СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Родовые общины охотников и собирателей" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Родовые общины охотников и собирателей" 5 класс. Урок построен с учетом требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Родовые общины охотников и собирателей" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Родовые общины охотников и собирателей

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии

  2. родовые общины

  3. лук и стрелы

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о родовой общине и занятиях первобытных людей

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Родовая община, лук и стрелы, охота, собирательство, «человек разумный»

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: сформулируйте правила жизни родовой общины.

Записывают тему урока, определяют проблему

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на задания

Составить рассказ о древнейшем человеке по определенному плану

Учитель. Прежде чем мы с вами познакомимся с материалом учебника и приступим к уроку, давайте рассмотрим на карте места первых стоянок людей. Соотнесем расселение с современной картой. Давайте определим основные условия для расселения первобытных людей (жаркий и влажный климат, наличие водных ресурсов и растительности, богатый животный мир, гористая местность, наличие пещер)

Прочитайте первый пункт параграфа «Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии». Ответьте на вопросы:

- почему люди стали расселяться на более холодные территории

- какое важнейшее занятие было у древнейших людей

- перечислите основные орудия труда для охоты

- перечислите зверей, на которых охотились первобытные люди.

Запишите в тетрадь: копье, рубило, каменный наконечник, мамонт – огромный слон с длинной желтовато- бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

Жизнь «человека разумного» была трудной, наполненной различными опасностями. Постоянными спутниками были голод, болезни, потеря близких и борьба за выживание. При таких условиях в одиночку было не выжить. Человек стал осознавать преимущество тесных, постоянных и устойчивых связей между людьми. Соблюдение правил совместного проживания и различной деятельности стало важнейшим условием принадлежности к коллективу.

Задание

  1. укажите, с каким видом древнейшего человека связывают появление родовой общины.

  2. почему в то время воспитание детей стало важным делом общины?

  3. почему женщину почитали как хранительницу очага.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Учитель. Археологи прослеживают значительный прогресс с периода позднего этапа древнекаменного веке, когда распространилось одомашнивание животных. Приручив овцу и козу, человек стал употреблять молочные продукты, понемногу использовал шерсть животных. Сначала это было исключением. Кроманьонцы изобрели лук и стрелы. В этот период появились земледелие и скотоводство в теплой зоне лесостепи.

Задание

- объясните, что изменилось в организации охоты «человеком разумным»

- какие понятия раскрывают изменения в жизни «человека разумного».

Запишите понятия:

Человек разумный – человек, появившийся примерно 40 тысяч лет назад.

Родовая община – коллектив родственников и сородичей.

Сородичи – все близкие и дальние родственники.

Выполняют задание в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа с понятиями

Поясняет задание на слайдах

Слайды

Задание 1.

В предложенном списке выберите причины, заставившие предков человека объединяться в небольшие группы:

А) стремление к общению

Б) недостаток территории

В) неспособность в одиночку противостоять природе

Выполняют задание в тетради

Решают кроссворд

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Записи в тетради

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Формулировать правила жизни родовой общины

Перечислять причины объединения людей в родовые общины

Определять важные способности древнейшего человека

Устный опрос

Домашнее задание

1

Домашнее задание § 2. рабочая тетрадь упражнение № 8

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!