постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с однородными членами , умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационный момент. 2 мин. - Оформление тетрадей | Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Сегодня школа не простая И развивать у всех должна Наблюдательность она, Память, логику, внимание Чтобы выполнить задание. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна. . Итак, мы отправляемся в путешествие по великолепному, пышному царству русской зимы. Послушайте, как описала это прекрасное время года тамбовская поэтесса Татьяна Львовна Курбатова в стихотворении «МЕТЕЛЬ» ( Слайд 1) Белым снегом пуховым Стелется метель, как дым. Стелет белая метель Белоснежную постель. Над землею вьюга, вьюга, Мчат снежинки друг за другом, Песни снежные поют, В зимний терем нас зовут. Здесь из снега кружева Вяжет белая зима. | Подготовка рабочего места. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Записывают число, классная работа. | фронтальная | Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности. 5 мин. | 1.Коллективная работа: - Тему урока нам поможет определить кроссворд, который мы должны разгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы слов в пустые клеточки. Кроссворд (Слайд 2) 1. Член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) – ответы уч-ся. 2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И). 3.Первая буква названия вида простого предложения по эмоциональной окраске. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные) 4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире) 5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А). - Перед каким ещё сочинительным союзом всегда ставится запятая? (Но) 6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки) 7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание) 8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный). 9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). В итоге сложилось слово СИНТАКСИС - Второе слово нашей темы урока вы составите из слогов, находящихся в облаках на рисунке слайда. В итоге сложилось слово ПУНКТУАЦИЯ (Слайды 3,4) | Отгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация» Отгадывают первое слово. Составляют второе слово | | Познавательные: - владение приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других; Регулятивные: планируют необходимые действия, проявляют способность к взаимооценке. |
| Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 5) -Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация») | Записывают тему урока в тетради Формулируют цель урока. | | |
3.Систематизация и обобщение знаний и способов действий. 10 мин | А) Синтаксическая пятиминутка. (работа с учебником) Прошёл сильный снег, и земля покрылась белым ковром. Ребята, что не является словосочетанием? | Записывают предложение в тетрадях, один ученик записывает на доске, определяют строение предложения, выделяют грамматические основы, устно называют словосочетания. Отвечают на вопрос. | | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: формирование умений совместного решения проблемы; формирование умения объяснять практическое задание с опорой на теорию ; воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
| Б)« Волшебная шкатулка » (Слайд 6) Активизирует работу учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Запишите предложения с однородными членами, подчеркните их. Снежный ковёр покрыл всё дома деревья и поля. Закованы крепким льдом озёра пруды реки. Тихо морозным утром. Пушистые снежинки медленно опускаются на землю. Как красиво зимой в деревне! Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. -Ребята, каким членом предложения будут однородные члены во 2-ом предложении? | Находят предложения с однородными членами, записывают в тетрадях и расставляют знаки препинания. Делают вывод. Отвечают на вопрос. | | Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий постановки знаков препинания правописания в предложениях с однородными членами; построение речевого высказывания. Регулятивные: - поиск пути решения проблемы; - осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: - формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме. - формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
4.Физкультминутка. 1 мин. | | Выполняют физкультминутку. | | |
5.Продолжение работы по систематизации и обобщению знаний и способов действий. 15 мин | А) Задание «Зимняя река» (Слайд 7) Чтобы перейти реку, нужно проложить мостик из брёвен. Вспомните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? Дует холодный ветер. Пушистый снег покрывает землю. С ветки на ветку прыгает синичка. Холодно птицам зимой. Заботу о птичках ребята берут на себя. Повсюду развешаны кормушки для пернатых. Птицы наши друзья! Позаботьтесь о них! (Слайд ) | Работают с текстом, анализируют его. Читают предложение, в котором пропущено тире. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; - воспитание уважительного отношения к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
| Б) Творческая работа. (Слайд 8) Составьте по данным схемам предложения на тему «Зима». 1) «П?» - а. 2) А: «П!» 3) «П,» - а. | Составляют предложения с прямой речью на заданную тему. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий постановки знаков препинания правописания в предложениях с однородными членами; построение речевого высказывания. Регулятивные: - поиск пути решения проблемы; - осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: - формирование умения слышать, слушать и понимать одноклассника, уметь вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. |
| В) Тестирование. | Выполняют задания – тесты и осуществляют самопроверку. | Самостоятельная работа. | Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений решения проблемы; - воспитание уважительного отношения к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. 1 мин | Составьте текст по данному началу: Лесные жители готовились к зиме… , включив в него сложные предложения, предложения с однородными членами и с прямой речью. (Слайд 9) | Запись домашнего задания. | | |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин | Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. (Слайд 10) Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме “Синтаксис и пунктуация”. Мы многое успели сделать: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания. Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. Оцените свою работу, используя снеговиков. Резервное задание: Г) Отгадайте загадки: 1.Какая погода! И снег замечательный! Поставлю в конце Знак другой —... (восклицательный) 2.Знак препинания очень нам нужный, С точкой он схож и вообще с нею дружен. Точки сестру с завитушкой смешною Мы называем всегда... (запятою) 3. Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово — ... (обращение) -Ребята, что мы называем обращением? Составьте предложение с обращением. 4.Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой? (Подлежащее) 5.Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется... (сказуемым) | Оценивают свою работу на работе с помощью снеговиков. | Фронтальная | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные:умение строить речевое высказывание. Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; - воспитание уважительного отношения к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |