СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Природа и люди Древней Индии" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Природа и люди Древней Индии

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. Страна между Гималаями и океаном

  2. Джунгли на берегах Ганга

  3. Деревни среди джунглей

  4. Животные и боги

  5. Вера в переселение душ

Цель урока

Создание условий для формирования представлений об Индии: природные условия, основные занятия населения, религиозные верования

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Гималаи, джунгли, хлопчатник

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: укажите, в чем проявилось влияние природы и климата на образ жизни человека.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы


Учитель. В Индии и Китае первые государства возникли в глубокой древности, хотя и позже, чем в Египте и Двуречье.

В первом тысячелетии до н.э. в Древней Индии было множество племен и государств, соперничавших друг с другом. В 3-м веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. В наши дни изображение львов на колонне Ашоки стало государственным гербом Индии. Четыре льва смотрят на четыре стороны света, напоминая о том, что ныне вся огромная страна объединена в одно государство. Китай стал единым государством также в 3-м веке до н.э., его первым властителем был Цинь Шихуан.

Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого вам необходимо будет заполнить сравнительную таблицу. Читаем пункты параграфа 1. «Страна между Гималаями и океаном» и 2 «Джунгли на берегах Ганга». Задание: сравните природу, климат Древней Индии и ранее изученных стран:

Страна

Местоположение

Ландшафт

Реки

Природа

Климат

Индия

Южная Азия

Горы и равнины

Инд и Ганг

Труднопроходимые леса

Богатый животный мир

Жаркий в долинах рек , два месяца дожди

Египет

Северная Африка

Равнина

Нил

Деревья, тростник, папирус, акация богатый животный мир

Жаркий

Двуречье

Западная Азия

Равнина

Тигр и Евфрат

Отсутствие лесов

Богатый животный мир

Жаркий

Таким образом, природные условия представленных государств позволяют населению заниматься сельскохозяйственной деятельностью

Задание 2. Прочитайте пункт параграфа 3 «Деревни среди джунглей» и составьте рассказ о жизни индийской деревни по плану:

  1. занятия и промыслы

  2. орудия труда

  3. технические культуры

  4. климат

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Задание 3. Прочитайте пункт параграфа 4 «Животные и боги» на полях отметьте значками (на слайде) известную и противоречивую информацию.

Затем объединяются в группы по 4 человека выясняют и обсуждают информацию (3 минуты). Если что-то остается не понятным, то это выносится на обсуждение всего класса. Если не могут найти ответ, то говорит учитель.

Сказание о Раме. Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто не смог даже сдвинуть лук с места. Лишь царевич Рама легко поднял его одной рукой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал её мужем. Но коварный десятиголовый двадцатирукий царь злых чудовищ – ракшасов Равана похитил Ситу и унес её далеко на юг, на остров Ланку. Он держал её в заточении, уговаривая стать его женой. Рама тот час отправился на поиски Ситы. Верных помощников и друзей Рама нашел в царстве обезьян. Среди них был умный Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, перепрыгнул через море на Ланку, проник во дворец и сказал плачущей женщине слова утешения. Слуги Раваны поймали Ханума и в насмешу над ним подожгли ему хвост. Хануман вырвался от них и, прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костер весь дворец и город Раваны. После возвращения Ханумана был построен мост через океан, и Рама с обезьяним войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, выпускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражен могучим Рамой. В честь этой победы индийцы до сих пор устраивают веселый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многоголового Раваны. Потом, к общей радости, его поджигают, а люди танцуют – некоторые в масках обезьян. Они как богов прославляют великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла.

Ответьте на вопросы:

- Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто – зло?

- Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас?

Задание 4. Прочитайте пункт параграфа 5 «Вера в переселение душ» и ответьте на вопросы:

  1. Объясните, в чем состояла гуманность культуры индийцев?

  2. Поясните, в чем особенность веры в переселение душ?

  3. Составьте правила поведения индийца.

  4. Перечислите причины появления веры в переселение душ.

Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа в рабочей тетради

Выполните упр. 81 в рабочей тетради стр. 63 – 64

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Систематизировать изученную информацию с помощью таблицы

Объяснять основные проявления влияния природы и климата на образ жизни индийцев

Давать характеристику древнейшим городам Индии

Определять быт и культуру древних индийцев на основании исторических источников

Объяснять гуманность культуры индийцев

Определять существование отголосков древних представлений индийцев о взаимоотношениях человека и природы в современной мировой культуре

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 20. рабочая тетрадь упражнение № 82

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике