Урок «Поворот» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся определить, какие понятия им известны и понятны, а какие нет. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятии «поворот»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать поворот | Заполняют таблицу. Понятия | Знаю (+) / Не знаю (–) | Преобразование фигуры | + | Параллельный перенос | + | Осевая симметрия | + | Центральная симметрия | + | Центр симметрии | + | Поворот | – | Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «поворот»; – узнать свойство поворота; – научиться выполнять построения с помощью поворота | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что меня заинтересовало в теме урока? – Почему для меня важно научиться выполнять построения с помощью поворота? – Что я ожидаю от сегодняшнего урока? – Где я смогу применить полученные знания и умения? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как понять фразу: «Точка является образом другой точки при повороте вокруг центра О»? Предлагает проанализировать иллюстрации и комментарии к ним. Отвечает на вопросы учащихся. Организует анализ теоремы (свойство поворота). Отвечает на вопросы учащихся. Объясняет следствие теоремы: – Если фигура образ фигуры при повороте, то Организует анализ решения задания: – На рисунке изображены прямая а и точка О. Постройте образ прямой а при повороте вокруг точки О против часовой стрелки на угол 45. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Анализируют информацию. Заполняют таблицу. Иллюстрация | Комментарий к иллюстрации | Вопросы учителю | | На рисунке изображены точки такие, что . Точка является образом точки Х при повороте вокруг центра О против часовой стрелки на угол α. Точку О называют центром поворота. Угол α – угол поворота | Почему…? | | Такое преобразование фигуры F называют поворотом вокруг центра О против часовой стрелки на угол α | Как…? | Анализируют теорему. Теорема | Я бы доказал эту теорему таким образом… | Необходимо провести такие дополнительные исследования | Поворот является движением | | | Принимают участие в решении задачи. Анализируют предложенное решение в учебнике. Решение задачи | Понимаю (+)/Не понимаю. Вопросы учителю. | Так как поворот – это движение, то образом прямой а будет прямая | | Для построения прямой достаточно отметить две любые ее точки | | Выберем на прямой а произвольные точки А и В | | Пусть точки их образы при повороте вокруг точки О против часовой стрелки на угол 45 | | Тогда прямая образ прямой а | | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изученному на уроке материалу | Придумывают вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. Определяют лучший вопрос. Например: – Каким свойством обладают фигуры, если одна из них является образом другой при повороте? – Как можно описать преобразование поворота вокруг точки? | |
VII. Решение заданий | Задания. 1. (№ 697) Постройте образ отрезка АВ при повороте вокруг центра О против часовой стрелки на угол 45. 2. (№ 719) Пусть вершина А равностороннего треугольника АВС является центром поворота на угол 120. Найдите отрезок ВС1, где точка С1 – образ точки С при данном повороте, если АВ = 1 см. Сколько решений имеет задача? | Решения. 1. 2. С1В = АВ = 1(см) – поворот против часовой стрелки. С1В = С1А + АВ = 2(см) – поворот по часовой стрелке. | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Могу ли я объяснить, как выполнять построения с помощью поворота? – Какая информация на уроке для меня была новой? – Чему я научился на уроке? – Доволен ли я результатами своей работы на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживают цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |