Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: сформулируйте правила жизни родовой общины. | Записывают тему урока, определяют проблему | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на задания Составить рассказ о древнейшем человеке по определенному плану | Учитель. Прежде чем мы с вами познакомимся с материалом учебника и приступим к уроку, давайте рассмотрим на карте места первых стоянок людей. Соотнесем расселение с современной картой. Давайте определим основные условия для расселения первобытных людей (жаркий и влажный климат, наличие водных ресурсов и растительности, богатый животный мир, гористая местность, наличие пещер) Прочитайте первый пункт параграфа «Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии». Ответьте на вопросы: - почему люди стали расселяться на более холодные территории - какое важнейшее занятие было у древнейших людей - перечислите основные орудия труда для охоты - перечислите зверей, на которых охотились первобытные люди. Запишите в тетрадь: копье, рубило, каменный наконечник, мамонт – огромный слон с длинной желтовато- бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Жизнь «человека разумного» была трудной, наполненной различными опасностями. Постоянными спутниками были голод, болезни, потеря близких и борьба за выживание. При таких условиях в одиночку было не выжить. Человек стал осознавать преимущество тесных, постоянных и устойчивых связей между людьми. Соблюдение правил совместного проживания и различной деятельности стало важнейшим условием принадлежности к коллективу. Задание укажите, с каким видом древнейшего человека связывают появление родовой общины. почему в то время воспитание детей стало важным делом общины? почему женщину почитали как хранительницу очага. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель. Археологи прослеживают значительный прогресс с периода позднего этапа древнекаменного веке, когда распространилось одомашнивание животных. Приручив овцу и козу, человек стал употреблять молочные продукты, понемногу использовал шерсть животных. Сначала это было исключением. Кроманьонцы изобрели лук и стрелы. В этот период появились земледелие и скотоводство в теплой зоне лесостепи. Задание - объясните, что изменилось в организации охоты «человеком разумным» - какие понятия раскрывают изменения в жизни «человека разумного». Запишите понятия: Человек разумный – человек, появившийся примерно 40 тысяч лет назад. Родовая община – коллектив родственников и сородичей. Сородичи – все близкие и дальние родственники. | Выполняют задание в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа с понятиями | Поясняет задание на слайдах Слайды Задание 1. В предложенном списке выберите причины, заставившие предков человека объединяться в небольшие группы: А) стремление к общению Б) недостаток территории В) неспособность в одиночку противостоять природе | Выполняют задание в тетради Решают кроссворд | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Формулировать правила жизни родовой общины Перечислять причины объединения людей в родовые общины Определять важные способности древнейшего человека | Устный опрос |