Общая часть |
Предмет | Технология (труд) | класс | 1(доп) |
Тема урока | Праздники и традиции весны. Праздник птиц. |
Тип урока | Урок закрепление (комплексное применение знаний и умений) |
Цель | Конструирование птицы из цветной бумаги. |
Задачи | Организовать работу по формированию навыков учебного труда: понимание задания, соблюдение рационального режима труда; способствовать овладению художественными приёмами работы с бумагой (бумагопластика); развивать навыки объемной работы с бумагой и учить творческому применению освоенных приемов |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика); наблюдать и анализировать природные пространственные формы; придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая птиц, на основе свойств и возможностей художественных материалов | Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков; вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения; работать в группе | Выполнять правила поведения ученика на уроке; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, |
Коррекция нарушений развития ребенка | Коррекция поведения. Снять состояние робости, застенчивости. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, ИЗО. |
Основные понятия и термины | Бумага, картон, клеевое соединение, аппликация, шаблон |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, простой карандаш, линейка, технологическая карта, образец . |
Методы обучения | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый |
Организационная структура урока |
Этапы | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Мотивация познавательной деятельности | Предлагает отгадать загадку, представить картину, возникающую после прослушивания загадки. (слайд 2) Тает снег, сосульки плачут, Ручейки бегут, звеня, Ветер теплый - это значит Что уже пришла…(весна) Подумать, а почему это всё происходит весной? Подвести к тому, что солнце яркое, светит, пригревает. (слайд 3) А в народе говорили так: Когда солнышко пригреет, Тогда и вода разольется, Тогда и лес зазеленеет, Тогда и птицы прилетают! (слайд 3) А какие перелетные птицы вам известны? (слайд 4)Помогает сформулировать учебную задачу урока | Слушают загадку, отгадывают её. Высказывают свое мнение при ответе на вопрос, что солнце поднимается выше, светит ярче, больше пригревает. Называют известных им перелетных птиц (жаворонок, ласточка, кукушка, утка, соловей и т.д.) Участвуют в определении учебной задачи урока | Познавательные учебные действия: - анализ изделия, - сравнение, - построение логической цепи, - создание способов решения проблемы. Регулятивные действия: - умение действовать по плану, -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, - умение преодолевать трудности, - умение адекватно оценивать свою и сверстников деятельность. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - проявление инициативы |
Актуализация необходимых знаний | Проводит беседу о весне, о значении весны для человека. Это особое время было и для наших предков. Оно имело огромное значение. Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно. Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц, что возвращаются к нам из теплых стран. И поэтому птиц ждали с нетерпением, к их прилету готовились и даже зазывали их. Проводит беседу о народных традициях по закликанию птиц («Жаворонки») (слайд 5) “Праздник Жаворонки” сопровождался различного рода обрядами. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали это, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году. Главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! Посмотрите и послушайте, как это было. (слайд 6) Так же образ птицы нашел свое отражение и в народном творчестве. Умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Даже пекари не упускали возможности в своей работе использовать образ птицы весной. | Актуализируют необходимые знания, обобщают известные сведения о весне, о народных праздниках. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в беседе. | |
Физкультминутка | | Перелетные птицы Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Крошки птички собирают («клюют») Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают) Птички летают, поют (машут руками) Зёрнышки клюют (наклоняются) Дальше полетели И на место сели («улетают», садятся) | |
Организация познавательной деятельности | Организует начало работы. А вы хотите смастерить какую – либо птичку и тем самым позвать перелетных птиц? Тогда сегодня мы смастерим вот таких фантастических птиц. Ребята, а как летают птицы? Подготовка материала для работы Что вы подготовили сегодня к уроку? А что такое техника безопасности? Обращает внимание на то, что из одинаковой заготовки нужно выполнить разных птиц. Ученик получает свою птичку и план работы. Организует оформление коллективной работы (птицы вешаются на заранее подготовленную ветку дерева) | Высказывают свое мнение при ответе на вопрос (птицы летают стаями). Называют правила работы на уроке технологии Называют правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Демонстрируют приготовленные заготовки. - знакомятся с планом работы; - обсуждают этапы выполнения, высказывают предположения по выполнению работы; - выполняют работу по плану. Украшают дерево птицами. |
Подведение итогов (рефлексия) | Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Теперь можно и птиц позвать. Задает вопросы: - Какое открытие сделал каждый из вас сегодня на уроке? - Какое задание показалось трудным, интересным? - Какое правило работы было выполнить трудно? Почему? | Дети встают, и говорят: Жаворонки прилетите к нам, Красное солнышко принесите нам, А зимушку унесите от нас. Отвечают на вопросы. Признают свои ошибки, соглашаются с мнением одноклассников |