СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока родного русского языка в 3 классе по теме «Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока родного русского языка в 3 классе по теме «Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла









Технологическая карта урока родного русского языка в 3 классе по теме




«Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»

УМК «Школа России»















Учитель Теряева Светлана Викторовна





Технологическая карта урока русского языка


Учитель ___Теряева С.В.___, класс _3 «Б»

Тема урока «Все ли имена существительные «умеют изменяться по числам?».

Тип урока: комбинированный

УМК: « Школа России»

Тема

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?


Цель

Цели урока:

Образовательная:

- дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только форму множественного числа,

- научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа.

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания,

- расширять словарный запас учащихся, развивать память и мышление.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение друг к другу.

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.


Формируемые УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

  1. 1.читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  2. 2. понимать информацию, представленную в разных формах;

3. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану.


Планируемый результат

Предметные:

-обучающиеся научатся различать имена существительные в форме одного числа;

-получат возможность научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа.

Личностные:

  • -принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • -появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи,

  • -проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

  • -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

  • -понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, решать её под руководством учителя,

  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • -умение контролировать и оценивать свои действия;

  • -работать по плану,

  • -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других,

-договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению. (Коммуникативные УУД)

-уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала. (Познавательные УУД)


Ресурсы:


  • УМК «Школа России», О.М.Александрова Русский родной язык: Учебник: 3 класс. – М.: Просвещение, 2020.

  • компьютер; презентация в программе Power Point; дидактический раздаточный материал.




























Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд - Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.   (И. С. Тургенев)  - Как вы понимаете высказывание Тургенева?



Эмоциональный положительный настрой на урок

  • - Родной язык передаётся из поколения в поколение, нужно быть грамотными, правильно употреблять слова в нашей речи, чтобы русский язык передавался потомкам. Речь – это показатели культуры человека.


Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну МОРФОЛОГИЯ, где живут части речи. Отгадайте, в какой город мы поедем. Послушайте внимательно стихотворение:

Осень. Листья. Тропинка.

Лес. Опята. Корзинка.

Берег. Озеро. Лёд.

Гуси. Стая. Отлёт.

- Чем интересно это стихотворение?

- Значит, мы отправимся в город под названием…

- А совершим мы наше путешествие на поезде. Но вот состав ещё не сформирован. Мы можем это сделать, если выполним задание.

На доске картинки электровоза и вагончиков с кармашками, карточки со словами для характеристики части речи (действие, кто? глагол, что делать? изменяется по числам, какой? что? предмет….)


-Молодцы, наш поезд готов к пути! Чтобы занять места в вагонах, необходимо приобрести билеты. Цена билета – наши знания. Вам нужно изменить имена существительные, записанные на билетах, по числам. На билетиках написано:

Флаг

Сосна

Море

Пальто

- У кого-то возникло затруднение? Все ли существительные вы смогли записать во множественном числе?

- Я предлагаю поработать с предложениями. На столах у вас карточки. Обсудите в паре и вставьте слово «пальто» в нужной форме в предложениях.

Мне купили новое…(пальто).

- В какой форме числа употребили слово пальто?

На вешалке висели пять …(пальто).

- Как записали слово? Изменилась ли форма имени существительного пальто?

-Прочитаем все пары слов.

Флаг - флаги

Сосна - сосны

Море - моря

Пальто – пальто

- Какую пару слов вы назвали бы лишней? Почему?











Дают ответы:

- Стихотворение состоит только из имён существительных

- Имя существительное.









Дети выбирают карточки со словами, характеризующими имя существительное, ставят их в кармашки вагончиков и собирают состав поезда: существительное, предмет, кто? что? изменяется по числам).





Дети говорят о том, что у них возникло затруднение со словом пальто.




Каждая пара выполняет работу на карточках.



Читают предложения, в которые вписали слово пальто.


Дети отвечают:

- Все слова изменили форму числа, а у слова пальто форма числа не изменилась.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию, ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, осуществлять анализ, сравнение языкового материала.

