Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
Тема | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | |
Цель | Цели урока: Образовательная: - дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только форму множественного числа, - научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа. Развивающая: - развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания, - расширять словарный запас учащихся, развивать память и мышление. Воспитательная: - воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение друг к другу. Здоровьесберегающая: -способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий. | |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.действовать по плану и планировать свои учебные действия; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; 4. адекватно оценивать свои достижения Познавательные: 1.читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; 2. понимать информацию, представленную в разных формах; 3. строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: 1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе 2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи 3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану. | |
Планируемый результат | Предметные: -обучающиеся научатся различать имена существительные в форме одного числа; -получат возможность научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа. Личностные: -принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; -появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи, -проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Метапредметные: -понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, решать её под руководством учителя, - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; -умение контролировать и оценивать свои действия; -работать по плану, -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). - осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других, -договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению. (Коммуникативные УУД) -уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, - осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала. (Познавательные УУД) | |
Ресурсы: | УМК «Школа России», О.М.Александрова Русский родной язык: Учебник: 3 класс. – М.: Просвещение, 2020. компьютер; презентация в программе Power Point; дидактический раздаточный материал. | |
| | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Слайд - Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (И. С. Тургенев) - Как вы понимаете высказывание Тургенева? | Эмоциональный положительный настрой на урок - Родной язык передаётся из поколения в поколение, нужно быть грамотными, правильно употреблять слова в нашей речи, чтобы русский язык передавался потомкам. Речь – это показатели культуры человека. | Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные УУД: принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну МОРФОЛОГИЯ, где живут части речи. Отгадайте, в какой город мы поедем. Послушайте внимательно стихотворение: Осень. Листья. Тропинка. Лес. Опята. Корзинка. Берег. Озеро. Лёд. Гуси. Стая. Отлёт. - Чем интересно это стихотворение? - Значит, мы отправимся в город под названием… - А совершим мы наше путешествие на поезде. Но вот состав ещё не сформирован. Мы можем это сделать, если выполним задание. На доске картинки электровоза и вагончиков с кармашками, карточки со словами для характеристики части речи (действие, кто? глагол, что делать? изменяется по числам, какой? что? предмет….) -Молодцы, наш поезд готов к пути! Чтобы занять места в вагонах, необходимо приобрести билеты. Цена билета – наши знания. Вам нужно изменить имена существительные, записанные на билетах, по числам. На билетиках написано: Флаг Сосна Море Пальто - У кого-то возникло затруднение? Все ли существительные вы смогли записать во множественном числе? - Я предлагаю поработать с предложениями. На столах у вас карточки. Обсудите в паре и вставьте слово «пальто» в нужной форме в предложениях. Мне купили новое…(пальто). - В какой форме числа употребили слово пальто? На вешалке висели пять …(пальто). - Как записали слово? Изменилась ли форма имени существительного пальто? -Прочитаем все пары слов. Флаг - флаги Сосна - сосны Море - моря Пальто – пальто - Какую пару слов вы назвали бы лишней? Почему? | Дают ответы: - Стихотворение состоит только из имён существительных - Имя существительное. Дети выбирают карточки со словами, характеризующими имя существительное, ставят их в кармашки вагончиков и собирают состав поезда: существительное, предмет, кто? что? изменяется по числам). Дети говорят о том, что у них возникло затруднение со словом пальто. Каждая пара выполняет работу на карточках. Читают предложения, в которые вписали слово пальто. Дети отвечают: - Все слова изменили форму числа, а у слова пальто форма числа не изменилась. | Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию, ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, осуществлять анализ, сравнение языкового материала. Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению. Личностные УУД: проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте. |
3. Решение проблемы. | -А вам интересно узнать, есть ли в русском языке ещё такие слова? - Сформулируем тему урока, продолжите… На слайде: «Все ли имена существительные….» (Изменяются по числам) - Итак, отправимся в город Имя Существительное с целью: -Узнать … (все ли имена существительные изменяются по числам?) -Научиться … (правильно употреблять эти слова в речи) - Наш поезд отправляется! - Что же у нас за окном? Посмотрите налево, посмотрите направо. На стенах класса карточки со словами из упр. 2 на стр.99. - Назовите существительные и поставьте их в форму множественного числа. - Какие слова вызывают затруднение? Давайте прикрепим их на доску: золото обувь молоко борьба мебель детвора Запишем эти слова в наш путевой дневник (тетрадь). - В каком числе употреблены имена существительные? Есть у них форма множественного числа? - Какой вывод сделаем? - Чтобы не заблудиться в городе, откроем путеводитель (учебник). Предлагаю поработать в парах с упражнением № 4 на стр.101. -Прочитайте существительные, которые вы смогли записать в единственном числе. - Форму каких имён существительных не удалось изменить? Слайд. Ножницы Шахматы Грабли Санки Догонялки Брюки - Какой вывод сделаем? | Самоопределение к деятельности . Учащиеся формулируют тему. Учащиеся формулируют цели урока. Учащиеся берут карточки со словами и прикрепляют на доске. Записывают слова в тетрадь. Дети дают ответы. Вывод. В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Открывают учебник, находят упражнение. Читают задание. Называют существительные Читают слова и проверяют по слайду. Вывод. В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Регулятивные УУД: учатся определять тему и цели урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, осуществлять анализ, сопоставлять языковой материала. Коммуникативные УУД: учатся осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в сотрудничестве. |
4. Первичное закрепление | Физминутка. - Ребята, давайте немного отдохнем и погуляем по городу. Слайд. Имя существительное Очень удивительное. Изменяется по числам, Но бывает иногда, В форме одного числа Употребляется всегда. -Если слово стоит в ед.ч. поднимите руки вверх, если во мн.ч.- руки вперед, если считаете, что не изменяется по числам - присесть. - Зима, деревья, люди, крот, птицы, очки, лебеди, волна. - Прибытие. Ребята, оказывается в городе Имя Существительное много слов, которые не изменяются по числам. (Дополнительная информация для расширения словарного запаса учащихся на слайде) Слайд: Существительные только в форме единственного числа. Вещественные существительные (названия продуктов): мясо, кефир, сметана, сахар, соль, виноград… Совокупность предметов: одежда, посуда, листва, бельё, родня… Отвлечённые существительные: косьба, охота, белизна, гордость, жар, скука, тишь… Собственные существительные: Россия, Москва, Байкал, Волга… Существительные только в форме множественного числа. Называющие парные или составные предметы: штаны, вилы, весы, кусачки… Отвлечённые существительные (игры, праздники): именины, выборы, каникулы, жмурки… Вещественные существительные (названия веществ или материалов, их остатки): дрова, опилки, сливки… Собственные существительные (географические, астрономические названия): Карпаты, Гагры, Весы, Близнецы… | Читают стишок, маршируют и выполняют упражнения. Учащиеся знакомятся с существительными не изменяющимися по числам. Учащиеся знакомятся с группами слов , которые употребляются в форме только единственного числа или в форме только множественного числа. | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом, возможность научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа. Регулятивные УУД: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, решать её под руководством учителя. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь других. |
6. Включение в систему знаний и повторение | - Давайте подумаем, как быть, когда необходимо сказать об одном предмете, о двух или нескольких предметах, используя слово, которое имеет форму только единственного или множественного числа? - Чтобы ответить на вопрос, предлагаю поработать в группах. У капитанов конверты с заданием. На конверте значок. Пожалуйста, посмотрите , у вас значок на парте, образуйте группы. Материал для работы стр. 100, упражнение № 3 и стр.102, упражнение 5. Дети работают с использованием картинок по данному плану. План. 1.Подберите подписи к картинкам. Обратите внимание, что одно слово или сочетание слов можно использовать несколько раз. 2. Какое существительное использовали несколько раз? 3. Что обозначает это слово? 4. Изменяется ли это существительное по числам? - Проверяем результаты вашей работы. На слайде демонстрируется материал, по которому работали группы, правильность выполнения задания. Дополнительные вопросы 1 группе -Как называются слова, которые пишутся одинаково, а значения имеют разные? - Назовите однокоренные слова. 2 группе. -Какие слова одинаково произносятся, а пишутся по- разному? - Почему? 3 группе. - Назовите омонимы. - Назовите однокоренные слова. - Сделаем вывод. Как быть, когда необходимо сказать об одном предмете, о двух или нескольких предметах, используя слово, которое имеет форму только единственного или множественного числа? -В городе Имя существительное много интересного. Нам часто встретились слова нож и ножницы. Как вы думаете, это однокоренные слова? Почему? - 4 группа подготовила для вас небольшие сообщения 1 ученик рассказывает сведения «Из истории языка» стр.101. 2 ученик: Это интересно. Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Например, глаза, рукава, берега, рога. Сейчас эту роль выполняет множественное число. В настоящее время слова нож и ножницы не являются однокоренными. | Капитаны поднимают свои конверты со значками. Дети определённой группы подходят к капитану. Читают задания, работают по плану. Каждая группа предоставляет результаты своей работы. Учащиеся слушают, проверяют выполнение задания. Дети группы отвечают на дополнительные вопросы. Делают вывод. В нашей речи для уточнения количества предметов, мы можем заменять существительные не изменяемые по числам однокоренными словами, словосочетаниям. Учащиеся слушают сообщения. | Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; работать по плану, контролировать и оценивать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: учатся пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала. |
7. Организация самостоятельной деятельности. | -Поработаем самостоятельно. Стр. 104 учебника, упр. 9. Проверка по эталону(слайд). 1. Ножницы, очки, щипцы, молотки. 2. Джинсы, шорты, санки, ботинки. 3. Листва, ветви, листья, ветки. 4.Сутки, вечер, день, ночь. - Почему это слово лишнее? Самооценка. - Пора отправляться в обратный путь. Посмотрите, к нашему составу присоединили новые два вагона! Какие? На двух вагонах надписи: «Сущ. только в ед.ч.» и «Сущ. только во мн.ч.». - Чтобы занять места в этих вагонах, вам нужно приобрести билет. - У вас на столах билеты (карточки со словами) Выберите имена существительные, которые не изменяются по числам, а имеют форму только одного числа. - А теперь на посадку. Предъявляем свой билет, и садимся в свои вагоны. | Самостоятельно работают, проверяют по эталону, объясняют правильность выбора лишнего слова, оценивают свою работу. Дети выбирают необходимые билеты, прикрепляют к нужному выгону. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ, сопоставление языкового материала. Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Мы вернулись из путешествия, с новыми знаниями и впечатлениями. Давайте ими поделимся друг с другом. Слайд. - В путешествии я узнал… - Я научился……… - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты? На память о путешествии в город Существительных выберите себе магнитик Мне было легко… (жёлтый) Я понял, старался работать хорошо… (зелёный) Я понял, мне необходимо поработать над темой…(красный) Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки. Домашнее задание: стр. 103, упр.8. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и качество усвоения материала. Учащиеся выслушивают комментарий учителя | Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: строить монологичное высказывание. Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |