| | | | | | |
Предмет: математика Класс: 4 | Тип урока: усвоение новых знаний | Основные понятия: деление с остатком, проверка деления с остатком, остаток. |
Тема урока: Проверка деления с остатком. |
Цель урока: научить обучающихся проверке деления с остатком; отработать навык проверки деления с остатком. |
Задачи: Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком. 2. Продолжить работу над развитием логического мышления, вычислительных навыков, математической речи учащихся. 3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к предмету. |
Планируемые результаты: |
Предметные: повторить компоненты арифметического действия деления, свойства деления, деление с остатком, правило остатка; познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком; научатся применять проверку деления с остатком. | Метапредметные: ориентироваться в учебнике; принимать и сохранять цель и учебную задачу; оценивать свою деятельность, результаты своих действий. | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Методы обучения: наглядный; словесный; проблемно-поисковый; эвристический; практический. | Дидактические средства: «Алгоритм проверки деления с остатком», мультимедийная презентация. |
Оборудование: учебник математики УМК «Школа России» 3 класс 2 часть. |
|
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы. | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Метод: “ словесный. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку. Организуют запись в тетрадь. | |
Актуализация знаний | Форма: фронтальная. Вид работы: устное решение, работа с места. Метод: практический. Форма: индивидуальная, в парах. Вид работы: выявление и исправление ошибок. | Устный счет Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36) Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8) У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21) Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5) Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66) -С каким арифметическим действием мы работали на прошлом уроке? -Назовите компоненты деления. - Вам необходимо вставить где знак вопроса правильные числовые значения. Но перед выполнением этого задания нам необходимо кое-что вспомнить. -Как найти частное? Неизвестное делимое? Как найти делитель? На доске 12:6=?, 18:?= 6, ?:5=4 Учитель организует выполнение задания, проверяет правильность выполнения. -Молодцы. Ребята, вызвало ли решение этих выражений у вас трудности? -Верно, у нас не возникло трудностей, потому что это деление без остатка. -Обратите внимание, здесь показана работа одного ученика. Сейчас вы попробуете себя в роли учителя и проверите его работу. Решите данные выражения и исправьте ошибки, если они имеются. 32:5=6(ост. 3), 16:3= 5 (ост. 4), 27:5=5(ост.6) Обменяйтесь тетрадями в паре. Проверяем правильность выполнения.Если все правильно +, если есть одна ошибка - | Дети на карточках показывают правильный ответ -Мы работали с арифметическим действием делением. -Делимое, делитель, частное. Обучающиеся слушают учителя, выполняют задания учителя. -Чтобы найти частное, необходимо делимое разделить на делитель. Чтобы найти делимое, необходимо частное умножить на делитель. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. Выполняют решение задания. С каждого ряда выходят ребята к доске -Нет, не возникло. Деление выполнено без остатка. Выполняют проверку работы ученика, решают выражения и исправляют ошибки. Один ученик выполняет у доски остальные меняются в паре тетрадями. | Повторить компоненты арифметического действия деления, свойства деления, деление с остатком. |
Постановка цели и определение темы. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Формы работы: фронтальная. Форма: коллективная. | -Где были допущены ошибки? Какое правило забыл ученик? -Что необходимо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения выражений на деление? -Верно. Сформулируйте тему и цель нашего урока. Какие задачи на сегодняшнем уроке? | -Ошибки допущены в определении остатка при делении. Ученик забыл правило «остаток всегда меньше делителя». -Необходима проверка. -Тема урока: проверка деления с остатком. Цель: научиться проверять правильность решения деления с остатком. Проговаривают задачи урока. Научится выполнять проверку деления с остатком с помощью алгоритма | Повторить правило остатка. |
Первичное усвоение новых знаний | Метод: проблемно-поисковый, эвристический. Форма: коллективная. | -Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять проверку деления с остатком. Как выполняется проверка деления? -Запишите пример 85:15=5 (ост. 10). В чем нужно сначала убедиться? -Правильно. Нужно убедиться, что остаток меньше делителя. Это и будет нашим первым шагом. -Как найти делимое? -Умножаем делитель на частное. Это второй наш шаг. -Что у нас еще осталось? Что будем с ним делать? - Если мы получаем в ответе наше делимое, то пример решен верно. Кому трудно можете воспользоваться алгоритмом. 1)Сравни делитель и остаток(остаток меньше делителя) 2)Делитель умножить на частное 3)К полученному результату прибавить остаток 4)Сделать вывод Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | -Проверка деления выполняется умножением. Надо частное умножить на делитель, если получится делимое, то деление выполнено верно. -Нужно убедиться, что остаток меньше делителя. -Нужно делитель умножить на частное. -Остаток. Прибавим. | Познакомить обучающихся с алгоритмом проверки деления с остатком. |
Первичная проверка понимания знаний | Метод: практический. Вид работы: работа у доски. | Учитель организует проверку первичного понимания знаний. -На доске записано два решенных примера. Выполните проверку деления с остатком по алгоритму. | Обучающиеся выполняют задание. -65:20=3(ост.5). Сравниваю остаток с делителем: 1) 5 -39:12=3(ост.3) Сравниваю остаток с делителем: 1) 3 | Применение алгоритма проверки деления с остатком. |
Закрепление изученного материала | Вид работы: работа у доски. Форма: индивидуальная. Метод: практический. Вид работы: анализ и решение задачи; работа с учебником; работа в тетради. Форма: коллективная. | Учитель организует выполнение решения №1 на стр.32. -Открываем учебники на странице 32, один ученик выполняет задание №1(1 и 2 столбик у доски, остальные записывают в тетради. Учитель проверяет правильность выполнения решения. Исправляет ошибки, если они имеются. Учитель организует решение задания №3 на странице 32. -Ребята, прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что нам известно? Что нам необходимо найти? - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что найдем сначала? -Нарисуем схему - Какое первое действие? - Что найдём вторым действием? - Запишите ответ. | Обучающиеся выполняют решение с остатком, проверяют правильность выполнения деления. - 50:15=3 (ост.5). Сравниваю остаток с делителем: 1) 5 Частное умножаю на делитель и прибавляю остаток: 2) 3·15+5=50. Мы получили делимое, значит, деление выполнено верно. -18:27=0 (ост.18). Сравниваю остаток с делителем: 1)18 -89:22=4 (ост.1). Сравниваю остаток с делителем: 1) 4 Аналогично выполняются следующие примеры. -В задаче говорится о мальчике, о его пути домой. Нам известно, что половину пути он прошел за 15 мину, а на остальной путь он затратил на 6 мин больше. Нужно найти время, которое он потратил на весь путь. -Нет, сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути. Рисуют схему -15+6=21(мин) – вторая половина пути. -Сколько времени затратил мальчик на весь путь. 15+21=36 (мин) – весь путь. | Применение алгоритма проверки деления с остатком. Решение текстовых задач. |
Рефлексия | Форма работы: коллективная. | -Наш урок подошёл к концу. Смогли ли мы достигнуть поставленных перед нами задач? -Поднимите руки кому было трудно. - Поднимите руки кто понял тему. | Отвечают на вопросы учителя. Поднимают руки | |
Информация о домашнем задании | Метод: словесный. | Сообщение информации о домашнем задании. (страница 32, №1, 3 и 4 столбик, нужно выполнить деление с остатком и проверить.). | Запись информации о домашнем задании в дневник. | |