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

Личностные УУД: проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.



3. Решение проблемы.

-А вам интересно узнать, есть ли в русском языке ещё такие слова?

- Сформулируем тему урока, продолжите…

На слайде: «Все ли имена существительные….» (Изменяются по числам)

- Итак, отправимся в город Имя Существительное с целью:

-Узнать … (все ли имена существительные изменяются по числам?)

-Научиться … (правильно употреблять эти слова в речи)

- Наш поезд отправляется!

- Что же у нас за окном? Посмотрите налево, посмотрите направо.

На стенах класса карточки со словами из упр. 2 на стр.99.

- Назовите существительные и поставьте их в форму множественного числа.

- Какие слова вызывают затруднение? Давайте прикрепим их на доску:

золото

обувь

молоко

борьба

мебель

детвора

Запишем эти слова в наш путевой дневник (тетрадь).

- В каком числе употреблены имена существительные? Есть у них форма множественного числа?

- Какой вывод сделаем?

- Чтобы не заблудиться в городе, откроем путеводитель (учебник).

Предлагаю поработать в парах с упражнением № 4 на стр.101.

-Прочитайте существительные, которые вы смогли записать в единственном числе.

- Форму каких имён существительных не удалось изменить?

Слайд.

Ножницы

Шахматы

Грабли

Санки

Догонялки

Брюки

- Какой вывод сделаем?

Самоопределение к деятельности .


Учащиеся формулируют тему.



Учащиеся формулируют цели урока.



















Учащиеся берут карточки со словами и прикрепляют на доске.

Записывают слова в тетрадь.

Дети дают ответы.

Вывод.

В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Открывают учебник, находят упражнение. Читают задание.

Называют существительные

Читают слова и проверяют по слайду.

Вывод.

В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Регулятивные УУД: учатся определять тему и цели урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,

осуществлять анализ, сопоставлять языковой материала. Коммуникативные УУД: учатся осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в сотрудничестве.


4. Первичное закрепление

Физминутка.

- Ребята, давайте немного отдохнем и погуляем по городу.

Слайд.

Имя существительное

Очень удивительное.

Изменяется по числам,

Но бывает иногда,

В форме одного числа

Употребляется всегда.

-Если слово стоит в ед.ч. поднимите руки вверх, если во мн.ч.- руки вперед, если считаете, что не изменяется по числам - присесть.

- Зима, деревья, люди, крот, птицы, очки, лебеди, волна.

- Прибытие. Ребята, оказывается в городе Имя

Существительное много слов, которые не изменяются по числам.

(Дополнительная информация для расширения словарного запаса учащихся на слайде)

Слайд:

Существительные только в форме единственного числа.

Вещественные существительные (названия продуктов): мясо, кефир, сметана, сахар, соль, виноград…

Совокупность предметов: одежда, посуда, листва, бельё, родня…

Отвлечённые существительные: косьба, охота, белизна, гордость, жар, скука, тишь…

Собственные существительные: Россия, Москва, Байкал, Волга…

Существительные только в форме множественного числа.

Называющие парные или составные предметы: штаны, вилы, весы, кусачки…

Отвлечённые существительные (игры, праздники): именины, выборы, каникулы, жмурки…

Вещественные существительные (названия веществ или материалов, их остатки): дрова, опилки, сливки…

Собственные существительные (географические, астрономические названия): Карпаты, Гагры, Весы, Близнецы…


Читают стишок, маршируют и выполняют упражнения.

Учащиеся знакомятся с существительными не изменяющимися по числам.









Учащиеся знакомятся с группами слов , которые употребляются в форме только единственного числа или в форме только множественного числа.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом, возможность научиться правильно использовать в речи имена существительные в форме одного числа.

  • Регулятивные УУД: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, решать её под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь других.

6. Включение в систему знаний и повторение

- Давайте подумаем, как быть, когда необходимо сказать об одном предмете, о двух или нескольких предметах, используя слово, которое имеет форму только единственного или множественного числа?

