЭКСПЕРТ-001». Результаты записывает в рабочий лист.

- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы.









Словарь.











Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.






































В составе почвы мы обнаружили такие вещества как….. Всех больше в нашем образце было…(например, железо).


5. Обобщение и систематизация знаний.

Словесный

Практический


Групповая, фронтальная.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

Как же содержание выявленных веществ будет влиять на рост и развитие растений?

Для этого мы проведём следующие наблюдения:

У нас четыре группы растений – 1 контрольная группа и 3 опытные.

Для нашего опыта семена растений были замочены в соответствующей для каждой группы воде. Семена проросли.

Сейчас мы пересадим семена в почву. Наблюдение за ростом растений будем осуществлять 10 дней (дневники наблюдения). Изменения будут фиксироваться каждый день. После этого будет сделан вывод.










Высаживают семена фасоли в образцы почвы.

6.Рефлексия (подведение итогов)


Индивидуальная

Ребята, как вы думаете, мы достигли целей урока?

На все ли пункты плана ответили?

Что не смогли узнать?

Можем ли мы с вами узнать это?

Посмотрите на цифры и скажите какая точная наука нам может в этом помочь?

Конечно, математика, которая будет у нас следующим уроком.

А теперь каждому из вас предлагаю оценить свою работу на уроке.

Выполняют рефлексивную оценку, оценку своих достижений.

Нет.

Где почва более загрязнённая.

Да.


Математика.



Заполняют карточку самооценки (лестница успеха).