СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Решение задач по темам «Масса», «Плотность вещества»» урок физики в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Решение задач по темам «Масса», «Плотность вещества»» урок физики в 7 классе»

Технологическая карта урока

«Решение задач по темам «Масса», «Плотность вещества»»

урок физики в 7 классе

Учитель физики: Писарева Н.Д.

23 ноября 2021

Цель урока: повторить и обобщить основные понятия и формулы данной темы, формирование навыков решения задач.


Задачи урока:

образовательные: закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить понятия: масса, плотность, объём, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объём тел правильной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; практически и теоретически вычислять плотность твёрдых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом; Формировать навыки решения задач разного типа.

развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся; проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в ходе выполнения практических заданий; сравнения физических величин и работы со справочными таблицами, развивать творческие способности учащихся.

воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей; формировать познавательный интерес к предмету, культуру общения и логическое мышление, воспитывать умения самостоятельного поиска решений и работы в парах. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.


Основные виды учебной деятельности: беседа, презентация, выполнение тестовых заданий, решение задач, выполнение практической работы.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.

Личностные: использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.

Метапредметные: воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме, уметь работать в группе, анализировать результаты полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

по ведущей дидактической цели: текущий.

по способу организации: комбинированный.

по ведущему методу обучения: проблемно — поисковый.


Оборудование: компьютер, измерительные цилиндры, мультимедийная установка, металлические цилиндры, физические тела разного объема.


ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, парная.



ХОД УРОКА

  1. Этап мотивации учебной деятельности (1 слайд)

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, потому что на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Посмотрите в глаза своему соседу по парте, мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему. Сегодня на партах лежат дополнительные материалы, которые мы будем использовать в течении урока, прошу сейчас их не трогать. Садитесь.

- Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! Начать урок я хотела бы с высказывания одного из великих мыслителя.

(2 слайд)

- «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький» Конфуций. Давайте вместе покажем, как мы умеем строить путь к знаниям.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

- Прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность.

- Первое, что мы для этого сделаем - проверим выполнение домашней работы Упр. 8, №1,2 (3 слайд). У кого возникли вопросы при выполнении домашней работы? Какие? Вам было дома предложено решить две задачи. Решение представлено на экране.










  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Второе, что мы сделаем, проведем физическую разминку. С какими тремя физическими величинами вы познакомились на предыдущих уроках, а так же вы выполняли с их помощью домашнюю работу (4 слайд). Давайте ответим на вопросы презентации и проверим свои ответы.

Решение кроссворда. Ученики в парах(выборочно) пробуют решить кроссворд.

____________________________________________________________________________________________________

Вопрос: Что такое масса?

Ответ: Масса-мера инертности тела.

Вопрос: Какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется в СИ масса?

Ответ: m, кг

Вопрос: Какая физическая величина определяет размер тела?

Ответ: Объем

Вопрос: Какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется в СИ объем?

Ответ: V, м3

Вопрос: Что показывает плотность?

Ответ: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.

Вопрос: Что называют плотностью вещества?

Ответ: Плотность — это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.

Вопрос: По какой формуле рассчитывается плотность вещества?

Ответ: ρ=m\V .

Вопрос: Какова единица определения плотности в СИ?

Ответ: кг\м3.

Вопрос: Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества?

Ответ: Чтобы найти массу тела, надо объём тела умножить на плотность его вещества.

Вопрос: Как найти объём тела?

Ответ: Чтобы найти объём тела, надо массу тела разделить на плотность его вещества.


- С помощью тестов проверьте свои знания и умения применять эти формулы. У каждого из вас на столе лежат розовые карточки с тестом, в них есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 3 минуты. Итак, приступили к работе (учащиеся выполняют задания теста, ответы отмечают прямо на самих бланках).

_______________________________________________________________________________________________________Фамилия, Имя: ______________________________________________Класс: 7Б Вариант 1

1. Плотность — это физическая величина, которая показывает

▢ а) сколько в теле молекул;

▢ б) чему равна масса тела из данного вещества;

▢ в) какова масса 1 м3 вещества.

2. Плотность нефти 800 кг/м3. Это означает, что

▢ а) 1 м3 нефти имеет массу, равную 800 кг;

▢ б) масса нефти выражается в килограммах, а объём — в м3;

▢ в) масса любого объёма нефти составляет 800 кг.

3. Плотность алюминия 2.7 г/см3.

