1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Приветствует учащихся. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное зимнее путешествие. На нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания. | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. | ЛУУД проявление широкой мотивационной основы учебной деятельности | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | -С чего начинается каждый урок риторики? -Давайте проведем речевую разминку, подготовим речевой аппарат. 1. (по рядам) Под горой у сосновой опушки Жили –были 4 старушки Жили – были 4 старушки Все 4 большие болтушки. (медленно, быстро, тихо, весело) 2. Прочитай отрывок из стихотворения К. Бальмонта так, чтобы мы услышали шуршание камышей. (Выдели шипящие и растягивай звук [Ш].) Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. 3. Сегодня мы научимся выразительно читать предложения, выделяя голосом нужные слова. Прочитать предложения, отвечая на вопросы: Кто купил бусы Марусе? Что купила бабуся Марусе? Кому купила бабуся бусы? Что сделала бабуся? Купила бабуся бусы Марусе. -А что мы с вами читали? Это предложения или текст? А почему это не текст? | Урок риторики начинается с речевой разминки. Читают стихотворение по рядам и индивидуально: быстро, медленно, тихо, весело. Читают отрывок из стихотворения, выделяют шипящие звуки. Это предложения. Текст состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. | ЛУУД: проявление широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; | Речевая разминка |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление 3.4. Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Чем текст отличается от набора предложений? –По каким признакам можно определить текст? (по рядам, от каждого ряда представитель) -Теперь давайте с вами поиграем. На доске прикреплены лепестки, на которых даны слова и термины. Вам нужно дать определение этим словам. (Приложение 1) Проверим. Что же самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Чему бы вы хотели научиться? -Что, значит, понять основную мысль текста? -Как найти основную мысль? -Что нам помогает найти основную мысль в тексте? Вы можете предположить, как называются эти слова? -А как мы можем назвать эти слова? - Это слова опорные.
(слайд) Опорные слова -слова, по которым можно понять основную мысль текста, вспомнить содержание текста. -Теперь вы можете с точностью определить тему нашего урока. -Чему мы будем учиться? -А с помощью чего мы свами этому научимся? -Ребята, в одной сказочной стране злой Дракон заколдовал сказки. Он стер их названия. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Остались только некоторые, самые главные слова. Чтобы расколдовать каждую сказку, вам надо по оставшимся словам восстановить ее, вспомнить, как она называется. 1.коза, козлята, волк, кузнец, съел, костер (Волк и Козлята) 2.лиса, журавль, каша, тарелка, кувшин, окрошка. (Лиса и Журавль) 3. Мачеха, бал, сестры, башмачок, принц. (Золушка) 4. сын, кот, сапог, людоед, замок, маркиз. (Кот в сапогах) Как вам удалось отгадать, какие сказки заколдованы? -Верно, эти слова самые главные в текстах сказок, они помогают вспомнить героев, события. Такие слова есть в каждом тексте. А теперь задание по сложнее. А сможете ли вы из сказки, самостоятельно выделять опорные слова, учитывая основную мысль. Упр 12. (приложение) Прочитайте внимательно. Какова тема сказки и основная мысль? В тексте найти опорные слова не более 10. Итак, какой мы вывод можем сделать?
-Ребята, каждый ряд должен задумать сказку, записать на листочек не более 10 опорных слов. Название сказки не писать. Затем каждый ряд прочитает опорные слова, и мы попробуем отгадать название сказки. Итак, приступаем к выполнению задания.
(слайд) Сейчас мы с вами, проверим, как вы усвоили тему. Ваша задача – согласиться или не согласиться с высказываниями. Если вы с высказыванием согласны, то хлопаете, если не согласны молчите. Давайте проверим ваши ответы.
| Ответы учащихся Текст можно определить по теме, заголовку, основной мысли. Соединяют лепестки с понятием. Опорные слова - самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст. Мы хотели бы научиться выделять опорные слова, основную мысль. Основную мысль в тексте помогают найти опорные слова. Дают определение словам. Формулируют тему урока Выполнив задания Внимательно слушают учителя Внимательно читают слова и распределяют их. С помощью опорных слов, которые даны на карточке, мы смогли отгадать сказки. Тема Волк и Лошадь Основная мысль: Лошадь умнее волка. Формулируют вывод Совместно в группе составляют опорные слова, совещаясь друг с другом. | Регулятивные УУД: овладение умением принимать и сохранять учебную задачу; ПУУД: овладение умением выделять существенную информацию из сообщений разных видов. КУУД: овладение умением адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. ПУУД: развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме; ПУУД: овладение умением проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве КУУД: развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; | Беседа Игровой Проблемный Организация работы с книгой Беседа Работа в группах Беседа |