СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Родительный падеж" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Родительный падеж" 4 класс»





ФИО учителя

Рябичева Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Крутоярская СОШ»

Класс

4 класс

Программа

«Школа России»

Предмет

Русский язык

Тип урока

Усвоение новых знаний

Тема урока

«Родительный падеж существительных множественного числа»

Цели урока:

Познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Задачи урока:


Образовательные: создание условий для знакомства детей с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах, в группах.


Методы обучения

Частично-поисковый, создание проблемной ситуации, беседа, прием «Верно, неверно» ,метод «Лови ошибку», работа по алгоритму, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

Основные понятия

Имя существительное, род, падеж

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий-М.Просвещение.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Родительный падеж существительных множественного числа» , карточки для теста, схема правила, цветные кружки для рефлексии,




Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании правил правописания, подбирают способ определения родительного падежа имен существительных во множественном числе, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке


составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.


адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание и ведут диалог с учетом поставленной коммуникативной задачи; аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка формируют личностный смысл учения; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
















Этап урока

Формы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Диагностика достижений планируемых результатов(ожидаемый результат)

I.Организационный этап.

Словесное приветствие



Учитель организует уч-ся на начало урока.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день!

- Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.


Показывают свое эмоциональное настроение в начале урока


Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (Коммуникативные УУД)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Слайд 2.

- Наш Девиз сегодня «Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- Как вы понимаете эти слова?





- Когда человек сможет обладать знаниями?



- Вы готовы добывать знания?

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка.- Я вижу, что вы готовы к работе.

-Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.







- Если очень хочешь узнать, то обязательно добьёшься этого.

- Если он сам их добывает



-Да



Желают друг другу успехов.

- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности



и выработке внутренней готовности к их реализации (Личностные УУД)




3.Актуализация знаний

Работа в тетради





















Коллективная работа





















Коллективная работа



Прием "верно - неверно














Запись в тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.

1.Каллиграфическая минутка

-Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать. Какая буква лишняя?

и а с о у





- Правильно это буква с. А как вы догадались?
- Пишем букву с. Слайд 3.
- Пишем соединения сн сл .


- Отгадайте загадку:

Слайд 4.

Он без красок и белил 

крыши города белил.

-Какая это часть речи?



-Запишите слово в тетрадь.

- Подберите однокоренные слова к слову снег.



-Кто может прочитать однокоренные слова?

Слайд 5.



2.Повторение правил о существительном.

- Ребята, я сейчас буду говорить утверждение, если ответ верный , поднимите вверх правую руку, если неверный, то ваши руки останутся неподвижными.

-Ответьте на вопросы: верно или неверно

Слайд 6.

* Имя существительное - это часть речи (Верно!)

*Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Неверно!)

*Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Верно)

*Имена существительные обозначают действие предмета (Неверно)

*Имена существительные обозначают предмет (Верно)

* Имена существительные изменяются по числам (Верно)






Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

- Остальные буквы гласные









- Снег





- Имя существительное





-Снеговик, снежок, снегирь, снежинка, снегурочка.

Читают однокоренные слова





Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.

Коллективно выполняют задание.








Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний







Умение ориентироваться в своей системе знаний,



находить закономерности (Регулятивные УУД)



- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (Предметные УУД);

- выполнение пробного учебного действия (РегулятивныеУУД);

и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)






























4.  Первичное усвоение новых знаний.

Коллективная работа

-Прочитайте стихотворение . Обратите внимание на подчёркнутые слова.

-Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания.

Слайд 7.

Нет без леса России,

Без снегов и озер,

Нет без сумерек синих

И без розовых зорь .

- Что вы заметили?





-Почему в этих словах разное окончание?

-Почему возникли разногласия?

-Умеем ли мы правильно писать окончания в этих словах. (Нет, Да)

-В чем же затруднение?

-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.





-А где мы можем узнать об этом?

-Кто нам может помочь в этой ситуации?

-Молодцы!





-Как вы думаете : какова тема нашего урока?

Слайд 8

-Тема урока«Родительный падеж имен существительных множественного числа».

-Как вы думаете, какова будет цель урока?

(Познакомиться с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Слайд 9.

-Что мы узнаем?

- Познакомимся с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа; как правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

-Чему научимсяраспознавать существительные в родительном падеже множественного числа и употреблять эти существительные в речи.

- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.




Читают стихотворение ,

определяют падеж и число имён существительных, выделяют окончания.



- У имен существительных в родительном падеже разные окончания.



Разные ответы детей

- Мы затрудняемся, так как ещё не знаем ,какие окончания у существительных в Р.п. множественного числа.

Предполагают, отвечают: «У учителя, узнать в словаре»















Под руководством учителя формулируют цель урока


постановка и формулирование проблемы (Предметные УУД);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);



















- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);

Умение делать выводы (РегулятивныеУУД)

- смыслообразование (Личностные УУД);

- поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД









Умение выражать свои мысли, синтезировать (Познавательные УУД)


4.Первичная проверка понимания

Работа в тетради.



Коллективная работа.



































Работа в группах

































Фронтальная работа












Слайд 10

1. Знакомство с окончаниями. Работа в группах



-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).

конь ночь облако

снег площадь поле

месяц зима море

снегирь улица дерево

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Работа в группах.

-Вы должны записать существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

1группа- существительные мужского рода

2 группа - существительные мужского рода

3 группа- существительные среднего рода

4 группа- существительные женского рода

5 группа- существительные женского рода

Давайте проверим, что у вас получилось.





Слайд 11

Нет( кого? чего?) коней, снегов, месяцев, снегирей, ночей, площадей, зим, улиц, облаков, полей, морей, деревьев.

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

Слайд 12.

-Я записала ваши ответы в таблицу.

Слайд 13

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-

- Сделайте вывод, опираясь на таблицу.

-Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.



Под руководством учителя формулируют цель урока



































Самостоятельно:

1.распределяют обязанности

2.выполняют каждый свою часть работы

3.осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль













Делают выводы.

- выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (РегулятивныеУУД);

- моделирование (П);

- установление причинно-следственных связей (Познавательные УУД);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- учёт разных мнений (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (Коммуникативные УУД)

















Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (РегулятивныеУУД, Личностные УУД)





Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (РегулятивныеУУД, Познавательные УУД)

Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

Физминутка

Динамическая пауза



Физминутка «Зимняя сказка»

Слайд 14.

Выполняют движения для глаз , слушают прекрасную музыку.





(Личностные УУД) - выражать положительное отношение к процессу: проявлять внимание, удивление, интерес к занятию

5.Первичное закрепление



-Ребята,в зимнее холодное время наши пернатые друзья нуждаются в нашей помощи .Я призываю вас : покормите птиц зимой!

-Сейчас мы запишем предложение. Слайд 15

Ребята развесили кормушки на ветвях берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.

- А теперь мы будем работать, согласно алгоритму.

Слайд 16

Алгоритм распознавания родительного падежа.

  1. Найду слово - командир.

  2. Задам от него вопрос к слову - солдату.

  3. Посмотрю на предлог, если он есть.

  4. Выберу падеж.

  5. Вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе , учитывая род.

-Выделите окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе в предложении.

-Давайте проверим.



Слайд 17

Берез

Осин

Елей

Граммов

Ягод

-












- Ребята, мы ы уже познакомились с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа. Попробуем применить это правило на практике.

Слайды 18

( Работа в парах на индивидуальных карточках и на слайде)

(Приложение )

- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки


-А теперь проверим себя . Слайд 19

огурцы (огурцов)


улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)


килограммы (килограммов)


сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+





-У кого все правильно поднимите зеленый кружок, у кого допущена одна и более ошибок красный кружок





Слайды 20

-А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

- Правильно!

-В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа: - ов (ев), ей , нулевое

Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!

Осознание помощи птицам.













Работают по алгоритму















Выделяют окончание

























































выполняют задания и с соседом по парте, обсуждают













Дети проговаривают сведения, извлечённые из выполненных упражнений.

































Дети оценивают свои умения.



Доказывают, как правильно написать формы существительного в родительном падеже множественного числа.

-эмоциональное переживание

(Личностные УУД)









- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

















Умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты (Регулятивные УУД)

























- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- контроль, самооценка (Регулятивные УУД);

оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму)

- установление причинно-следственных связей (П);

- контроль, коррекция, самооценка (Регулятивные УУД);

Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)



Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению





Слайд 21

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности(задания написаны на голубых карточках)

Напиши существительные в родительном падеже .

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери),порывы (ветры).

Слайд 22.

2 уровень повышенной сложности( белые карточки)

Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки.

Много зуб, из яблоков, пара сапогов, из помидор, без носок, от полотенцев, около леса, мало татар, пара валенков.



- Молодцы! Вы сегодня были внимательные,

сообразительные, замечательные!



Обучающиеся определяются с объемом и содержанием домашнего задания.

Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня домашнего задания/

(Личностные УУД)

Рефлексия (подведение итогов занятия)





















Подведение итогов урока.



Метод «Лови ошибку»



Работа в парах











.

















Оценка своей деятельности на уроке.

































Слайд 23

-Итак, подведём итоги ваших поисков и открытий.





-На слайде записаны утверждения. Исправьте ошибки, где они имеются.

1)Существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ая, -ую

2) Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание – ей, -ее

3) Существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание – ов, -ев или нулевое

4) Существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание – ое или нулевое

5) Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание – ей и нулевое.

Слайд. 25

3.Самооценка работы на уроке «Лесенка успеха»

(Лист самооценки у каждого обучающегося )

- Оцените свою деятельность с помощью «Лесенки успеха»






Отвечают на вопросы учителя и делают выводы по теме урока.



-Выполняют задание















Анализируют свою собственную деятельность.













Оценивают свою деятельность работы на уроке.



























(Регулятивные УУД)- осуществлять итоговый контроль











Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (Регулятивные УУД, Личностные УУД)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Личностные УУД));

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Личностные УУД));

- формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К)

Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (Регулятивные, Личностные УУД)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!