МБОУ «Усть-Канская СОШ им. Ч.К. Кыдрашева» Учитель начальных классов: Кордоева Виктория Витальевна.
Технологическая карта урока литературное чтение 1 «д» класс.
Тема | Прощание с Азбукой. |
Педагогическая цель | Вспомнить, чему учились с Азбукой; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений о школе и учебе. Создать условия для участия учеников в проектной деятельности, их творческого развития, закрепления. |
Тип урока | Урок-мастерская. |
Планируемые результаты (предметные) | Участвуют в групповом проекте; договариваются друг с другом о возможном распределении ролей; читают наизусть с выражением; |
Личностные результаты | Проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в общении и взаимодействии, слушать собеседника. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква, характер буквы |
Образовательные ресурсы | Презентация «Прощание с Азбукой» |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
|
I. Организация начала урока | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | |
II. Постановка учебной задачи | – Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем. Про свои успехи. – Чему были посвящены уроки литературного чтения? – И вам предстоит принять участие в творческом проекте. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. – Знакомству со звуками и буквами | |
| - Совсем недавно впервые пришли в первый класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже подходит к концу их первый учебник Азбука. - Конечно, это маленький праздник! | Звучит песня «Алфавит» (детские песни) | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Сценка «Прощание с азбукой» | -"Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться”. - о чем говорится в стихотворении? - к чему вас вызывает? | Читают. Отвечают на вопросы учителя См. приложение | |
2. Рассмотрение вариантов проблем | – Определите проблему, над которой будете работать. - что же произошло в стране букв? | Определяют проблему: Как представить буквы алфавита в нестандартной форме? | |
Физминутка | В алфавите, в букваре, Проживала буква Е. Как-то раз она шагала. По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: Вот так буква-акробат! | (Хлопки в ладоши.) (Ходьба на месте.) (Приседания.) (Наклоны туловища влево-вправо.) (Хлопки в ладоши.) | |
3.Самостоятельная работа участников проекта | - первый ряд выпускает газету о живой азбуке. - Вместе с родителями подумайте о костюме для своей буквы – Распределите роли: кто и о какой букве будет рассказывать. – Расскажите о своей букве. Составьте рассказ о букве. – | Распределяют роли. Заучивают свою роль. Составляют рассказ о своей букве. Готовят костюм для буквы вместе с родителями | |
Физминутка | Музыкальная | Звучит песня «Азбука» Б.Заходера | |
4. Промежуточное обсуждение полученных результатов в группе | – Обсудите результаты самостоятельной работы, подготовку к презентации творческого проекта | Рассказывают друг другу о проделанной работе, намечают дальнейшие планы | |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Защита проектов, презентация | – Расскажите каждый о своей букве, представьте вместе. | Рассказывают о букве, демонстрируют ее костюм | |
V. Рефлексивно-оценочный | – Что нового узнали при подготовке творческого проекта? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Считаете ли вы сведения, полученные в ходе самостоятельной работы, ценными для вас? – Кто доволен своей работой? | Отвечают на вопросы учителя | |
| | | | | |
Приложение
Сценарий праздника
Вбегает Буква «Я».
Учитель.
Буква «Я», а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!
Всем известно буква «Я»
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Дети
Неизвестно!
Учитель
Интересно?
Дети
Интересно!
Учитель
Ну так слушайте рассказ!
Только раз,
Все дело встало.
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» ...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:
– Я, – сказала буква «Я» , –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду.
Впереди. Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Учитель
«Я» затопала ногами.
Буква Я
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Учитель
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
– Хорошо!
Идем на спор.
Буква А
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я
– Чтобы я!
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь!
А «Я»!
Учитель
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела. Только:
“Я – я – я – я – я!”
Учитель
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».
Буква Ю
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Учитель
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!
Учитель
Ну что, друзья, буква «Я» нас хочет проверить. И приготовила нам задания. Как вы думаете, вы сможете выполнить?
Дети:
Да!
Учитель
Ну тогда смелей вперед!
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. Ж
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. Д
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь... У
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита. А
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. Б
Буква Я
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Получилось слово «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда. Дружите друг с другом.
Учитель
Что ж, ребята вы молодцы, вам второе задание. Надо слова эти правильно расположить.
(Подходит к столам.)
Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.
Ребята из кубиков складывают фразу:
«Знания – сила» или «Дружба горы может сдвинуть».
Третье задание. Ребята читают перепутанные названия сказок, и исправляют их.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Луковый мальчик. (Чипполино.)
Свеколка. (Репка.)
Учитель “Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок”.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Ну что же, буква «Я» ты довольна нами?
Буква Я
Вы прекрасно выполнили все мои задания. Теперь я уверена, что в вашей жизни не будет никаких трудностей. В огромном океане Знаний для вас всегда открыта дверь.