Технологическая карта урока
Тема | Политика и экономика: от реформ к застою | |
Тип урока | урок формирования навыков и умений, практическое занятие | |
Ф.И.О. преподавателя | Новикова Елена Александровна - учитель истории и обществознания. | |
Образовательные ресурсы | Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Данилов А.А. История России в таблицах: XX век. 9-11 классы: справочное пособие; «Экономическое развитие СССР». Документы: Ф.М.Бурлацкий отрывок из главы XIV «Брежнев: Крушение "Оттепели". Размышления о природе политического лидерства»; проектор, компьютер, мультимедийная доска. | |
План | 1) Система «коллективного руководства». 2) Экономические реформы 60-х и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике. 3) Партийный аппарат и общество. 4) Идеология инакомыслия. | |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать у учащихся понимание о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу; подвести учащихся к пониманию причин, сущности периода «застоя». | |
Формы и методы обучения | Форма: фронтальная Методы: наглядный, частично-поисковый, практический | |
Основные понятия | «застой», реформа, хозрасчет, номенклатура, коллективное руководство, ротация, диссидент и т.п. | |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое «застой», «коллективное руководство», «диссидент», «номенклатура», «ротация»; Формировать знания об изменениях политической системы в 1964-82 гг; Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию; Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ; Способствовать развитию познавательной деятельности; | Предметные: характеризовать попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; работать с историческими документами; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенные черты эпохи, обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний учащихся; Познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учебных заданий; составление продуктивно-познавательных вопросов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - анализ исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы); Коммуникативные: высказывания, содержащие оценку соответствия содержания ответов учащихся или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; организация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании. Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению. | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 2 | Подготовка класса к уроку | Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель озвучивает план и тему урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока. | Рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу. | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 10 | Беседа по теме: Основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г. | Проверка опережающего задания. Представление подготовленных материалов (презентации) Вывод: Наряду с явными успехами развития СССР наблюдается нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества. | Выступают с подготовленными материалами | Фронтальная работа | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; анализируют представленные материалы, делают выводы. Познавательные: Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя; Логические: осуществляют поиск необходимой информации. | Устный опрос Записи в тетрадях |
III. Первичное осмысление | 20 | Работа по тексту учебника и доп.материалам Заполнение таблицы Работа по тексту учебника. Работа с документом Работа со стат.данными, слайд, интервью родных Работа с учебником Работа с учебником, доп.материалами | Учитель предлагает обсуждение темы по вопросам: 1.Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева? 2. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве? 3. 1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»? 4. Какое из данных определений периода правления Л.И.Брежнева: «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему? 5. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)? Задание классу: -Какой вывод можно сделать на основании изученных материалов? 6. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов? 7. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге? | Определяют термин «номенклатура» Определяют термин «хозрасчет»; заполняют таблицу «Экономические реформы 1965 г.» Определяют термин «застой» и причины «застоя» Вывод: большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению. Определяют понятие термина «диссидент». Определяют причины диссидентского движения | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Познавательные: Общеучебные - строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результата; Целостно-смысловая компетенция. Работают с представленными материалами, вступают в речевое общение. Целостно-смысловая компетенция. Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга. | Устный опрос Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. |
IV. Закрепление изученного | 5 | Формулирует вместе с обучающимися вывод | Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Проблемный вопрос: Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше? | Учащиеся формулируют вывод об итогах развития СССР в период «застоя» Учащиеся, высказывают свою точку зрения. | Фронтальная работа Фронтальная работа | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга. | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 7 | Обобщающая беседа | Вывод: Итогом «застойного периода» стало осознание обществом необходимости перемен. | Работа с тестом/ кроссвордом | Фронтальная | Логические: осуществляют поиск необходимой информации Личностные: оценивают собственною учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 1 | §34,36 вопросы для самопроверки, стр.289,301 | Конкретизирует домашнее задание. | Учащиеся записывают задание. | Индивидуальная | | Задание выложено в «Сетевой город» http://sgo.cit73.ru/ |
Приложение.
Статистика основных показателей в промышленности и сельском хозяйстве
Финансирование аграрного сектора в 1966-1980 гг. – 383 млрд. руб. (78 % капиталовложений за все годы Советской власти).
Прирост объема производства в промышленность и с\х:
- 8 пятилетка – 50% и 21%
- 9 пятилетка – 43% и 13%
- 10 пятилетка – 24% и 9%
- 11 пятилетка - 20% и 6%.
Причины:
Спускаемую норму прибыли увеличивали не за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а за счет повышения цен.
- Темпы прироста нац. дохода упали с 7,7% (8 пятил.) до 3,5% (11 пятил.);
- темпы прироста производительности труда снизились с 6,8 до 3%.
Преобладание экстенсивных методов ведения хозяйства – на каждый 1% прироста продукции приходилось затрачивать от 1/3 бюджетных ассигнований в годы четвертой пятилетки до 56 % в 11 пятилетке.
Соответственно сокращалось финансирование социально-культурной сферы:
с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.
3. Практически полностью были исчерпаны людские ресурсы. Из-за низкой рождаемости доля молодежи, занятой в общественном производстве уменьшилась с 12 млн. чел. В 1971-1975 гг. до 3 млн. чел. в 1981-1985 гг.
4. Перемещение сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири; сокращение пахотного клина на 1%.
Потери с\х продукции составляли от 20 до 40% урожая!
5. Директивная экономика подпитывалась за счет ресурсов аграрного сектора.
К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности; 60% - строителей; 75% - работников с/х.
Доля топливно-сырьевого экспорта за 1960-1985 гг. поднялась с 16,2 до 54,4 %,
А доля машин и сложной техники упала с 20,7 5 до 12,5%.
Количество управленцев к 1985 г. насчитывало 18 млн. чел., то есть по 1 на 5-6 работающих.
К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Социальная сфера:
Общая численность населения СССР по данным переписи 1979 г. – 262,4 млн. чел.
Горожане – 62%.
На здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода (в развитых странах – 12%);
С 1970 по 1985 гг. уменьшилась средняя продолжительность жизни – СССР откатился на 35-е место в мире; по уровню детской смертности – на 50-е.
Жилищное строительство сократилось с 17,7 в 1966-70 гг. до 15,1% в 1981-85 гг.
Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% в 1981-1985 гг.
Доля з\платы в нац. доходе в промышленности составляла 36,5% в СССР,
В США – 64%, в ряде других стран – до 80%.
По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.
На душу населения в СССР в 1975 г. получалось потребление:
40 кг мяса и мясных продуктов ( норма 82 кг)
250 кг молока и молочных продуктов ( норма 405 кг)
Анекдоты:
Чем отличается Брежнев от королевской пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а Брежнев – едва-едва.
Трансляция очередного съезда КПСС. Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты съезда встречают их бурными овациями».
Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».
На улице милиционер поднимает пьяного.
- Как тебя зовут?
- Не знаю.
- Где живешь?
- Не знаю.
- Где работаешь?
- Не знаю.
- Какой сейчас год?
- Юбилейный.
В тюрьме:
- Ты по политической или уголовной статье сидишь?
- По политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком , я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».
Доклад на собрании:
- Капиталистические страны загнивают и находятся на краю пропасти!
Вопрос из зала:
- А что они там делают?
- Смотрят, что делаем в пропасти мы.
Встретились американец и русский и заспорили, где больше свободы слова. Американец говорит:
- У нас самая настоящая свобода слова. Мы можем стать у Белого дома и критиковать своего президента.
Русский:
- А у нас еще больше свободы слова. Мы можем стать у Кремля и тоже критиковать вашего президента.
Пословицы и лозунги:
Партия – наш рулевой!
Народ и партия – едины!
«За коммунистами пойдешь – дорогу в жизни найдешь!»
«Набирайся силы у груди матери , а ума у коммунистической партии!»
«Славится поле снопами, а Советское правительство – делами!»
«Потому нам хорошо живется, что дружба народов в стране ведется!
Приложение.
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 1 | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 2 | 3 | | | | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | X | | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 4 | X | | X | X | | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | | X | | X | X | | X |
5 | | 6 | | | 7 | | | | X | X | X | X | | X | | X | X | | X |
X | X | | X | X | | X | X | X | X | X | X | X | | X | | X | X | | X |
X | X | | X | X | | X | 8 | X | X | X | 9 | X | | X | | X | X | | X |
X | X | | X | X | | X | | X | 10 | X | | X | | X | | X | X | X | X |
X | X | | X | X | | X | 11 | | | | | | | | | | | | X |
X | X | | X | X | | X | | X | | X | | X | | X | X | X | X | X | X |
X | X | | X | X | | X | | X | | X | | X | | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | | X | | X | | X | | X | | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | 12 | | | | | | | | | | | | X | X | X |
X | X | X | X | X | | X | | X | | X | | X | | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | | X | | X | | X | | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
| «Политика и экономика: от реформ к застою» По горизонтали: 2. Так охарактеризовали время правления Л.И. Брежнева. 5. Преступное использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. 11. Политика отказа от критики культа личности Сталина. 12. Государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни. По вертикали: 1. Метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. 3. Страна, в которую в декабре 1979 года был осуществлен ввод войск, приведший к новому витку гонки вооружений. 4. Перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые рекомендовались и утверждались комитетами компартии, а также лица, занимавшие эти должности. 6. Перемещение руководящих кадров. 7. Важнейшая, составная часть номенклатуры, включающая в себя высшее и среднее партийное руководство. 8. 4-й за 60 лет Советской власти Основной Закон, принятый 7 октября 1977 г. 9. Условное деление на периоды в годах экономического развития страны. 10. Первая фаза коммунистической формации, идущая на смену капитализму. | | |