Урок «Правильные многоугольники и их свойства» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Очень рада вас видеть сегодня на уроке! – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих познаниях о понятии «многоугольник». Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятии «правильный многоугольник»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «правильный многоугольник». | Выступают перед классом или в группах. – Мы изучали… – Я понял… – Я выполнял задания… – Я могу объяснить… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляет правильный многоугольник; – узнать свойства правильного многоугольника | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему для меня важно изучать правильные многоугольники? – Какие усилия нужно приложить, чтобы достигнуть цели урока? – Каким образом тема урока отвечает моим потребностям, интересам, желаниям? – Какая моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Предположите: почему многоугольник могут называть правильным? Организует анализ определения понятия «правильный многоугольник». Организует анализ теорем. Отвечает на вопросы учащихся. Демонстрирует доказательство теоремы. Объясняет учащимся: – Точку, которая является центром описанной и вписанной окружностей правильного многоугольника, называют центром правильного многоугольника. Организует исследование с целью выяснить формулы нахождения радиусов описанной и вписанной окружностей для правильных треугольников, четырехугольников и шестиугольников. Организует анализ решения задачи: – Существует ли правильный многоугольник, угол которого равен: 1) 155; 2) 177? Отвечает на вопросы | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Планирует проведение исследований. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке: а) буду самостоятельно изучать новый материал; б) буду работать в паре; в) буду работать в группе; г) буду слушать объяснения учителя. Анализируют определение. Заполняют таблицу. Формулируют вопросы для дополнительных исследований Определение | Ключевые слова | Вопросы для исследований | Многоугольник называется правильным, если у него все стороны равны и все углы равны | Стороны равны, углы равны | Каким образом…? Как…? | Анализируют теоремы. Заполняют таблицу теоремы | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Правильный многоугольник является выпуклым многоугольником | Почему…? | Как…? | Любой правильный многоугольник является одновременно вписанным в окружность и описанным около окружности, причем центры описанной и вписанной окружностей совпадают | Каким образом…? | Зачем…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы. Планируют дополнительные исследования. Проводят исследование. Работают с источниками информации. Заполняют таблицу: Количество сторон правильного n-угольника | n = 3 | n = 4 | n = 6 | Радиус описанной окружности | | | | Радиус вписанной окружности | | | | Анализируют решение задачи. Формулируют вопросы учителю. Ход решения задачи | Мне непонятно… Вопросы учителю | 1) Пусть n – количество сторон искомого правильного многоугольника. С одной стороны, сумма его углов равна 180( n – 2). С другой стороны, эта сумма равна 155 n. 180( n – 2) = 155 n 25 n = 360 n = 14,4 Так как n должно быть натуральным числом, то такого правильного многоугольника не существует | Почему…? | 2) 180( n – 2) = 177 n; n = 120. Существует. Стодвадцатиугольник | Как…? | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Какой многоугольник называют правильным? | | | Около какого правильного многоугольника можно описать окружность? | | | В какой правильный многоугольник можно вписать окружность? | | | Как расположены друг относительно друга центры вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания 1. (№ 179) Найдите углы правильного n-угольника, если: 1) n = 6; 2) n = 9; 3) n = 15. 2. (№ 181) Сколько сторон имеет правильный многоугольник, угол которого равен: 1) 60; 2) 171? | Решения. 1. 1) 120; 2) 140; 3) 156. 2. 1) n = 3; 2) n = 40 | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что помешало мне лучше работать на уроке? – Доволен ли я своей работой на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |