Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование интернет- технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Тема моей работы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» занимает важное место в курсе русского языка за 6 класс. Она является одной из самых трудных для восприятия учениками, большие сложности возникают при применении соответствующего правила на практике при выполнении упражнений. Тем более сложна эта тема для детей с ОВЗ.
Педагогическая проблема, которую предполагается решить средствами интернет-технологий.
При изучении данной темы используются интернет-технологии.
Проблема заключается в обеспечении вовлеченности в учебный процесс ребенка, обучающегося на дому.
Использование информационных технологий вообще само по себе является одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.
Интернет-технологии позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Их целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
Цель использования современных интернет-технологий.
Главной целью использования интернет-технологий является:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
• воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;
• формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.
Задачи использования современных интернет-технологий.
Основными задачами использования интернет-технологий является:
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
• Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Специфика контингента обучающихся.
В 6 классе один учащийся с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок обучается на дому. Имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, интеллект не нарушен. Учащийся физически не может находиться в классе, работает в более медленном темпе, но активно и с удовольствием пользуется интернет-технологиями, проявляет интерес к изучению предмета.
Предполагаемый образовательный результат с учётом требований ФГОС: предметные, метапредметные и личностные результаты).
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и ПРИ-, применять правило в ходе проектирования лингвистического писания, рассуждения. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; организовывать и устанавливать учебное сотрудничество с учителем. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. |
.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
ФИО учителя: Данилова Элена Викторовна
ОУ: МБОУ «Школа 88 « Новинская»
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора букв Е и И в написании приставок ПРЕ-, ПРИ- и работу по алгоритму.
Развивающая: способствовать умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
Воспитывающая: способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: Умение фиксировать собственные затруднения в деятельности способствует достижению целей определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности путем проектирования маршрута преодоления затруднений.
Программные требования | Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы: |
Личностные результаты Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. | развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляет заинтересованность в приобретении способов действий. |
Метапредметные результаты Регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | анализирует уровень своих знаний и способностей; обнаруживает и формулирует проблему; планирует способы решения возникших проблем; формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя; выполняет учебную задачу в сотрудничестве. |
Предметные результаты Умеет объяснять написание гласных Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ- с опорой на алгоритм выполнения лингвистической задачи. | формулирует правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-; применяет правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- при решении лингвистических задач с использованием интернет-технологий; объясняет выбор написания приставки; называет слова, написание которых нужно запомнить. |
Программное содержание: Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: приставка, орфограмма.
План повторения изученного материала:
Правило правописания приставки ПРИ-.
Правило правописания приставки ПРЕ-.
Составление алгоритма применения правил на практике.
Тип урока: рефлексия (урок-обобщение).
Форма урока: дистанционный урок
Технология обучения: информационно-коммуникативная
Оборудование: ноутбук с выходом в интернет , проектор, экран.
Домашнее задание: дополнить примерами презентацию, созданную в Google.
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализация знаний |
- формулирует цели и задачи с помощью учителя; - аргументирует свою точку зрения; - планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя. | Как звучит тема, изучению которой мы посвятили два предыдущих урока? («Правописание гласных Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ») Для чего нам нужно знать правило правописания приставок ПРЕ и ПРИ? (правило необходимо знать для того, чтобы, успешно применяя его на практике, избегать орфографических ошибок при написании приставок ПРЕ и ПРИ) - Так как же мы можем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока? Цель урока
Научиться применять правило правописания приставок ПРЕ и ПРИ на практике. | Отвечает на вопросы учителя, используя форум. |
II. Повторение теоретического материала |
- аргументирует свою точку зрения; - объясняет выбор написания приставки; - называет слова, написание которых нужно запомнить; - умеет слушать и слышать собеседника; - выполняет учебную задачу в сотрудничестве с учителем; | Правописание приставок ПРЕ и ПРИ Задание: Рассмотри плакат, дополни его примерами. (обязательное требование – наличие примеров, иллюстрирующих правило) Работа организуется с помощью сети интернет. | Получает задание и инструкцию от учителя. Оформляют результаты с помощью ИКТ. . |
III. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕШЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ |
- применяет правило правописания приставок ПРЕ и ПРИ при решении лингвистических задач; -анализирует уровень своих знаний и способностей; - обнаруживает и формулирует проблему; - планирует способы решения возникших проблем; - выполняет учеб-ную задачу в сот-рудничестве с учителем; | Практическая работа Задание 1. Выпиши слова с ошибками, исправив их. Используем «облако слов» Примерный алгоритм: 1. Прочитать слово (выяснить, является ли проблемное место приставкой или входит в состав корня) 2. Определить значение приставки 3. Обратиться к правилу 4. Верно записать слово (обязательное требование – наличие примеров, иллюстрирующих правило) Задание 2. Выполни задания, используя правило правописания приставок ПРЕ-и ПРИ- 1. https://learningapps.org/display?v=pc49crw0n17 2. https://learningapps.org/display?v=pm2i23r7t17 3. https://learningapps.org/display?v=p0hhktoy217 4. https://learningapps.org/display?v=pbc2i58mn17 5. https://learningapps.org/display?v=pb38e7xaj17 6. https://learningapps.org/display?v=pvv084fqj17 | В процессе выполнения задания ученик: 1. анализирует уровень своих знаний и способностей; 2. обнаруживает и формулирует проблему; 3. планирует способы решения возникших проблем; 4. формулирует правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-; |
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
- даёт объективную оценку собственной деятельности | Выполни тест, проанализируй допущенные ошибки, используя правило, учебник. http://onlinetestpad.com/t/7e2809859b9e4e6c904cacaa50d5560b За выполненный тест выставляется оценка. | Индивидуально Алгоритм применения правила написания приставок ПРЕ и ПРИ |
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
| Дополни слайды презентации примерами, иллюстрирующими правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Записывает домашнее задание в дневник |