СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Рабство и восстание Спартака" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Рабство и восстание Спартака" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. Завоевания – главный источник рабства

  2. Рабы в имении землевладельца

  3. Рабы в богатом доме

  4. Гладиаторы на арене амфитеатра

  5. Первая победа над римскими войсками

  6. Армия Спартака становится грозной силой

  7. Походы восставших

  8. Рабы в ловушке

  9. Последняя битва

Цель урока

Сформировать представление о положении рабов в древнем Риме, причинах, ходе и последствиях восстания Спартака: для рабов, граждан, властей

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Имение, гладиатор, амфитеатр, Спартак,

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, в чем свидетельствует массовое выступление рабов под предводительством Спартака.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы


Учитель. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Уцелевшее население должно было платить тяжелые налоги. Неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.

Задание. Прочитайте пункты параграфа «Рабы в имении», «Рабы в богатом доме» и дополните сравнительную таблицу

Вопрос сравнения

Рабы в имении

Рабы в богатом доме

Отношение к рабам

Плохое, больных вывозили на остров, оставляя на смерть. Кормили и одевали плохо

Плохое

Основные виды работ (чем занимались)

Собирали урожай, плели корзины, вили веревки и др. работа

Уборщики, прислужницы, воспитатели, врачи, музыканты и т.д.

Вывод

Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Задание. Прочитайте пункт параграфа «Гладиаторы на арене амфитеатра» и выпишите в тетрадь определения следующих понятий:

Гладиатор – рабы, сражающие друг против друга перед зрителями

Амфитеатр – специальные сооружения для гладиаторских игр.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Учитель: Из-за плохого положения рабов в Риме постоянно вспыхивали мятежи и восстания. Самым крупным из них было восстание Спартака в 73 – 71 г. до н.э. в гладиаторской школе города Капуи возник заговор. Во главе его стоял Спартак, который попал в плен и был продан в гладиаторы. Спартак отличался отвагой, физической силой и выдающимся умом. Он подготовил рабов бежать. 70 смельчаков, завладев кухонными ножами напали на охрану и вырвались на свободу. Беглецы сразу покинули Капую и устроили лагерь на вершине вулкана Везувий. Рабы из окрестных имений стали сбегаться на Везувий. Для борьбы с ними был отправлен 300тысчное войско. Римляне не решились на штурм. Рабы по лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство. После победы у подножия Везувия мятеж, охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов. Из этой массы людей, говоривших на разных языках и не приученных к дисциплине, необходимо было создать боеспособную армию. Было сделано как у римлян: укрепленный лагерь, тяжелая и легковооруженная пехота и конница.

Спартак понимал, что ему не сломить могущество римлян. Он повел свое войско к Альпам, рассчитывая перейти горы и вернуться домой. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы повернули назад и первыми нанесли удар, римляне были разгромлены. Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместников в провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Войска восставших пересекли в обратном направлении Италию и подошли к проливу, отделяющую ее от Сицилии. На Сицилии планировалось поднять восстание и сокрушить Рим. В проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были предоставить суда для переправки, но обманули. С севера рабов окружили войска Красса. Восставшие попали в западню, закончились припасы. Снежной ночью рабы начали штурм, но практически все погибли. Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.

Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа в рабочей тетради

Выполнить в рабочей тетради упр. 59 стр. 56-57

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Объяснять причины самого жестокого проявления рабства в Риме, по сравнению с другими государствами

Объяснять положение провинции в Римской республике

Работа с исторической картой: определять торговые пути и партнеров Рима, определять народы, населявшие западные и восточные провинции

Выделять различия положения рабов в имении и богатом доме

Давать определение понятию «гладиатор» для чего они использовались

Сформулировать понятия: гладиатор, амфитеатр, гладиаторские игры

Объяснять, о чем свидетельствует массовое выступление рабов под предводительством Спартака

Выделять причины восстания Спартака

Называть слои населения, участвовавшие во восстании Спартака

Работа с исторической картой: показывать движение войск Спартака в долине реки По

Называть основные причины поражения восстания

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 49, 51

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!