I.Мотивация 3 мин | Включение в деловой ритм. Приветствие.Устное сообщение учителя. Опрос. Учитель задаёт вопрос: В какой части слова пропущены буквы в данных словосочетаниях? Кожа…ая куртка Серебря…ые часы Гуси…ое перо Клюкве…ый сок Тума…ая даль Ко…ый завод Искусстве…ый мех Дли…ая ночь Учитель задаёт вопрос: таким образом, над какой частью слова мы будем сегодня работать? | Подготовка к работе. Учащиеся отвечают на вопрос, настраиваются на аналитическую работу . Делают вывод: называют часть слова. | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; мотивация регулятивные: умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 4 минуты | Языковая разминка . 1) Назовите имена прилагательные, образованные суффиксальным способом: 1)заманчивый 2)придорожный 3)российский 4)уличный 5)невысокий 2)Назовите прилагательные с суффиксом –ск-: А)сосед..ий Б)гре..ий В)рыба..ий Г)якут…ий 3)Назовите прилагательные, в которых пишется Ь: А)цар..ский Б)июн..ский В)декабр..ский Г)сел..ский Д)январ..ский | Вызванный ученик читает слова и объясняет написание, остальные проверяют. Называют прилагательные с суффиксом –ск-, объясняют выбор суффикса Выписывают прилагательные с Ь, объясняют | Фронтальная проверка. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка умений находить и объяснять орфограмму. |
III. Изучение нового материала: 6 мин а) Создание проблемной ситуации. б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом. в)постановка учебной проблемы г) Отработка изучаемого материала. | Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока путем написания слов с вставлением пропущенных букв(слова записаны на табличках): Стари..ый Торжестве..ый Звери..ый Кожа…ый Оловя..ый Ю..ый -проверка выполненного задания по образцу, сравнение с образцом, выявление затруднений. -Вывод и формулировка темы урока. - Запись темы в тетрадь 1)Все ли слова написали верно? 2)Почему? Чего мы не знаем?(побуждение к осознанию противоречия) 3)Какой возникает вопрос? Какие задачи мы будем решать?( побуждение к формулированию проблемы и целей урока) Дает задание по группам: проанализируйте прилагательные. Сделайт вывод, когда в прилагательных пишется одна Н, когда две Н. 1 группа. Сонный, магазинный, каменный 2 группа. Общественный, утренний, обеденный 3 группа Авиационный, лекционный Дивизионный 4 группа Комариный Куриный Голубиный 5 группа Песчаный Серебряный Кожаный 6 группа Юный, зелёный, единый | Вызванные учащиеся вставляют пропущенные буквы, выделяют морфемы . Находят ошибки, определяют тему урока, записывают тему урока в тетрадь ставят проблемный вопрос 1).Нет. 2) Не знают, когда в прилагательных пишется Н, а когда НН (осознание противоречия) 3)Одна и две Н в прилагательных?( учебная проблема как тема урока) (Формулируют тему и цели урока.) . Презентация работ групп. Составляют таблицу «Правописание одной и двух Н в именах прилагательных» (см.Приложение №1) Работают с учебником Сопоставляют самостоятельно сделанные выводы с материалом учебника.( правило на стр.29) | Коллективная работа. Практический метод. Приём познавательной активности через задание. Коллективная работа. Практический метод. Приём познавательной активности через задание Коллективная работа. Практический метод. Приём познавательной активности через задание Групповая работа Составление таблицы Работа по учебнику | Личностные: умение обобщать полученный результат; регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Познавательные: владеют навыками работы с учебной статьей; навыками сопоставления собственных выводов с научными определениями регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Уважительное отношение друг к другу при коллективной работе. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Осуществляют контроль учебных действий Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
V. Актуализация новых знаний. (5 минут) а) Первичное закрепление. Начало формирования умений | Устанавливает осознанность восприятия. Развивает навыки применения новых знаний на практическом материале. - Выполнение упражнения: записать слова, вставить пропущенные буквы Н или НН, объяснить написание. (Приложение №2) - Проверяет выполнение упражнения | : Самостоятельно записывают слова, комментируя написание записывают их в тетрадь. Отвечают на вопрос . . | Фронтальная работа Комментированное письмо по цепочке. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
2) Первичное обобщение. 15 минут | Организует деятельность по применению новых знаний. -Просит проговорить правила написания Н-НН в прилагательных -Задает распределительный диктант (приложение №3) -Просит записать предложения, графически объяснить орфограммы в суффиксах прилагательных (Приложение №4) Обучает находить исключения в тексте. Читает отрывки из стихотворений, ставит задачу: хлопнуть в ладоши, как только услышат прилагательные –исключения (Приложения №5) | Устно проговаривают правило Распределяют слова в два столбика, объясняя условия выбора и выделяя морфемы Выполняют письменные задания по применению новых знаний. Слушают текст, находят слова-исключения, хлопают в ладоши | . Обсуждение вариантов ответа | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем | Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 5 минут | Организует рефлексию. Выясняет, что усвоено на уроке, что нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы. Осуществление контроля над пониманием темы. Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки. (Приложение№6) | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения; регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся; познавательные: рефлексия; личностные: самосовершенствование. | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание. 3 минуты | Объясняет домашнее задание: Для сильных учащихся - составить связный рассказ о правописании одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Записать план и примеры Или -выписать из произведения, изучаемого на уроках литературы, 5 предложений с прилагательными с данной орфограммой. Объяснить написание суффиксов Для остальных учеников класса - упражнение учебника №370 - Выучите теоретический материал в учебнике. | Слушают и записывают задание в дневник | | Регулятивная: саморегуляция. | |