СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Робототехника. Классификация роботов, их назначение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока предназначена для обучающихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Робототехника. Классификация роботов, их назначение"»

Технологическая карта урока

Предмет

Технология

Класс

5 «Б»

Дата

23.04. 2024г.

ФИО

учителя

Утина Ирина Евгеньевна

Тема урока

«Робототехника. Классификация современных роботов, их функции и назначение»

Цель урока

Знакомство с понятием «Робот», с историей возникновения роботов, их классификацией и назначением



Задачи урока

  • организация деятельности учащихся по ознакомлению с ключевыми понятиями модуля «Робототехника», сведения из истории развития робототехники;

  • способствовать формированию умений классифицировать роботов (по типу управления, по типу позиционирования, по типу назначения, по способу передвижения), выделять главное, обобщать полученную информацию, строить аналогии;

  • способствовать повышению интереса к профессиям, связанными с робототехникой

Тип урока

Комбинированный









Планируемые результаты обучения

Предметные:

классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению; знать основные

законы робототехники




Метапредметные:

Универсальные познавательные учебные действия

Базовые логические действия: устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

базовые исследовательские действия: прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов;

работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

формирование умения общения в ходе обсуждения учебного материала;

совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы.

Функциональна я грамотность:

Развивать способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать

информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни.




Личностные:

патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных;

ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;

формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности



безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил

безопасной работы с инструментами и приспособлениями.


Ход урока

Этапы урока

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Организационно- мотивирующий





4

Организует самопроверку готовности к уроку.

Организует показ фрагмента мультфильма

«Смешарики» (20 сек).

Предлагает сделать предположение о теме сегодняшнего урока.

Предлагает познакомиться с рабочим листом и критериями оценивания работы на уроке.

- Что вы знаете о роботах? Давайте выполним первое задание, в котором вы сможете рассказать о разнообразии роботов

Проводят самопроверку

готовности к уроку. Осуществляют осознанный просмотр.


Проговаривают предполагаемую тему урока: «Роботы»

Приложение № 1. Фрагмент мультфильма

«Смешарики»







5

Организует работу с первым заданием.

- Запишите в рабочий лист виды роботов, которые вы знаете, видели.

Предлагает зачитать по очереди свои ответы. Отлично! Посмотрите, сколько видов роботов вы назвали! Они все разные, сегодня предстоит

разобраться в видах, назначении, принципах классификации роботов.

Используя полученную информацию, попробуйте сформулировать определение «Робот».

Выслушивает ответы желающих (3-4 человека). Затем предлагает найти в учебнике информацию о понятии «Робот» и вписать ответ в рабочий лист


Заполняют рабочие листы.

Зачитывают по очереди свои варианты роботов. Дополняют, исправляют ответы сверстников.


Проговаривают во внешней речи определение «Роботы».


Выписывают определение в рабочий лист

Приложение № 2. Рабочий лист с критериями оценивания.



Учебник

«Технология. 5 класс», стр.259.


Приложение 2.

Рабочий лист


1

Ответ: «Робот» – это программируемое устройство,

которое выполняет определённые действия без участия

Зачитывают ответ и сравнивают ответы в рабочем





человека. Робот действует по заранее заложенной программе, подстраиваясь или не подстраиваясь под внешние условия. Данные, которые влияют на

последующие действия, он получает от датчиков (аналог органов чувств у живых существ)

листе, проводят

самооценивание


Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном

действии




1

Вы все назвали бытовые роботы, но с разнообразием роботов нам предстоит сегодня познакомиться и

научиться их классифицировать.

Тема урока: «Робототехника. Виды роботов, история возникновения, их функции и назначение. Классификация современных роботов».

Познакомиться с задачами, которые выполняют роботы, предлагаю, посмотрев видеофрагмент кинофильма «Приключения Электроника»

Осуществляют осознанный просмотр

Приложение 3.

Видеофрагмент

кинофильма

«Приключения Электроника»



Роботы прочно вошли в нашу жизнь. Они повсюду.

  • Когда и где появились первые роботы?

  • Где вам встречались роботы?

  • В каких сферах деятельности они нам помогают?

  • По какому принципу мы их можем классифицировать?

На основании всего увиденного и услышанного сформулируйте цель урока. Предлагает

сформулировать задачи урока.

Цель урока: познакомиться с историей создания роботов, и их классификацией.

Задачи урока:

    • Узнать, что такое робот.

    • Узнать, как появились роботы.

    • Узнать, где применяются роботы.

    • Узнать на какие группы делятся роботы

Отвечают на вопросы.

Дополняют ответы сверстников.



Приложение № 4. Презентация

«История создания

роботов» Слайд 1-3


2

Знакомятся с темой и целью урока, проговаривают во внешней речи свой интерес.




Знакомятся с понятием

«Робот», с историей возникновения роботов, их классификацией


«Открытие»

2

Разработкой роботов занимается наука робототехника.


Приложение 4.

нового знания


Робототехника – прикладная наука, занимающаяся

Презентация

(изучение новой


разработкой автоматизированных технических систем и

«История

темы)


являющаяся важнейшей технической основой развития

создания









4













4

производства.

Робототехника опирается на электронику, информатику, кибернетику.

Тому, кто хочет связать свою жизнь с робототехникой необходимо хорошо знать математику, физику,

Информатику и, конечно же, технологию

Исходя из нашего плана, первое, что мы должны сделать, это познакомиться с историей создания роботов.

В этом нам поможет презентация. После просмотра презентации вы сможете ответить на вопросы в рабочем листе. Познакомьтесь с вопросами.

-Что вы должны сделать во время просмотра фильма?

Верно, записать ответы в рабочий лист.

-Классификация роботов очень обширна. Чтобы представить какие бывают роботы необходимо сгруппировать роботов по назначению, по исполняемой работе и т.д.

-Уже в наше время роботы вошли в производственные и бытовые процессы общества. Невозможно представить производство автомобилей без запрограммированных роботов-сварщиков или роботов, которые работают на полях, следят за влажностью почвы, вредителями.

Робототехника не стоит на месте. Постоянно изобретаются новые типы роботов и круг их применения расширяется.

- Какие же бывают роботы?

- По какому принципу они делятся?

- Существуют несколько методов классификации. Рассмотрим один из них.

Работа в парах. Составление кластера.

Организует распределение заданий: выбирают задание.

Каждой паре необходимо выбрать изображения роботов определённого типа и прикрепить их к кластеру. По окончании работы обосновать свой выбор.

Задание понятно? Проговорите алгоритм работы по созданию кластера!

Задание: используя изображения роботов, распределите их по группам:

по типу управления (автономные, полуавтономные, управляемые),

по типу позиционирования (стационарные, передвижные),

по типу назначения (промышленные, бытовые, медицинские, военные),

по способу передвижения (подземные, наземные, подводные, воздухоплавающие (летающие),

космические).

Вопрос к учащимся: удалось ли найти примеры роботов для всех групп? Каких роботов можно добавить в ваш кластер?

По типу позиционирования

  1. Стационарные — вмонтированные в фундамент, к несущим стенам или потолку по отношению к

обслуживаемому оборудованию. Чаще используются на производстве, где рутинная или тяжелая работа позволяет повысить эффективность и скорость производства продукции. Это сварщики, сборщики, упаковщики, подъёмники и др.

  1. Передвижные — способные перемещаться в пространстве с помощью шасси, либо по ограниченной траектории по рельсам или индуктивным и оптическим трассам. К таким относятся роботы на колёсах, гусеницах,

квадрокоптеры и др.

    1. По способу передвижения

    1. . Подземные — соответственно перемещающиеся под землёй. Это могут быть исследовательские дроны.

2.3.Подводные — перемещающиеся под водой.





Осуществляют осознанный просмотр и слушание.


Отвечают на вопросы. Исправляют неверные ответы сверстников.












Коллективное исследование, формулируют понятия.

Осознанно строят высказывания, обсуждают ответы на вопросы.




Представляют полученные разделы кластеры.

роботов», слайды 4-7.



Приложение № 4. Презентация

«История создания роботов», Слайды 8-12.



Приложение 5.

«Как составить кластер» изображения роботов, заготовка для кластера.


Приложение № 6. Видео

«Современные роботы» https://www.youtub e.com/watch?v=6A

_O2Eaoc3Q




Это могут мыть подводный батискаф или торпеда.

    1. Надводные — перемещающиеся над водой. Это могут быть лодки или катера.

    2. Наземные — передвигающиеся по суше.

Это самоходные машины на гусеничном или

колёсном ходу. Некоторые модели перемещаются при помощи механических ног.

2.6.Воздухоплавающие — перемещающиеся по воздуху над землёй. Это так называемые беспилотники и квадрокоптеры.

Творческое задание.

Написать эссе «Идеальный робот» или выполнить эскиз в цвете идеального робота.

Представить по желанию свою творческую работу (3-5 человек), организовать мини-выставку эскизов идеального робота.

Участвуют в обсуждении содержания материала



Физкультминутка

1

Комплекс гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику


Закрепление изученного материала




4

Вы узнали о роботах и робототехнике. Приглашаю вас стать участниками игры и проверить полученные знания и закрепить их. Баллы, заработанные в ходе викторины, помогут повысить отметку за урок,

фиксируем

Предлагает познакомиться с критериями оценивания в викторине.

Проводит викторину, фиксируя заработанные баллы, в листе оценивания

Участвуют в викторине,

Интерактивная игра

«Робототехника», листы оценивания


6

Организует работу по созданию синквейна.

Предлагает познакомиться с принципом конструирования синквейна

Знакомятся с конструкцией и примерами.

Создают синквейн Робот

Рабочий лист, критерии оценивания


Рефлексия учебной деятельности на уроке





3

Предлагает провести экспресс-диагностику, анализ и самооценку своей деятельности на уроке.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Знакомство с понятием «Робот», с историей возникновения роботов, классификацией роботов.

Мы достигли цели нашего урока?

На какие две группы можно распределить всех роботов? (можно пользоваться продуктом нашего урока – кластером)

Анализируют свою

деятельность на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их

соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рабочий лист, критерии оценивания




Стационарные и мобильные

Оценивают и выставляют отметки своей деятельности





2

Подсчитайте баллы в рабочем листе и поставьте себе отметку.

У кого 23 балла? Посмотрите в оценочный лист, какую отметку заработали?

У кого больше 17 баллов? Молодцы, вы отлично поработали!

После проверки и при совпадении наших отметок, с удовольствием выставлю в журнал


1

- Что нового вы узнали на уроке?

- Самое интересное для каждого из вас? (по одному предложению от каждого ребёнка)

- Теперь я могу……………………….