1.Организационный момент Эмоциональный настрой на урок. | Словесный, фронтальная | -Здравствуйте ребята. -Прежде, чем мы с вами начнем наш урок, давайте прослушаем стихотворение. «За мной наука вслед идет И чудеса с собой несет И вам хочу я показать Как знанья можно применять». -Ребята, как вы думаете, где сегодня пройдёт наш урок? -Верно, урок будет проходить на базе филиала МИСиС, а мы станем учеными- исследователями. - С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу? | Проявляют эмоциональную отзывчивость на урок. В университете, лаборатории. |
2. Актуализация знаний | Словесный, фронтальная, индивидуальная | У. Дорогие ребята! В определении сегодняшней темы урока Вам поможет загадка: Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют? – Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений. Выберите какие: ….это и название нашей планеты, на которой мы живем; ... это название спутника ….это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. …. Это полезное ископаемое ….это и почва Постановка проблемного вопроса, его решение. Какой же объект мы будем исследовать? Да, тема нашего урока «Почва». Что нам понадобиться для изучения? Верно. Образцы почвы. Сейчас поделю вас на 3 группы. Каждая группа в баночку должна собрать небольшое количество почвы. Инструктаж: Для сбора почвы вам даны баночка и лопатка. Первая группа собирает почву возле дороги. Вторая группа за забором университета. Третья группа рядом с деревьями (ель). После сбора образцов почвы идём в учебный класс. | Ответы детей: Земля (почва) Почву. Почва. Дети собирают образцы почвы. |
3.Постановка цели и задач урока. | Словесный, фронтальная, индивидуальная. | - Научные сотрудники работают по плану. - Я предлагаю вам составить план работы на уроке (рабочий лист), указав правильную последовательность его пунктов. Обсудим, что у вас получилось. - Знаете ли Вы, что такое почва? - Итак, что прежде всего, нужно узнать о почве? Первый пункт плана? (На доске появляется табличка "Что такое почва?") - Что еще мы могли бы узнать о почве? Значит второй пункт плана будет? (На доску вывешивается следующая табличка "Состав почвы") - А интересно ли вам узнать, где более загрязнена почва? -Значит следующий пункт плана будет? План (на доске): "Что такое почва?" «Состав почвы» «Загрязнённость почвы» - Какие цели мы поставим на уроке? Направляет детей на определение цели урока. | Восстанавливают последовательность пунктов плана в рабочем листе. Ответы детей. Из чего состоит почва. Загрязнённость почвы. Совместно с учителем формируют учебные цели: -узнать что такое почва, её химический состав, определить степень загрязнения почвы; - сделать вывод о влиянии автотранспорта на химический состав почвы; -учиться работать в группе; -развивать речь, мышление, память, творческие и исследовательские способности. |
4.Работа по теме урока. | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Наглядный, исследовательс кий. | А) Что такое почва? - Приступим к работе, следуя составленному плану. -Что поможет узнать точное определение слова "почва"? -Правильно. Словарь. - Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. -Найди и сравни определение «почва» из учебника. (1 учебник окружающего мира) -Ответили на первый пункт плана? (Да) Прошу вас закрасить в рабочем листе: ! Есть затруднения. ? Остались вопросы. Б) Состав почвы. - Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию. -Для этого у вас на столах оборудование, как у настоящих учёных. – Исследуем химический состав почвы. Определим содержание металлов (например, железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец), которые покажут степень загрязнения образцов почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.) – Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы в рабочие листы. Рассказать о них нам. Работу с прибором по определению ионов металлов продолжите под руководством Мялкина Игоря Васильевича. Каждая группа проводит измерения на анализаторе жидкости pH-метр-ионометр «ЭКСПЕРТ-001». Результаты записывает в рабочий лист. - Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы. | Словарь. Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. В составе почвы мы обнаружили такие вещества как….. Всех больше в нашем образце было…(например, железо). |
5. Обобщение и систематизация знаний. | Словесный Практический Групповая, фронтальная. | – Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. Как же содержание выявленных веществ будет влиять на рост и развитие растений? Для этого мы проведём следующие наблюдения: У нас четыре группы растений – 1 контрольная группа и 3 опытные. Для нашего опыта семена растений были замочены в соответствующей для каждой группы воде. Семена проросли. Сейчас мы пересадим семена в почву. Наблюдение за ростом растений будем осуществлять 10 дней (дневники наблюдения). Изменения будут фиксироваться каждый день. После этого будет сделан вывод. | Высаживают семена фасоли в образцы почвы. |
6.Рефлексия (подведение итогов) | Индивидуальная | Ребята, как вы думаете, мы достигли целей урока? На все ли пункты плана ответили? Что не смогли узнать? Можем ли мы с вами узнать это? Посмотрите на цифры и скажите какая точная наука нам может в этом помочь? Конечно, математика, которая будет у нас следующим уроком. А теперь каждому из вас предлагаю оценить свою работу на уроке. | Выполняют рефлексивную оценку, оценку своих достижений. Нет. Где почва более загрязнённая. Да. Математика. Заполняют карточку самооценки (лестница успеха). |