1.Организационный момент. Отчёт ответственных по рядам. Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу | Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке! 1 ряд 2 ряд 3 ряд Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей, наличие домашнего задания. | Принцип психологической комфортности УУД: |
2.Сообщение темы урока, постановка цели, задач урока. Цель: мотивация к деятельности; развитие умения ставить перед собой цель и задачи для её достижения. | Записано число, тема урока Формулируют цели урока Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по теме, вовлекать в обсуждение проблемных вопросов | - Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя В.Гюго: Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее. В. Гюго - Как вы понимаете слова писателя? - Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво. - Ребята, на сегодняшнем уроке развития речи, мы вновь будем учиться красиво, верно и кратко излагать свои мысли. - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? О- Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Сжатое изложение». (работа с числом, темой урока) - Исходя из темы урока, сформулируйте цели: - Что должны узнать? Вспомнить? - Чему должны научиться? - Что должны сделать в ходе урока? | УУД: Регулятивные (планирование деятельности) Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения) Личностные (активность участия в обсуждении) |
3.Актуализация знаний (приёмы сжатия текста). Изучение нового материала – краткий рассказ об авторе. Цель – создать у учащихся устойчивое представление о приёмах сжатия текста (исключение и обобщение); познакомить учащихся с В.Солоухиным. | Работать с информацией, представленной в раздаточном материале Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать индивидуальную работу по теме, вовлекать в обсуждение проблемных вопросов | - Давайте вспомним, ребята, что такое изложение? - Не забываем, ребята, что изложение – это не только пересказ текста, но и передача языковых особенностей, стиля автора. - Какие виды изложения нам знакомы? - Ребята, почему же изложение называется сжатым? (Текст при сжатом изложении передаётся не полностью, в краткой форме) - Как же можно сократить, «сжать» текст? (Необходимо что-то не включать в изложение. Оставлять лишь главное) - Что мы должны сохранить при сжатом изложении? (основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем) - В прошлом году при обучении сжатому изложению мы познакомились с приёмом исключения. Вспомните, в чём его сущность? - Что можно исключать из текста? - Ребята, ещё один приём сжатия текста – обобщение. В чём его сущность, по-вашему? - Что можно обобщать, объединять? (Отдельные факты, действия, предложения) - Итак, мы вспомнили с вами, что такое сжатое изложение, вспомнили приёмы сжатия текста. - Каким образом мы будем сжимать текст? (использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации) - Прежде чем приступить к прочтению и анализу самого текста, поговорим немного о его авторе – В.Солоухине. Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин (1924 — 1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель«деревенской прозы». В.Солоухин родился в селе Владимирской области, в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем«писателей-деревенщиков». Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысливает историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). Писатель был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II. | УУД: Коммуникативные (адекватное понимание информации письменного сообщения, умение самостоятельно добывать знания, умение анализировать, делать выводы) Познавательные (работа с информацией, умение работать с текстом, находить в нём основное, главное) |
4.Подготовка к изложению, чтение текста, его анализ, составление плана. Цель – научиться определять тему и основную мысль текста; развитие умения находить главную информацию в тексте; развитие навыка составления плана текста в соответствии с микротемами. | Работать с текстом, уметь определять тему, основную мысль текста Отделять главную, основную информацию от второстепенной Составлять план текста, выделяя в нём ключевые слова и микротемы Использовать приём исключения и обобщения при сжатии текста | Организовать фронтальную работу по теме урока Контроль и коррекция при составлении плана и сжатии текста | - Ребята, теперь обратимся непосредственно к нашему тексту. - Прочитаем текст, определим его тему и основную мысль. - Как можно озаглавить текст? - Запишите свой заголовок. - Какого типа речи данный текст? Докажите. (повествование с элементами описания) - Какого стиля текст? Докажите. - Чем интересен стиль данного текста? Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые автором, и на речь персонажей. – Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана) – Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого) – Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему) Чтение первого абзаца. Составление плана. Выделение ключевых слов, фраз. - О чём идёт речь? - Как озаглавим? - Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем). - Как сократим этот абзац? (сделать предложения простыми) Чтение второго абзаца. Чтение третьего абзаца с диалогом. - О чём идёт речь в данном отрывке? - Как его можно озаглавить? - Подчеркните ключевые слова. - Как сократим фрагмент? Что сделать с диалогом? (превратить прямую речь в косвенную, передать суть диалога в паре предложений) - Что посоветовал Захарке старый учитель? Чтение четвёртого абзаца. - О чём мы узнали в этом фрагменте? - Что случилось? Чтение пятого абзаца. - Что произошло с Захаркой? - Как можно передать основную мысль данного абзаца в краткой форме? Чтение шестого (последнего) абзаца. - Какая мысль звучит в последнем отрывке? - Итак, ребята, мы выделили ключевые слова в каждом абзаце, опираясь на определённую микротему. - Кто попробует пересказать текст в сжатой форме? | УУД: |
5.Лексическая работа, работа по орфографии и пунктуации. Цель – предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок учащихся. | Определять лексическое значение слов Объяснять правописание слов Объяснять постановку знаков препинания в предложении | Организовать фронтальную работу по тексту вовлекать в обсуждение проблемных вопросов | - Есть ли в тексте непонятные вам слова, значение которых неизвестно? Теплится (небо) – гореть слабым пламенем, слабо светиться. Запись сложных и ключевых слов на доске и в тетрадях. Объяснение пунктуации. | УУД: Познавательные (работа с информацией, выполнение анализа) Регулятивные (прогнозирование) Коммуникативные (построение речевых высказываний при лексической работе) |
6.Самостоятельная работа учащихся – написание изложения. | Писать сжатое изложение | Организовать индивидуальную работу учащихся | - Итак, мы с вами прочитали текст, составили его план, а также постарались сократить его, при этом не изменив смысла. Обратили внимание на трудные орфограммы и пунктуацию. - Прочитайте текст, вспомните о том, как мы его сжали в ходе работы. И приступаем к изложению. Удачи вам! | УУД: |
7. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Осуществлять рефлексию Формулировать собственное мнение и аргументировать его | | Подведем итог нашей работе. (+ заполняем самооценку достижений) Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? Кто из вас доволен своей работой на уроке? Кому урок показался интересным? Чему мы научились на уроке? У кого улучшилось настроение? Для кого материал урока будет полезен? А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким? | УУД: |