Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1.Организационный момент Цель: приветствие учащихся, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой совместной работы. Мотивация учащихся | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. -
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приготовьтесь к сотрудничеству на уроке. -
Не забудьте, что в течение всего урока вы работаете с листом самооценки, который лежит у вас на столе. -
Какой раздел математики мы закончили изучать? Значит тема урока «Прогрессии». Каким выпускником школы вы хотите быть? Придумаем качества выпускника П-(продвинутый) Р- (решительный) О- (ответственный) Г- (грамотный) Р- (рассудительный) Е-(естествовед) С-(смелый) С- (способный) И- (интеллигентный) И-(интеллектуальный) Давайте стремиться к этому не только на уроках, но и во всех делах. Какие цели поставим, чтобы труды наши зря не пропали? | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест Включение в деловой ритм урока, знакомство с картами самооценки Формулируют цели урока | Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Включаемость в коллективное обсуждение вопросов. Выделение и формулирование познавательной цели. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Психологическая настроенность, готовность к уроку, быстрое включение в работу. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта (опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Выявляет уровень опорных знаний и способов действий знаний. Выявляет пробелы в знаниях. Активизирует знания учащихся. Я предлагаю провести урок в форме деловой игры «Стройка», чтобы вам было и интересно и полезно. Мы будем строить новый дом. Три бригады, в каждой бригадир, вы сами выберете, кто бы вами руководил. Ну а я буду весь процесс координировать, к решению задач мотивировать. 1.Что бы получить к работе допуск, надо заполнить пропуски 1.Дана арифметическая прогрессия 8, 13, 18,…,28 2. Дана арифметическая прогрессия а1=3, d=7. а2=….. 3. Дана геометрическая прогрессия 6; 3; 1,5; .…0,375 4.Дана геометрическая прогрессия b1=2, q=0,5. b=….. Ответы: 1. 23 2. 10 3.0,75 4.1 Приступим к постройке фундамента - это самое важное. Он должен быть прочным и надёжным, как наши теоретические знания. Итак, отвечаем на вопросы и закладываем кирпичики. Какая последовательность? 1)2; 5; 8; 11;14; 17;…арифметическая прогрессия d = 3 2) 3; 9; 27; 81; 243;…геометрическая прогрессия q = 3 3) 1; 6; 11; 20; 25;… последовательность чисел 4) –4; –8; –16; –32; …геометрическая прогрессия q = 2 5) 5; 25; 35; 45; 55;… последовательность чисел 6) –2; –4; – 6; – 8; …арифметическая прогрессия d = – 2 Истинно или ложно каждое высказывание? ( прием «Всатать , сесть) 1. В арифметической прогрессии 2,4; 2,6;… разность равна 2. ( d = 2,6 – 2,4 = 0,2 высказывание ложно) 2 . В геометрической прогрессии 0,3; 0,9;… третий член равен (2,7высказывание истинно) 3. Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: …; -5; х ;-80; -320; … . х=40 (высказывание истинно) 4 . 11-ый член арифметической прогрессии, которой равен 0,2 ( высказывание ложно) Оцените свою работу на этапе устного решения и поставьте себе оценки. | Заполняют пропуски Отвечают на теоретические вопросы фронтально. Выкладывают фундамент для дома. Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ. Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Включаемость в коллективное обсуждение вопросов. Развитие познавательных интересов. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3. Первичное закрепление Цель: актуализация опорных знаний | Выявляет уровень знаний формул. Выявляет пробелы в знаниях. Показывает практическую значимость формул для решения задач.. - Для решения задач по теме «Прогрессии» что необходимо знать? (Формулы) Проверим знание формул по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | Посмотрите на слайд, проверьте правильность записи формул, исправьте ошибки, если они есть. Поставьте оценки в лист самооценки. № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | - Какое задание вы выполняли? (Повторяли формулы прогрессий) - Как вы думаете, для чего вы выполняли это задание? (Повторили формулы, которые нам понадобиться для решения задач). - Оцените знание формул и поставьте себе оценки. Значит мы готовы к решению задач. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. | Самооценка |
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Цель: содействовать усвоению учащимися изученных знаний, применение их в практических заданиях, установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы в знаниях учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в в знаниях учащихся | Организует учебное взаимодействие в группах. Предлагает работать по алгоритму. Контролирует работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь. -(Решение задач в группах с последующей проверкой) Перейдём к строительству первого этажа, Работа в парах 1) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия а1 = 5,d = 3 Найти: а6 ; Решение: используя формулу а n = а 1+( n -1) d а6 = а1 +5 d = 5+ 5 . 3 = 20 Ответ: 20; 2) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия b1= 5,q = 3 Найти: b3 ; . Решение: используя формулу b n = b1 q n-1 b3 =b1q2 = 5 . 32 =5 . 