II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. | Каким образом строение половых клеток связано с развитием зародыша? Почему яйцеклетки млекопитающих имеют микроскопические размеры?(0,5- 0,4 мм) Выявите противоречие. Формулирование темы, цели и задач урока | Подвижные сперматозоиды, маленькие размеры яйцеклетки. Запас питательных веществ небольшой, питание эмбриона за счет матери. |
III.Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. Организовать уточнение и согласование темы урока. | Установите соответствие между понятиями (3 балла) размножение | увеличение числа особей | развитие | изменение зародыша | оплодотворение | вырабатывание половых клеток | образование органов у зародыша | фильтрация продуктов обмена | дробление яйцеклетки | Какая функция оказалась лишней. Почему? Сформулируйте понятия: размножение, развитие, найдите родовые и видовые понятия. (2+ 2 балла) | Выполняется самопроверка. Баллы за задание выставляются самостоятельно.  Фильтрация продуктов обмена не является функцией развития и размножения. Размножение- процесс увеличения количества особей, способствующий выживанию вида Развитие – процесс качественного изменения организма от оплодотворения до смерти |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. | В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы: (Работа в группах, отчет групп) Сроки беременности у млекопитающих различны Вид | Длительность беременности (мес.) | Человек | 9 | Индийский слон | 21 | Шимпанзе | 8 | Домашняя собака | 2 | Крупный рогатый скот | 9 | Кошка | 2 | Свинья | 4 | Овца | 5 | Морская свинка | 2 | Кролик домашний | 0,7 | Мышь | 0,7 | Чем различается размножение мелких и крупных зверей? Приведите примеры инстинктов заботы о потомстве среди млекопитающих. | 1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его. Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов. 2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными ()та. теныш слизывает его. . итель предлага). Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец. 3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена. Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью. (Таблицы лежат на столах) Длительность беременности. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. У многих видов млекопитающих в воспитании потомства принимают участие не только самки, но и самцы (рассказ учителя с использованием компьютерной технологии.) |
VII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Каждый правильный ответ – 1 балл 1.Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом. Пресмыкающиеся: яйцекладущие = настоящие звери: 1) откладывают икру 3) плацентарные 2) яйцеживородящие 4) гермафродиты 2. Развитие эмбриона у волчицы происходит в: 1) матке 2) плаценте 3) яйцеводах 4) пуповине 3. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему: 1) пищеварения 2) кровообращения 3) дыхания 4) выделения 3.) Ответьте на вопрос к сегодняшнему уроку. Что позволило млекопитающих так широко распространить по земной коре? (для размышления на данную тему просмотрим кадры видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” 4 минуты.) | Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве. |
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки. благодарность за урок, Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. | Подводят итог работы на уроке.
Отвечают несколько учеников. На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок для меня показался… За урок я… . Мое настроение... Материал урока мне был… Домашнее задание мне кажется… |