СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Виды односоставных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Виды односоставных предложений" с презентацией, рабочими листами учеников, образцами сочинений к ОГЭ 15.3. Разработано в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Виды односоставных предложений"»

Односоставные предложения

Односоставные предложения

Языковая разминка Темнеет… Готовимся к чаю… Дремлет Ася под маминой шубой. Я страшную сказку читаю О старой колдунье беззубой, О старой колдунье и гномах, О принцессе, ушедшей закатом. Как жутко в лесу незнакомом Бродить ей с невидящим братом! Одна у колдуньи забота: Подвести её к пропасти прямо! Темнеет…Сегодня суббота. И будет печальная мама. Темнеет… Не помнишь о часе. Из столовой позвали нас к чаю. Клубочком свернувшейся Асе Я страшную сказку читаю.

Языковая разминка

  • Темнеет… Готовимся к чаю…
  • Дремлет Ася под маминой шубой.
  • Я страшную сказку читаю
  • О старой колдунье беззубой,
  • О старой колдунье и гномах,
  • О принцессе, ушедшей закатом.
  • Как жутко в лесу незнакомом
  • Бродить ей с невидящим братом!
  • Одна у колдуньи забота:
  • Подвести её к пропасти прямо!
  • Темнеет…Сегодня суббота.
  • И будет печальная мама.
  • Темнеет… Не помнишь о часе.
  • Из столовой позвали нас к чаю.
  • Клубочком свернувшейся Асе
  • Я страшную сказку читаю.
Ключевые слова Односоставные предложения  Определённо-личные Неопределённо – личные Безличные Обобщённо-личные Назывные

Ключевые слова

  • Односоставные предложения
  • Определённо-личные
  • Неопределённо – личные
  • Безличные
  • Обобщённо-личные
  • Назывные
«Вспоминаем то, что знаем».   Односоставное предложение ( имеет только один главный член ).   Односоставные предложения с одним сказуемым       ________________ ________________ _______________ _____ __? _____    Односоставные предложения с одним подлежашим    ?

«Вспоминаем то, что знаем».

  • Односоставное предложение
  • ( имеет только один главный член ).
  • Односоставные предложения с одним сказуемым
  •  
  •  
  • ________________ ________________ _______________ _____ __? _____
  • Односоставные предложения с одним подлежашим
  •  
  • ?
Односоставные предложения с главным членом подлежащим с главным членом сказуемым определённо- личные назывные неопределённо- личные безличные КЛАСТЕР  20.07.19

Односоставные предложения

с главным членом

подлежащим

с главным членом

сказуемым

определённо-

личные

назывные

неопределённо-

личные

безличные

КЛАСТЕР

20.07.19

ЗАЧЕМ?

ЗАЧЕМ?

Подготовка к ОГЭ Выпишите грамматическую основу предложения (15)С кем жил? 2. Укажите количество грамматических основ в предложении 39 . Ответ запишите цифрой. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников.

Подготовка к ОГЭ

  • Выпишите грамматическую основу предложения (15)С кем жил?

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 39 . Ответ запишите цифрой.

(39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников.

Подготовка к ОГЭ 3. Среди предложений 1 – 6 выпишите номера назывных предложений. Ответ запишите цифрой.  (1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: “На воротах Пашка и Митька!” (5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: “Домой!” не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.

Подготовка к ОГЭ

3. Среди предложений 1 – 6 выпишите номера назывных предложений. Ответ запишите цифрой.

(1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: “На воротах Пашка и Митька!” (5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: “Домой!” не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.

РАБОТА С ТЕКСТОМ  (в парах)  Сократите текст, используя любой из приёмов сжатия.  Был у нас во дворе дед. Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера. Чей это был дед? Откуда? С кем жил? Детству не интересна старость. 41 слово

РАБОТА С ТЕКСТОМ (в парах)

Сократите текст, используя любой из приёмов сжатия.

Был у нас во дворе дед. Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера. Чей это был дед? Откуда? С кем жил? Детству не интересна старость.

  • 41 слово
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ  Сократите текст, используя любой из приёмов сжатия.  Был во дворе дед. Он появлялся утром, доходил до лавочки и там просиживал до вечера. 15 слов

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Сократите текст, используя любой из приёмов сжатия.

Был во дворе дед. Он появлялся утром, доходил до лавочки и там просиживал до вечера.

  • 15 слов

Черёмуховый дед

(1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: “На воротах Пашка и Митька!” (5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: “Домой!” не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.

(7)Как и в моем детстве.

(8) Помню, мальчишкой идешь по бульварам, утопленным в аромате черемухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листоверток. (9)Возьмешь такой в руки, и, если не уснула в нем в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь ее хрупкий кокон - и подарит, встревоженная, давно забытую историю...

(11)Был у нас во дворе дед.

(12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.

(13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (16)Детству не интересна старость.

(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района.(19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.

(20) Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря!

(23) Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошел их, опираясь на палочку, и ушел со двора. (25)“Согнали старика”, - нахмурился мой отец.

(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлеченные игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом:

(28) - Орлы! (29) А ну подь-ка сюда!

(30)Дед принес нам мяч. (31)Настоящий, из черно-белых шестиугольников, тугой - не чета нашему затертому серому сдутышу! (32) “Чего рты раззявили? (33)А ну на поле - марш!” (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул. (35)Мы капитулировали. (36)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков - все отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черемухи.

(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьей. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам.(40) У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещенный прием, или осмеливался схитрить, или позволить себе играть в полноги. (42)Дед не выкрикивал имен, но каждый, замирая, думал: “Не мне ли свистят?”, и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)За какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района.

(44)А потом дед пропал.

(45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришел домой, толкнул открытую дверь - родители, видимо, только что сами вернулись с работы - неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: “Как же Коле объяснить, что деда больше нет?».

(47)- Мама!?

(48)Она обернулась, ахнула:

(49) - Колечка, мы хотели сказать…

(50)…Во всем нашем пацанячьем детстве не было слез горше…

(51)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (52)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (53)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (54)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки честности - перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой - прошли не зря.

(По Павловой О.)

Работаем с текстом Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе.  Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как «развертывается»  заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.

Работаем с текстом

  • Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе.
  • Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?
  • Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?
  • Определите, как «развертывается»

заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.

 Роль заглавия текста Кожина Н.А. Гальперин И.Р. Брудный А.А.

Роль заглавия текста

Кожина Н.А.

Гальперин

И.Р.

Брудный А.А.

Зачем тебе это нужно? Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста «Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки …прошли не зря.»   Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста

Зачем тебе это нужно?

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста «Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки …прошли не зря.»  
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста
 Как вы понимаете значение слова УРОКИ (честности) Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие уроки преподнёс черёмуховый дед ребятам», взяв в качестве тезиса данное вами определение.  Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера аргумента, подтверждающих ваше определение: один из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Как вы понимаете значение слова УРОКИ (честности)

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие уроки преподнёс

черёмуховый дед ребятам», взяв в качестве тезиса данное вами

определение.  Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера

аргумента, подтверждающих ваше определение: один из прочитанного

текста, а второй – из жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Урок Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.) Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего (перен). Учебный час для предмета В каком значении употреблено в тексте?

Урок

  • Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.)
  • Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего (перен).
  • Учебный час для предмета
  • В каком значении употреблено в тексте?
Честный  Искренний, добрый Заслуживающий уважения и почёта Безупречный
  • Честный
  • Искренний, добрый
  • Заслуживающий уважения и почёта
  • Безупречный
Честность – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом, способность человека оценить свои поступки, это память, к которой присоединяется моральная оценка поведения.
  • Честность – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом, способность человека оценить свои поступки, это память, к которой присоединяется моральная оценка поведения.
Задание  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».   Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».   Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Роль синтаксиса в общении  В переводе с греческого слово

Роль синтаксиса в общении

  • В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка.
  • Возникновение синтаксиса вызвано потребностью людей в общении , их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции .
  • Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.
 Известный лингвист А. А. Реформатский утверждал, что в языке синтаксис выполняет функцию общения.  В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура , как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль.  Например, в предложении 38  составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему ____________________________________________________________________________________________  О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая________________ , самая __________________, ___________________ и … самая дружная команда района».  Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.

Известный лингвист А. А. Реформатский утверждал, что в языке синтаксис выполняет функцию общения.

В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура , как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль.

Например, в предложении 38

составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему ____________________________________________________________________________________________

О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая________________ , самая __________________, ___________________ и … самая дружная команда района».

Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.

Что показалось трудным? Над чем ещё нужно поработать? Сегодня я узнал(а), что Я понял(а), как Я теперь умею
  • Что показалось трудным?
  • Над чем ещё нужно поработать?
  • Сегодня я узнал(а), что
  • Я понял(а), как
  • Я теперь умею
Домашнее задание 1. Из художественной литературы, которую сейчас читаете, выпишите примеры односоставных предложений. (10) 2. Напишите сочинение «Какие уроки жизни преподал черёмуховый дед ребятам». Для аргументации используйте примеры из текста и свой жизненный опыт.

Домашнее задание

  • 1. Из художественной литературы, которую сейчас читаете, выпишите примеры односоставных предложений. (10)
  • 2. Напишите сочинение «Какие уроки жизни преподал черёмуховый дед ребятам». Для аргументации используйте примеры из текста и свой жизненный опыт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!