СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Преступная страсть Катерины Львовны"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Преступная страсть Катерины Львовны"»

Приложение

Учреждение: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

ФИО учителя Тарунина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Класс: 10

Предмет: Литература

Тема урока: Преступная страсть Катерины Львовны (по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Тип урока:  урок изучения нового;

Реализуемая программа: составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2017.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература 10 класс: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2017 г.

Цель урока: создание педагогических условий для формирования нравственных качеств обучающихся через работу с литературным произведением.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Раскрыть содержание понятия жанра очерка;

  • познакомить с материалом, ставшим основой произведения;

  • закрепить умение трактовать название произведения и эпиграф как ключ к пониманию текста;

  • проанализировать образ главной героини через работу над ее портретом, речью, чувствами и поступками;

Развивающие

  • продолжать формирование навыков смыслового чтения;

  • содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

  • развивать умение проводить взаимоконтроль и самоконтроль;

  • развивать умение работать в группах и парах, выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся нравственное чутьё, способность отличать поступки, проступки и преступления.

воспитывать стремление к достижению цели, интерес к литературе.

Изучение темы направлено на получение следующих результатов:

Предметные:

  • знают содержание очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;

  • знают определение жанра очерка, его признаков;

  • знают историю создания произведения Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;

  • умеют анализировать образы героев произведения;

  • умеют использовать приемы смыслового чтения для анализа эпиграфа, названия произведения и образа литературного героя;

Метапредметные:

  • самостоятельно выделяют и формулируют цели деятельности;

  • строят логическую цепь рассуждений, делают выводы;

  • умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • владеют монологической и диалогической формами речи;

  • умеют работать в группе: составляют план работы и распределяют обязанности среди членов группы;

  • формулируют и высказывают свою точку зрения, аргументирую ее.

Личностные:

  • ориентируются в нравственном содержании произведения и смысле поступков героини,

  • осмысляют свои поступки.

Оборудование: тексты очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; рабочие карты, презентация к уроку, видеофрагмент фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (Реж. Роман Балаян), зеркала, листочки-«зеркала» для рефлексии, «черный ящик».

Домашнее задание к уроку:

  • прочитать текст очерка «с карандашом», отметить описания природы, портретные описания, поведение главных героев;

  • индивидуальное сообщение о трагедии В.Шекспира «Леди Макбет»; об истории создания очерка Лескова.

Время мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой.

1 мин

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.


Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку. Сдают рапорт.

Личностные: самоопределение, эмоциональный настрой на работу

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

3 мин

Помогает обучающимся определить тему урока, сформулировать задачи. Знакомит с рабочими листами. Прием «Черный ящик», «Отражение», «Рассечение вопроса»

Знакомятся с рабочими листами Формулируют тему урока. Определяют задачи урока


Регулятивные: целеполагание.

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания о жанре очерка, истории создания произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,


Организует работу:

1)по определению жанра очерка (Работа с толковым словарем),

2)по ознакомлению с историей произведения и его названия (Проблемный вопрос),


Обучающиеся участвуют в коллективной беседе, организованной педагогом, записывают определение жанра очерка и основные сведения об истории создания произведения

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные:Знают определение очерка, отличие его от других жанров литературы, историю создания произведения

Регулятивные: определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей;

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: проанализировать образ главной героини через работу над ее портретом, речью, чувствами и поступками,

использовать полученные знания для оценки действий героини произведения.


Организует работу по анализу образа главной героини через работу над:

- ее портретом (Визуализация),

-речью (Лексический анализ текста),

- чувствами (комментированное чтение, Выразительное чтение, Работа с таблицей)

- поступками (Работа с таблицей, Деформированный текст, Голос за кадром, Закончить фразу, Выразительное чтение).


Выполняют анализ образа героини по плану с использованием стратегии и приемов смыслового чтения, в парах и индивидуально заполняют таблицы в рабочих листах




,

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные: Знают план характеристики образа

Регулятивные: составляют план и последовательности действий; корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умеют работать в группе, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей; эмоциональное «проживание» текста произведения, выражение своих эмоций;высказывание своего отношения к героям произведения

  1. Первичная проверка понимания 

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.


Организует работу по воспитанию у обучающихся нравственных качеств, понимания отличия поступка, проступка, преступления («СОП»-«Соотнеси определение и понятие»)

Заполняют таблицы в рабочих листах, осуществляют взаимопроверку


УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные: Знают определение поступка, проступка, преступления

Регулятивные: корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умеют работать в парах, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей;

  1. Первичное закрепление

Цель: качественное усвоение обучающимися полученных знаний, формирования первичных навыков.


Организует работу по закреплению умения трактовать название произведения и эпиграф как ключ к пониманию текста, ответ на проблемный вопрос

отвечают на поставленный в начале урока проблемный вопрос, отвечают на проблемный вопрос.



УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные: Знают определение эпиграфа, отличие его от других композиционных частей произведения,

Регулятивные: корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей;

  1. Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Подвести итог урока Обсудить и записать домашнее задание.

2 мин

Информирует о домашнем задании.

Записывают домашнее задание.


  1. Этап рефлексии деятельности.

Цель: Зафиксировать содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке.

5 мин

Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности обучающимися на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свое участие в возможности достижения цели.

Предметные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Регулятивные: выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные: формулирование своего мнения, учет разных мнений.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.