В кг/м3 это составляет___________________________

4. На рисунке представлены кубики одинакового объема

Установить в соответствии

Какой из кубиков имеет плотность:

А:наибольшую

Б:наименьшую

Ответ: А___; Б___

5. Сделайте перевод единицы в СИ.


7,2 т = кг 40 см3= м3 72 км/ч = м/с


Фамилия, Имя: ________________________________________________________Класс: 7Б Вариант 2

Плотность вещества

1. Чтобы определить плотность вещества, необходимо

▢ а) измерить массу тела, сделанного из этого вещества;

▢ б) измерить массу тела и его размеры;

▢ в) измерить массу тела, его объём и разделить массу на объём.

2. Плотность бензина 710 кг/м3. Это означает что...

▢ а) 1 кг бензина имеет объем 710 м3;

▢ б) 710 кг бензина имеет объём 1 м3;

▢ в) 710 кг бензина имеет объём 710 м3;

3. Плотность стекла 2500 кг/м3.

В г/см3 это составляет___________________________

4. На рисунке представлены три шара, имеющие одинаковую массу.

Установить в соответствии

Какой из шаров имеет плотность:

А:наибольшую

Б:наименьшую

Ответ: А___; Б___

5. Сделайте перевод единицы в СИ.


2 г = кг 0,2 л = м3 80 см = м


Выставление оценки:

Оценка «5» - все ответы верные;

Оценка «4» – 1 ошибка в ответах;

Оценка «3» - 2 ошибки в ответах;

Оценка «2» – более 2 ошибок в ответах.


Работа выполняется самостоятельно. Взаимопроверка (обменятся своими листами с соседом по парте) и с помощью интерактивной доски.

-Поднимите руку, у кого оценка «5», «4», «3». Молодцы! Отложите на край стола тесты.

IV. Формирование новых и развитие имеющихся знаний.

- А теперь откройте тетради, запишите число, тему урока мы сформулируем позже. По результатам опроса я сделала вывод о том, что вы неплохо знаете изученные теоретического материала, каких трех величин?

- Каких действий нам не хватает для наилучшего усвоения этого понятия?

- Тема урока: Решение задач по теме «Плотность вещества»

- Попробуйте сформулировать каждый для себя ЦЕЛЬ урока.

    1. Формирование практических навыков

2. Применять полученные знания в новой ситуации

V. Применение знаний и умений

Стадия осмысления (составление плана работы).

План работы.

1.Решение расчётных задач.

2.Решение качественных задач.

3.Решение экспериментальных задач.

Итак, ключевое слово — ЗАДАЧА. Настало время их решать.

Решение задач.

Ребята, обратите внимание, у вас на партах рабочие листы, в течение всего урока вы будете с ними работать и в конце урока сдадите. Вы можете приступать к их решению. При решении расчётных задач к доске выходит учащийся, решает задачу, комментирует и объясняет решение, оформляет решение на доске.

Задача №1 ( Качественная).

Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Плотность какого бруска больше?

Идёт обсуждение задачи. Ответ ученика: я по таблице плотности посмотрел и сравнил плотности железа и свинца. Плотность железа меньше, поэтому объём железного бруска больше. Ученик: плотность у того тела больше, у кого меньше объем.


Задача№2. (Качественная).

Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и почему?

Ответ ученика: по таблице плотности я сравнил плотности воды и керосина. Масса воды будет больше, так как её плотность больше чем у керосина.

Задача №3

Определить объём спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г. плотность бальзы считать 120 кг/ м3. ( Ответ: 0,004 м3).

А кто знает, что такое бальза?

Выступление ученика.

Существуют в природе явления, тела, которые являются вполне обычными, но есть такие – которые принято характеризовать как “самые – самые”. Среди деревьев тоже есть такие – это бальза.

Бальзовое дерево относится к семейству кокосовых, произрастает в Южной и Центральной Америке. Древесина 120 кг/м3 (сухая легче пробки). Используется в изготовлении плотов, самолетостроении, как звуко- и теплоизоляционный материал. Из бальзового дерева был построен плот “Кон-Тики” Тура Хейердала (1914 г.р.) норвежского этнографа и археолога. Сейчас плот хранится в музее в Осло.

Существуют древесные породы еще более легковесные, чем бальза. На Кубе растет дерево эшиномена колючеволосатая,1 м3 ее древесины весит 40 кг, т.е. = 40 кг/м3.

А наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева. Сырая древесина имеет плотность 1500 кг/м3 и тонет в воде, как камень.

Задача №4.

Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м заполнен слоем льда, толщина которого 300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900кг/ м3. (Ответ: 1350 т).

Дополнительно (для тех ребят, кто решает быстрее)

Задача №5

Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка? (Ответ: 4000 вагонов).

Задача №6

Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса, плотность и объём?

Задача №7

За каждый вдох в легкие человека поступает воздух объемом 600 см3. Вычислите массу воздуха, проходящего через легкие за 1 ч, если в минуту совершается 15 вдохов.

Задача №8

У какого тела плотность больше?




Демонстрация опыта по измерению объема тела

-Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки.

Да, что-то ничего не получается? Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.

(Демонстрационный опыт позволяет учащимся убедиться, что объем кубика, может быть определен за счет всего лишь одного промера: измерение длины ребра. Тогда V=a*b*.

VI. Физкультминутка

Пожалуйста, все встаньте.

Изменится ли ваша масса, если мы поднимем руки, разведем их в сторону?

Изменится ли наша плотность, если мы будем совершать круговые движения руками?

Изменится ли объем тела, если мы поднимем одну ногу, а потом другую?

VII. Решение экспериментальных задач.

Работа в группах

-А теперь я вам предлагаю выполнить экспериментальное задание. На каждой парте лежит предмет правильной формы. Какие измерения вы можете сделать и какие величины посчитать, используя знания темы?

Задания будут на оценку «5» - если вы сами составите и решите задачу.

«4» - если вам нужна подсказка.

«3» - если выполняете по готовому алгоритму.

Перед проведением этой части учитель проводит короткий инструктаж по правилам техники безопасности в обращении с приборами, также учащимся напоминают, как пользоваться электронные весами, мензуркой, определения цены деления мензурки.

Экспериментальное задание «Определение плотности бруска правильной формы»

Цель: определить плотность твердого тела правильной формы

План решения экспериментальной задачи:

  1. Определите массу m предложенного тела, используя электронные весы.

  2. Измерить с помощью линейки ширину, длину, высоту бруска

  3. Вычислить объем

V=abc

где a – длина , b – ширина, h– высота тела.

  1. Вычислить плотность по формуле

  2. Определить по таблице плотности стр.63 из какого материала сделан брусок

Ширина

а, см

Длина,

в, см

Высота

h, см

V=а*в*h,

см3

Масса,

m, г

Плотность

=m/V







Вывод: Запишите ответ в виде:

Плотность (какое вещество) _______________ =_____г/см3 =_______кг/м3

ФИО________________________________________________________7Б класс

спериментальное задание «Определение плотности цилиндра правильной формы»

Цель: определить плотность твердого тела правильной формы

План решения экспериментальной задачи:

  1. Определите массу m предложенного тела, используя электронные весы.

  2. Измерить с помощью линейки ширину, длину, высоту бруска

  3. Вычислить объем

где =3.14, –диаметр , h– высота тела.

  1. Вычислить плотность по формуле

  2. Определить по таблице плотности стр.63 из какого материала сделан брусок

Диаметр

d , см

Высота,

, см

,

см3

Масса,

m, г

Плотность

=m/V






Вывод: Запишите ответ в виде:

Плотность (какое вещество) _______________ =_____г/см3 =_______кг/м3

ФИО________________________________________________________7Б класс


-Давайте теперь проверим правильность выполнения экспериментальной задачи.

VII. Рефлексия. Выставление оценок

- Настало время подвести итоги урока.

Продолжите предложение:

Я на уроке научился_________

Я на уроке повторил _________

В чем мои затруднения________

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь, давайте, вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке.

P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.

- Ребята, а в завершении выразите свои впечатление от урока, выбрав нужный смайлик.

VIII. Домашнее задание

Параграф 22,2, упр. 8, №4,5

Творческое задание.

Ученый с мировым именем Иннокентий придумал способ определения объема и плотности своего тела.

1. Измерьте длину а и ширину в ванны в своей квартире.

2. Налейте в ванну теплой воды и отметьте карандашом ее уровень.

3. Погрузитесь в воду и отметьте ее новый уровень. Измерьте высоту подъема воды с .

4. Найдите объем вытесненной воды, а следовательно, и объем своего тела ( без учета объема головы ), по формул:

V = а . в . с

5. Измерьте массу своего тела с помощью медицинских весов.

6. Найдите плотность своего тела по формуле:

Литература:


  1. А. В. Перышкин. Учебник по физике для 7 класса /А. В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2011

  2. А. В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы.

  3. Интернет ресурс http://images.yandex.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя