СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Политика и экономика - от реформ к застою"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана с целью помощи в подготовке урока истории

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Политика и экономика - от реформ к застою"»

Технологическая карта урока

Тема

Политика и экономика: от реформ к застою


Тип урока

урок формирования навыков и умений, практическое занятие


Ф.И.О.

преподавателя

Новикова Елена Александровна - учитель истории и обществознания.


Образовательные
ресурсы

Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Данилов А.А. История России в таблицах: XX век. 9-11 классы: справочное пособие; «Экономическое развитие СССР». Документы: Ф.М.Бурлацкий отрывок из главы XIV «Брежнев: Крушение "Оттепели". Размышления о природе политического лидерства»; проектор, компьютер, мультимедийная доска.


План

1) Система «коллективного руководства».

2) Экономические реформы 60-х и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике.

3) Партийный аппарат и общество.

4) Идеология инакомыслия.


Цель урока

Сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать у учащихся понимание о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу; подвести учащихся к пониманию причин, сущности периода «застоя».


Формы и методы
обучения

Форма: фронтальная

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический


Основные понятия

«застой», реформа, хозрасчет, номенклатура, коллективное руководство, ротация, диссидент и т.п.


Планируемые образовательные результаты


Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое «застой», «коллективное руководство», «диссидент», «номенклатура», «ротация»;

Формировать знания об изменениях политической системы в 1964-82 гг;

Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;

Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение;

Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;

Способствовать развитию познавательной деятельности;

Предметные: характеризовать попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; работать с историческими документа­ми; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенные черты эпохи, обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка пра­вильности выполнения действий и заданий, полноты и обосно­ванности ответов и высказываний учащихся;

Познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учеб­ных заданий; составление продуктивно-познавательных вопро­сов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - ана­лиз исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы);

Коммуникативные: высказывания, содержащие оцен­ку соответствия содержания ответов учащихся или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; ор­ганизация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании.

Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

2

Подготовка класса к уроку

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель озвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Регулятивные: принимают учебную задачу.

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

10

Беседа по теме: Основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

Проверка опережающего задания.

Представление подготовленных материалов (презентации)

Вывод: Наряду с явными успехами развития СССР наблюдается нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества.


Выступают с подготовленными материалами

Фронтальная работа

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; анализируют представленные материалы, делают выводы.


Познавательные:

Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;


Логические: осуществляют поиск необходимой информации.

Устный опрос








Записи в тетрадях


III. Первичное осмысление

20



Работа по тексту учебника и доп.материалам










Заполнение таблицы

Работа по тексту учебника.







Работа с документом









Работа со стат.данными, слайд, интервью родных















Работа с учебником















Работа с учебником, доп.материалами

Учитель предлагает обсуждение темы по вопросам:

1.Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?


2. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве?


3. 1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»?


4. Какое из данных определений периода правления Л.И.Брежнева: «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему?

5. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)?


Задание классу:

-Какой вывод можно сделать на основании изученных материалов?









6. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов?





7. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге?











Определяют термин «номенклатура»






Определяют термин «хозрасчет»; заполняют таблицу «Экономические реформы 1965 г.»





Определяют термин «застой» и причины «застоя»




Вывод: большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению.



Определяют понятие термина «диссидент».

Определяют причины диссидентского движения








Фронтальная работа


































Фронтальная работа
















Фронтальная работа












Фронтальная работа

Познавательные:

Общеучебные - строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.










Коммуникативные:

вступают в коллективное учебное сотрудничество.





Регулятивные:

Удерживают цель деятельности до получения ее результата;


Целостно-смысловая компетенция.

Работают с представленными материалами, вступают в речевое общение.





















Целостно-смысловая компетенция.

Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение









Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.


Устный опрос



















Записи в рабочих тетрадях.







Записи в рабочих тетрадях.







Записи в рабочих тетрадях.



















Записи в рабочих тетрадях.









Записи в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление изученного

5

Формулирует вместе с обучающимися вывод

Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов.


Проблемный вопрос: Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше?


Учащиеся формулируют вывод об итогах развития СССР в период «застоя»





































Учащиеся, высказывают свою точку зрения.




Фронтальная работа








































Фронтальная работа


Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.



































Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга.



V. Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщающая беседа

Вывод: Итогом «застойного периода» стало осознание обществом необходимости перемен.


Работа с тестом/ кроссвордом


Фронтальная

Логические: осуществляют поиск необходимой информации


Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание


1

§34,36 вопросы для самопроверки, стр.289,301

Конкретизирует домашнее задание.

Учащиеся записывают задание.

Индивидуальная


Задание выложено в «Сетевой город» http://sgo.cit73.ru/


Приложение.

Статистика основных показателей в промышленности и сельском хозяйстве


  1. Финансирование аграрного сектора в 1966-1980 гг. – 383 млрд. руб. (78 % капиталовложений за все годы Советской власти).

  2. Прирост объема производства в промышленность и с\х:

- 8 пятилетка – 50% и 21%

- 9 пятилетка – 43% и 13%

- 10 пятилетка – 24% и 9%

- 11 пятилетка - 20% и 6%.

Причины:

  1. Спускаемую норму прибыли увеличивали не за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а за счет повышения цен.

- Темпы прироста нац. дохода упали с 7,7% (8 пятил.) до 3,5% (11 пятил.);

- темпы прироста производительности труда снизились с 6,8 до 3%.

  1. Преобладание экстенсивных методов ведения хозяйства – на каждый 1% прироста продукции приходилось затрачивать от 1/3 бюджетных ассигнований в годы четвертой пятилетки до 56 % в 11 пятилетке.

Соответственно сокращалось финансирование социально-культурной сферы:

с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.

3. Практически полностью были исчерпаны людские ресурсы. Из-за низкой рождаемости доля молодежи, занятой в общественном производстве уменьшилась с 12 млн. чел. В 1971-1975 гг. до 3 млн. чел. в 1981-1985 гг.

4. Перемещение сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири; сокращение пахотного клина на 1%.

Потери с\х продукции составляли от 20 до 40% урожая!

5. Директивная экономика подпитывалась за счет ресурсов аграрного сектора.

К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности; 60% - строителей; 75% - работников с/х.

Доля топливно-сырьевого экспорта за 1960-1985 гг. поднялась с 16,2 до 54,4 %,

А доля машин и сложной техники упала с 20,7 5 до 12,5%.

Количество управленцев к 1985 г. насчитывало 18 млн. чел., то есть по 1 на 5-6 работающих.

К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.



Социальная сфера:

Общая численность населения СССР по данным переписи 1979 г. – 262,4 млн. чел.

Горожане – 62%.

На здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода (в развитых странах – 12%);

С 1970 по 1985 гг. уменьшилась средняя продолжительность жизни – СССР откатился на 35-е место в мире; по уровню детской смертности – на 50-е.

Жилищное строительство сократилось с 17,7 в 1966-70 гг. до 15,1% в 1981-85 гг.

Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% в 1981-1985 гг.

Доля з\платы в нац. доходе в промышленности составляла 36,5% в СССР,

В США – 64%, в ряде других стран – до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.

На душу населения в СССР в 1975 г. получалось потребление:

40 кг мяса и мясных продуктов ( норма 82 кг)

250 кг молока и молочных продуктов ( норма 405 кг)



Анекдоты:

  1. Чем отличается Брежнев от королевской пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а Брежнев – едва-едва.

  2. Трансляция очередного съезда КПСС. Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты съезда встречают их бурными овациями».

  3. Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».

  4. На улице милиционер поднимает пьяного.

- Как тебя зовут?

- Не знаю.

- Где живешь?

- Не знаю.

- Где работаешь?

- Не знаю.

- Какой сейчас год?

- Юбилейный.

  1. В тюрьме:

- Ты по политической или уголовной статье сидишь?

- По политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком , я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».

  1. Доклад на собрании:

- Капиталистические страны загнивают и находятся на краю пропасти!

Вопрос из зала:

- А что они там делают?

- Смотрят, что делаем в пропасти мы.

  1. Встретились американец и русский и заспорили, где больше свободы слова. Американец говорит:

- У нас самая настоящая свобода слова. Мы можем стать у Белого дома и критиковать своего президента.

Русский:

- А у нас еще больше свободы слова. Мы можем стать у Кремля и тоже критиковать вашего президента.



Пословицы и лозунги:


  1. Партия – наш рулевой!

  2. Народ и партия – едины!

  3. «За коммунистами пойдешь – дорогу в жизни найдешь!»

  4. «Набирайся силы у груди матери , а ума у коммунистической партии!»

  5. «Славится поле снопами, а Советское правительство – делами!»

  6. «Потому нам хорошо живется, что дружба народов в стране ведется!

























Приложение.

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2

3





X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

4

X


X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X


X

X


X

5


6



7




X

X

X

X


X


X

X


X

X

X


X

X


X

X

X

X

X

X

X


X


X

X


X

X

X


X

X


X

8

X

X

X

9

X


X


X

X


X

X

X


X

X


X


X

10

X


X


X


X

X

X

X

X

X


X

X


X

11












X

X

X


X

X


X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X


X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

12












X

X

X

X

X

X

X

X


X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X


X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X




«Политика и экономика: от реформ к застою»

По горизонтали:

2. Так охарактеризовали время правления Л.И. Брежнева.   5. Преступное использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.   11. Политика отказа от критики культа личности Сталина.   12. Государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни.  

По вертикали:

1. Метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.   3. Страна, в которую в декабре 1979 года был осуществлен ввод войск, приведший к новому витку гонки вооружений.   4. Перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые рекомендовались и утверждались комитетами компартии, а также лица, занимавшие эти должности.   6. Перемещение руководящих кадров.  7. Важнейшая, составная часть номенклатуры, включающая в себя высшее и среднее партийное руководство.   8. 4-й за 60 лет Советской власти Основной Закон, принятый 7 октября 1977 г.   9. Условное деление на периоды в годах экономического развития страны.  10. Первая фаза коммунистической формации, идущая на смену капитализму.  






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!