Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: укажите, в чем проявилось влияние природы и климата на образ жизни человека. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. В Индии и Китае первые государства возникли в глубокой древности, хотя и позже, чем в Египте и Двуречье. В первом тысячелетии до н.э. в Древней Индии было множество племен и государств, соперничавших друг с другом. В 3-м веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. В наши дни изображение львов на колонне Ашоки стало государственным гербом Индии. Четыре льва смотрят на четыре стороны света, напоминая о том, что ныне вся огромная страна объединена в одно государство. Китай стал единым государством также в 3-м веке до н.э., его первым властителем был Цинь Шихуан. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого вам необходимо будет заполнить сравнительную таблицу. Читаем пункты параграфа 1. «Страна между Гималаями и океаном» и 2 «Джунгли на берегах Ганга». Задание: сравните природу, климат Древней Индии и ранее изученных стран: Страна | Местоположение | Ландшафт | Реки | Природа | Климат | Индия | Южная Азия | Горы и равнины | Инд и Ганг | Труднопроходимые леса Богатый животный мир | Жаркий в долинах рек , два месяца дожди | Египет | Северная Африка | Равнина | Нил | Деревья, тростник, папирус, акация богатый животный мир | Жаркий | Двуречье | Западная Азия | Равнина | Тигр и Евфрат | Отсутствие лесов Богатый животный мир | Жаркий | Таким образом, природные условия представленных государств позволяют населению заниматься сельскохозяйственной деятельностью Задание 2. Прочитайте пункт параграфа 3 «Деревни среди джунглей» и составьте рассказ о жизни индийской деревни по плану: занятия и промыслы орудия труда технические культуры климат Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание 3. Прочитайте пункт параграфа 4 «Животные и боги» на полях отметьте значками (на слайде) известную и противоречивую информацию. Затем объединяются в группы по 4 человека выясняют и обсуждают информацию (3 минуты). Если что-то остается не понятным, то это выносится на обсуждение всего класса. Если не могут найти ответ, то говорит учитель. Сказание о Раме. Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто не смог даже сдвинуть лук с места. Лишь царевич Рама легко поднял его одной рукой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал её мужем. Но коварный десятиголовый двадцатирукий царь злых чудовищ – ракшасов Равана похитил Ситу и унес её далеко на юг, на остров Ланку. Он держал её в заточении, уговаривая стать его женой. Рама тот час отправился на поиски Ситы. Верных помощников и друзей Рама нашел в царстве обезьян. Среди них был умный Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, перепрыгнул через море на Ланку, проник во дворец и сказал плачущей женщине слова утешения. Слуги Раваны поймали Ханума и в насмешу над ним подожгли ему хвост. Хануман вырвался от них и, прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костер весь дворец и город Раваны. После возвращения Ханумана был построен мост через океан, и Рама с обезьяним войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, выпускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражен могучим Рамой. В честь этой победы индийцы до сих пор устраивают веселый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многоголового Раваны. Потом, к общей радости, его поджигают, а люди танцуют – некоторые в масках обезьян. Они как богов прославляют великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла. Ответьте на вопросы: - Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто – зло? - Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас? Задание 4. Прочитайте пункт параграфа 5 «Вера в переселение душ» и ответьте на вопросы: Объясните, в чем состояла гуманность культуры индийцев? Поясните, в чем особенность веры в переселение душ? Составьте правила поведения индийца. Перечислите причины появления веры в переселение душ. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Систематизировать изученную информацию с помощью таблицы Объяснять основные проявления влияния природы и климата на образ жизни индийцев Давать характеристику древнейшим городам Индии Определять быт и культуру древних индийцев на основании исторических источников Объяснять гуманность культуры индийцев Определять существование отголосков древних представлений индийцев о взаимоотношениях человека и природы в современной мировой культуре | Устный опрос |