- Чтобы ответить на вопрос, предлагаю поработать в группах. У капитанов конверты с заданием. На конверте значок. Пожалуйста, посмотрите , у вас значок на парте, образуйте группы.

Материал для работы стр. 100, упражнение № 3 и

стр.102, упражнение 5.

Дети работают с использованием картинок по данному плану.

План.

1.Подберите подписи к картинкам. Обратите внимание, что одно слово или сочетание слов можно использовать несколько раз.

2. Какое существительное использовали несколько раз?

3. Что обозначает это слово?

4. Изменяется ли это существительное по числам?

- Проверяем результаты вашей работы.

На слайде демонстрируется материал, по которому работали группы, правильность выполнения задания.

Дополнительные вопросы

1 группе

-Как называются слова, которые пишутся одинаково, а значения имеют разные?

- Назовите однокоренные слова.

2 группе.

-Какие слова одинаково произносятся, а пишутся по- разному?

- Почему?

3 группе.

- Назовите омонимы.

- Назовите однокоренные слова.

- Сделаем вывод. Как быть, когда необходимо сказать об одном предмете, о двух или нескольких предметах, используя слово, которое имеет форму только единственного или множественного числа?


-В городе Имя существительное много интересного. Нам часто встретились слова нож и ножницы. Как вы думаете, это однокоренные слова? Почему?

- 4 группа подготовила для вас небольшие сообщения

1 ученик рассказывает сведения «Из истории языка»

стр.101.

2 ученик:

Это интересно.

Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.

Например, глаза, рукава, берега, рога.

Сейчас эту роль выполняет множественное число.

В настоящее время слова нож и ножницы не являются однокоренными.






Капитаны поднимают свои конверты со значками. Дети определённой группы подходят к капитану. Читают задания, работают по плану.















Каждая группа предоставляет результаты своей работы.

Учащиеся слушают, проверяют выполнение задания.

Дети группы отвечают на дополнительные вопросы.










Делают вывод.

В нашей речи для уточнения количества предметов, мы можем заменять существительные не изменяемые по числам однокоренными словами, словосочетаниям.





Учащиеся слушают сообщения.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • работать по плану, контролировать и оценивать свои действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные:

учатся пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать речь других,

договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала.

7. Организация самостоятельной деятельности.

-Поработаем самостоятельно. Стр. 104 учебника, упр. 9.

Проверка по эталону(слайд).

1. Ножницы, очки, щипцы, молотки.

2. Джинсы, шорты, санки, ботинки.

3. Листва, ветви, листья, ветки.

4.Сутки, вечер, день, ночь.

- Почему это слово лишнее?

Самооценка.

- Пора отправляться в обратный путь. Посмотрите, к нашему составу присоединили новые два вагона! Какие?

На двух вагонах надписи: «Сущ. только в ед.ч.» и «Сущ. только во мн.ч.».

- Чтобы занять места в этих вагонах, вам нужно приобрести билет.

- У вас на столах билеты (карточки со словами)

Выберите имена существительные, которые не изменяются по числам, а имеют форму только одного числа.

- А теперь на посадку.

Предъявляем свой билет, и садимся в свои вагоны.

Самостоятельно работают, проверяют по эталону, объясняют правильность выбора лишнего слова, оценивают свою работу.















Дети выбирают необходимые билеты, прикрепляют к нужному выгону.



Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний,

осуществлять анализ, сопоставление языкового материала.

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте.


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Мы вернулись из путешествия, с новыми знаниями и впечатлениями. Давайте ими поделимся друг с другом.

Слайд.

- В путешествии я узнал…

- Я научился………

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?


На память о путешествии в город Существительных выберите себе магнитик

Мне было легко… (жёлтый)
Я понял, старался работать хорошо… (зелёный)
Я понял, мне необходимо поработать над темой…(красный)


Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки.

Домашнее задание: стр. 103, упр.8.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



Оценивают свою работу и качество усвоения материала.


Учащиеся выслушивают комментарий учителя

Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: строить монологичное высказывание.

Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели,

проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!