9=45 Ответ:45; -Оцените работу соседа и поставьте оценку за вклад его в решение. - В чем были ошибки? - Для чего вы выполняли данное задание? (Для того, чтобы уметь самостоятельно выбирать формулы и для решения, правильно вычислять по формулам, хорошо решить задачи по теме в ОГЭ) -Работая в группе, мы справились с поставленной задачей? -Где вам может пригодиться умение работать с формулами? (На других уроках) -Какая из изученных прогрессий, на Ваш взгляд, более сложная? Почему? | Работают в группах Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений. Выполняют задание. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные:проявляют положительное отношение к урокам математики, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия. Умение осознанно применять полученные знания на практике. Коммуникативные:умеют сотрудничают в совместном решении задачи, умеют слушать других, договариваться. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка и взаимооценка учащихся. |
Физминутка | Прием «Смешиваться, вставать в пары и говорить» Для нашего дома обязательно нужны окна. Предлагаю вам задание: на столе лежат карточки, возьмите по одной, встаньте и на счет 1-3 смешайтесь, встаньте в пары по ладошке и расскажите друг другу решение задачи. ( Зад.№ 11 ОГЭ - графики) 2 раза. Что вы повторили этим заданием и зачем? | Смешиваются, встают в пары и обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений. | | |
5. Решение задач практической направленности Цель: Развитие функциональной грамотности 6.Решение заданий ОГЭ. Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий. | Формулирует задание. Организует деятельность по их выполнению. Предлагает учащимся оценить свою работу. Показать практическую направленность изучения темы, связанной с различными сферами деятельности человека. - Могут ли полученные знания, изученные формулы по данной теме пригодится ещё в каких-то других областях, кроме математики? - Да, могут, например, в физике, медицине, быту и т.д. Чтоб построить второй этаж, надо постараться. Сейчас будете решать задачи которые можно применить в различных областях жизни. Учащиеся решают задачи в парах. Ребята, каждый из вас решает задачу, своим способом ( по формуле или арифметически), затем рассказывает решение задачи соседу по плечу. а) в биологии Высота саженца 60 см, первые полгода она увеличивается ежемесячно в среднем на 4 см. Каким будет высота саженца через 6 месяцев? Решение Дано: (аn) – арифм.прогрессия а1=60, d = 4 Найти: а6 - ? Решение: а6= а1+5d, а6= 60+5·4= 60+20=80(см) Ответ: 80 см б) в физике Автомобиль, двигаясь со скоростью 1 м/с за каждую последующую секунду изменял свою скорость на 0,6 м/с. Какую скорость он будет иметь спустя 10 секунд? Дано: (аn)– арифм.прогрессия а1=1, d = 0,6 Найти: а10 - ? Решение: а10= а1+9d, а10= 1+9·0,6= 1+5,4=6,4(м/с) Ответ: 6,4 м/с в) в медицине Курс воздушных ванн начинается с 15 минут в день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их в максимальной продолжительности 1 ч 45 мин.? Дано: (аn) – арифм.прогрессия а1=15, d =10, аn= 105 Найти: n - ? Решение: аn=а1+d(n-1), 105=15+10(n-1), n=10, Ответ: 10 дней. Самой ответственное - это строительство крыши. Предлагаю самостоятельно решить задание №14 из ОГЭ. В амфитеатре 11 рядов. В первом ряду 16 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько всего мест в амфитеатре? Решение: Это арифметическая прогрессия, где a1=16, d=3, n=11. Найдем сумму арифметической прогрессии: Sn=n2(2a1+(n−1)d). Подставим значения: S11=112(2⋅16+(11−1)⋅3)=112(32+10⋅3)=112(32+30)=112(62)=11⋅31=341. Ответ: 341 место. - Какой способ решения задачи вы выбрали? Мы построили крышу, решив данное задание. Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу на выбор, оценивают, анализируют свою работу, делают выводы. Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные-умеют оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умение аргументировать свою точку зрения. | Взаимооценка. Устная оценка учителя. |
7 Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивация своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Подведём итог урока. Поработали неплохо. Мы построили дом, супер, просто, мастера. -Какую цель вы ставили в начале урока? -Достиг ли вы ли этой цели? -Да, ребята, мы повторили решение задач на прогрессии. -Бригадиры выставьте общую оценку за урок каждому из ваших строителей. -Поднимите руки, кто получил от бригадира отметку «5», «4», «3». Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы. 1. Сегодня на уроке научился(лась) делать лучше… 2. Для меня наиболее значимым было на уроке… | Подводят итоги своей работы. Анализируют свою работу, делают выводы Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности; осуществляют контроль и коррекцию, осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровня усвоения. Коммуникативные- умеют критично относиться к своему мнению. | Самооценка. Устная оценка учителя. |
6. Информации о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | На основе выявленных результатов усвоения нового материала даёт задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению. Ребята, вашим дом.заданием будет карточка с задачами из ОГЭ. -Спасибо за активную работу. Я вами довольна. Урок окончен. | Записывают Д/з. Отвечают на вопросы учителя. | | |