Основной этап | - Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю отгадать несколько загадок. - Ответ засчитывается по поднятой руке. Итак, слушаем внимательно: 1. Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает. Всюду листики кружат - это значит… 2. Пыль с дороги захватил, А потом, набравшись сил, Завертелся, закружил, И столбом до неба взвил. 3. Электрический разряд, Но никто ему не рад. Часто он в грозу бывает, С неба в землю ударяет. И чего он ни коснётся, Всё обуглится, сожжётся. 4. Бел, да не сахар, Ног нет, да идёт, На всех садится, Никого не боится. 5. Непоседа – невидимка над полями гонит дымку, Низко вьётся над травой, носит запах луговой. Нежным часто он бывает, но порой и с ног сбивает. Нынче там он, завтра тут. Как, скажи, его зовут? - Хорошо, молодцы. А как вы считаете, что объединяет все эти слова? - Чтобы узнать, правы ли вы, откроем учебник на с.11. Кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока? - Да, сегодня мы поговорим о природных явлениях и стихийных бедствиях. - Откройте тетради, запишите тему нашего урока. - Молния, снегопад, ветер, дождь, смерч, листопад - всё это природные явления. - Кто может прочитать на слайде, что такое природные явления? - Верно. Теперь давайте запишем, что такое природные явления. - Многие из них связаны с временами года. Например, птицы улетают на юг осенью, осадки в виде снега чаще выпадают зимой. - Некоторые природные явления могут стать причиной стихийного бедствия. - Например, бора - сильный, порывистый ветер. Дует он чаще всего в холодное время года в районе Новороссийска. Бывает, что ветер сносит крыши, ломает деревья, валит столбы. Большую опасность бора представляет для кораблей: они в считанные минуты могут покрыться льдом. - Летом на равнинах, в степи часто дует горячий ветер суховей. Его название произошло от слов «сухой» и «веять». Он нередко приносит засуху, губит растения, может вызвать такое природное явление, как пыльная буря. - Смерч - одно из самых опасных явлений природы на Черноморском побережье Кавказа. Он несётся с огромной скоростью и сметает всё на своём пути. Смерчи сопровождаются ураганом, проливным дождём и градом. - Как вы думаете, природные явления приносят только вред окружающей среде? - Природные явления приносят как пользу, так и вред окружающей среде. - Сейчас я вам раздам рабочие листы, где будет указано, какую пользу или вред приносят нам те или иные природные явления. Если вы считаете, что это польза, рисуете рядом в окошке галочку, если вред - крест. Работаем в парах. - А сейчас давайте все вместе проверим, правильно ли вы решили, что вред, а что польза, которые нам приносят природные явления. Физкультминутка - Молодцы, ребята. Как я и говорила, некоторые природные явления могут стать причиной стихийного бедствия. - Кто готов прочитать на слайде, что такое стихийные бедствия. - Верно. Запишите это определение себе в тетрадь. - Нередки в нашем крае наводнения - стихийные бедствия, во время которых происходит значительное затопление местности. Водная стихия разрушает мосты, дороги, здания, не щадит людей и животных. Наводнения бывают из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, ураганного ветра. - Также в нашем крае могут происходить землетрясения. Они бывают разной силы. При самых сильных разрушаются здания, мосты, дороги. - Многие стихийные бедствия невозможно предотвратить. А вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. Для этого существуют метеорологические станции. - Кто мне может сказать, что такое метеорологические станции? - Это станции, на которых специалисты круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями и своевременно информируют население о предстоящей опасности. - Откройте учебник на с.14. Кто готов нам прочитать, как себя нужно вести во время стихийных бедствий? - Да, верно, эти правила нужно всем запомнить. - А вы знали, что некоторые природные явления можно предсказать, если знать народные приметы? Люди издавна примечали, что предшествует тому или иному природному явлению, запоминали и передавали эти знания друг другу. - Сейчас мы прочитаем стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб на с.15 учебника. Она жила в станице Славянской, писала о природе Кубани, о детях, о труде. - О каких признаках изменения погоды упоминает автор? - Хорошо. А какие ещё народные приметы вы знаете? | 1. Листопад. 2. Смерч. 3. Молния. 4. Снег. 5. Ветер. - Природные явления и стихийные бедствия. Ведут запись в тетради. - Природные явления - это изменения, которые происходят в природе. Ведут запись в тетради. Работают с рабочим листом. Выполняют физкультминутку. - Стихийное бедствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной жизни людей, их гибели, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Ведут запись в тетради. Предполагают, что такое метеорологические станции. Читает один обучающийся. Читает один обучающийся. - Если утром цветы сжали свои ноготки, то пойдёт дождь. А если цветок широко раскрыл глаза до солнца, то будет солнечный день. Дождевые черви перед грозой выползают из земли или укромных мест. Если ласточки летают высоко - завтра будет хорошая погода. Домашняя кошка, свернувшаяся клубочком, сулит наступление морозов. Множество звезд на небе обещает мороз на следующий день. | Слайд №2 - 6 Учебник, с.11 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13-14 Слайд №15 Слайд №16 Учебник, с.14 Учебник, с.15 Слайд №17 - 20 |
Подведение итогов урока | - Ребята, вот и подходит к концу наш сегодняшний урок. - Скажите, пожалуйста, что же такое природные явления и назовите несколько из них. - Какой вред или пользу приносят природные явления? - Что такое суховей и что он приносит? - Что такое стихийные бедствия? Назовите их. - Как нужно вести себя во время стихийного бедствия? - О каких приметах мы сегодня говорили? | - Природные явления - это изменения, которые происходят в природе. Смерч, дождь, ветер и т.д. - Суховей - горячий ветер, приносит засуху. - Стихийное бедствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Землетрясение, наводнение. - При землетрясении быть со взрослыми, покинуть здание. При шторме, смерче, урагане лучше быть в убежище. Во время наводнения нужно подняться как можно выше. Если утром цветы сжали свои ноготки, то пойдёт дождь. А если цветок широко раскрыл глаза до солнца, то будет солнечный день. Дождевые черви перед грозой выползают из земли или укромных мест. Если ласточки летают высоко - завтра будет хорошая погода. Домашняя кошка, свернувшаяся клубочком, сулит наступление морозов. Множество звезд на небе обещает мороз на следующий день. | |