2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока. Учитель: В жизни по-разному можно жить Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. О чем эта сказка? | Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят. Учащиеся высказывают свои мнения. (-О добре и зле.) | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… | 5 мин |
3.Формирова-ние темы и целей урока. | -Верно, ребята! Тема нашего разговора - ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА. -Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро? -Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить? | Высказывают свои мнения: (Что такое добро? Что такое зло? Что такое совесть? Что такое милосердие? Что такое добродетель?) Записывают тему урока в тетрадь. | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. | 3 мин |
4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия | -Что для вас добро? - Кто из вас желает прочесть стихотворение о добре, добрых делах? -Чему учат нас все эти стихотворения? -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? | Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог … По одному ученику от группы декламируют стихотворения, остальные слушают. Ответы детей. Вспоминают правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.» (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»). | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения. | 5 мин. |
5. Открытие нового знания. | Словарная работа. - Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других им нужды нет. -Определение понятия «эгоизм»: ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. -Что противостоит эгоизму? - Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Благодарность Благо дар дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили. Работа с текстом. (Давайте послушаем эту легенду.) Вопросы на восприятие. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? - Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? -Возможно, даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос? -Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. -Такое состояние человека называют самоотверженность. -Как вы понимаете это слово? Словарная работа. Самоотверженность. Сам отверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами. -Какого человека можно назвать святым? Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. -Какой вывод можем сделать? - Каким человеком нужно стремиться быть? ФИЗМИНУТКА. «Волшебный цветок добра». Рубрика: «Это интересно». - Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение: «Спешите делать добро». Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева. - Как вы понимаете это изречение? | Ответы детей. Запись определения в словарь. ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других. Благодарность. Ответы детей: -Благо, дарить. Запись схемы в тетрадь. Двое учеников рассказывают легенду. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос. -Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз. -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. -Вернулся в город. -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» -Да, Пётр был благодарен Христу. -Христос и Пётр. - Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ответы детей. Запись схемы Ответы детей. Запись в словарь. Ответы детей: -Добрым, а не эгоистом. Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку. Слушают учителя. Ответы детей. | Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. | 10 мин |
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. | -Так что же такое добро для христианина? - ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. - Понятие многогранно: добро- хорошие поступки, добрые дела; добро- качества человека. -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. -Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни? | Ответы детей. (проговариваем вслух) ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей по совместным работам после изучения тем о ДОБРЕ и ЗЛЕ, которые находятся на доске в виде стенгазет с названиями групп. | | |
9.Дифференцированное домашнее задание. | Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 35-39; Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: -1) расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких; -2) подбери пословицы о доброте; -3) подбери притчу о доброте. Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. По жизни ты иди всегда только дорогой Добра. (звучит песня «Дорогою добра») | | | 2 мин |