Технологическая карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 5 классе .
Учебный предмет: русский язык.
Автор УМК: А.Д.Шмелев.
Тема: « Образование сложных слов».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Содержательная цель: углубление знаний по теме «Способы образования слов в русском языке», формирование умения выполнять словообразовательный разбор слов, определять способ образования слов.
Деятельностная цель: формирование умения изучать и анализировать теоретический материал учебника, формулировать вопросы, выводы наблюдений, находить способы выхода из проблемной ситуации, создавать свои задания по предложенной модели, подводить итоги учебной деятельности; формирование умения работать самостоятельно и в паре, высказывать собственную точку зрения и слушать мнение одноклассников, выбирать оптимальные способы действия, анализировать и оценивать результаты своей работы.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Этап | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД. |
1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности. |
Цель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Учитель читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова». Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло: Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом. Вот и садовод с садовником идет. Очень интересно гулять в саду словесном! - Сегодня и нам с вами, ребята, предстоит прогуляться по словесному саду и понять, как и из чего растут слова. | Взаимодействуют с учителем. | Л,П,Р,К |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. |
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действии и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Познакомьтесь с текстом (текст оформлен на слайде) Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водяной с капелькой играют. Водоросли с карасиками обнимаются. - О каких родственниках идет речь? - Соотнесите слова и способы их образования (карточки со словами и способами их образования расположены на магнитной доске, детям нужно их правильно распределить) подводник | приставочно-суффиксальный | водица | суффиксальный | водяной | суффиксальный | водоросли | ? | | Читают текст. Отвечают на вопросы . Соотносят способ образования и слово. | П,К,Л. |
3.Выявление места и причины затруднений. |
Основная цель этапа –организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний , умений или способностей. | Просит выдвинуть предположение о предстоящей теме урока. - Какому слову не досталось способа образования? Почему? Запишите это слово. водоросли - Сколько у него корней? Сколько слов участвует в образовании слова водоросли? Запишите эти слова. вода + росли - Какой знак мы поставили между словами? Как, по-вашему, называется такой способ образования слов в русском языке? (сложение) Как называются такие слова? (сложные) | Записывают слово, анализируют, размышляют. -Два корня. -В образовании слова участвуют 2 слова.  Запись слов: Вода , росли водоросли. Предполагают, что это какой-то новый способ образования слов -Сложение. - Сложные. | П,К. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. | Открытие темы. Ее запись. Формулирование целей. - Что мы знаем по теме «Способы образования слов в русском языке»? -Какой новый способ образования откроем для себя на этом уроке? -Чему научимся в течение урока? | Записывают тему. Формулируют тему. Отвечают на вопросы. | П,Р,К. |
5. Реализация построенного проекта. |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение , так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа с учебником: часть 1, стр.178-179, параграф «Образование слов способом сложения». - Познакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Сформулируйте вопросы к изучаемому материалу (работа проводится индивидуально или в парах по желанию учеников). Обсуждение вопросов. Самостоятельные выводы об образовании слов способом сложения. | Чтение параграфа, осмысление данного материала. Формулирование вопросов. Обсуждение вопросов. Самостоятельные выводы об образовании слов способом сложения. | П,Р,К. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 1.Упражнение 81 на стр.179: запишите слова, докажите, что они образованы способом сложения, выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные. 2.Работе с текстом (текст оформлен на слайде). Чудеса в луже Как интересно глядеть в лужу! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. - О каких чудесах идет речь? - Почему автор использует для описания происходящего слово чудеса? - Наблюдали ли вы чудеса в самых простых вещах, окружающих вас в повседневной жизни? Расскажите о них. Работа со сложными словами. - Выпишите из текста сложные слова, покажите, как они образованы. - Почему их так много в тексте? Какова их роль? Попробуйте заменить их сочетаниями слов, от которых они образованы. Что изменилось? Сделайте вывод о роли сложных слов в речи. | Выполняют упражнение , устным проговариванием способа образования , средства образования слов. Чтение текста. Осмысление содержания текста. Отвечают на оставленные вопросы, четко формулируют предложения. Рассказ о личных впечатлениях. Выписывают слова, составляя словообразовательные пары. Делают вывод о значении сложных слов в речи. | П,К,Р. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия ( коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Тест. | 1.Самостоятельное выполнение теста. Проверка. Игра «Конструктор». | П,К,Р. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. | 2.Просит выполнить упражнение Игра «Конструктор». - Соберите слова, используя в качестве строительного материала слова из таблицы, выделите корни полученных слов (таблица – на слайде) Вода | Трясти | Сталь | Строить | Земля | Снабжать | Корабль | Варить | Один | Греть | Тело | Рубить | Лес | Цветок | | | П,К,Р. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий. | игра «Хочу спросить». - В конце нашего занятия я попрошу каждого из вас задать мне вопрос. Подумайте, при выполнении каких заданий вы столкнулись с трудностями? Что осталось для вас непонятным? С чем вы не справились? Чего не поняли? Сформулируйте и озвучьте свои вопросы. 5. Домашнее задание. На выбор: упр.83 или творческая работа с использованием сложных слов на тему «Из чего вырастают слова». | | Л,П,К,Р. |