Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, в чем свидетельствует массовое выступление рабов под предводительством Спартака. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Уцелевшее население должно было платить тяжелые налоги. Неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Задание. Прочитайте пункты параграфа «Рабы в имении», «Рабы в богатом доме» и дополните сравнительную таблицу Вопрос сравнения | Рабы в имении | Рабы в богатом доме | Отношение к рабам | Плохое, больных вывозили на остров, оставляя на смерть. Кормили и одевали плохо | Плохое | Основные виды работ (чем занимались) | Собирали урожай, плели корзины, вили веревки и др. работа | Уборщики, прислужницы, воспитатели, врачи, музыканты и т.д. | Вывод | Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. | Задание. Прочитайте пункт параграфа «Гладиаторы на арене амфитеатра» и выпишите в тетрадь определения следующих понятий: Гладиатор – рабы, сражающие друг против друга перед зрителями Амфитеатр – специальные сооружения для гладиаторских игр. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: Из-за плохого положения рабов в Риме постоянно вспыхивали мятежи и восстания. Самым крупным из них было восстание Спартака в 73 – 71 г. до н.э. в гладиаторской школе города Капуи возник заговор. Во главе его стоял Спартак, который попал в плен и был продан в гладиаторы. Спартак отличался отвагой, физической силой и выдающимся умом. Он подготовил рабов бежать. 70 смельчаков, завладев кухонными ножами напали на охрану и вырвались на свободу. Беглецы сразу покинули Капую и устроили лагерь на вершине вулкана Везувий. Рабы из окрестных имений стали сбегаться на Везувий. Для борьбы с ними был отправлен 300тысчное войско. Римляне не решились на штурм. Рабы по лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство. После победы у подножия Везувия мятеж, охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов. Из этой массы людей, говоривших на разных языках и не приученных к дисциплине, необходимо было создать боеспособную армию. Было сделано как у римлян: укрепленный лагерь, тяжелая и легковооруженная пехота и конница. Спартак понимал, что ему не сломить могущество римлян. Он повел свое войско к Альпам, рассчитывая перейти горы и вернуться домой. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы повернули назад и первыми нанесли удар, римляне были разгромлены. Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместников в провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Войска восставших пересекли в обратном направлении Италию и подошли к проливу, отделяющую ее от Сицилии. На Сицилии планировалось поднять восстание и сокрушить Рим. В проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были предоставить суда для переправки, но обманули. С севера рабов окружили войска Красса. Восставшие попали в западню, закончились припасы. Снежной ночью рабы начали штурм, но практически все погибли. Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа в рабочей тетради | Выполнить в рабочей тетради упр. 59 стр. 56-57 | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять причины самого жестокого проявления рабства в Риме, по сравнению с другими государствами Объяснять положение провинции в Римской республике Работа с исторической картой: определять торговые пути и партнеров Рима, определять народы, населявшие западные и восточные провинции Выделять различия положения рабов в имении и богатом доме Давать определение понятию «гладиатор» для чего они использовались Сформулировать понятия: гладиатор, амфитеатр, гладиаторские игры Объяснять, о чем свидетельствует массовое выступление рабов под предводительством Спартака Выделять причины восстания Спартака Называть слои населения, участвовавшие во восстании Спартака Работа с исторической картой: показывать движение войск Спартака в долине реки По Называть основные причины поражения восстания | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 49, 51 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |