3.Актуализация знаний. Домашняя работа. 5 минут | На данный момент вы уже можете ответить, что имеют в виду, когда говорят «глагол на –АТЬ», «на – ОТЬ», «на –ЕТЬ»… (ОПРОС) Также вы можете определить, когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? Как различать глаголы совершенного и несовершенного вида? А последней и самой важной информацией о глаголе было СПРЯЖЕНИЕ. В связи с этим вопрос: в каком случае нам не нужно определять спряжение – и так всё ясно? (опрос) -Конечно, устанавливать спряжение имеет смысл при безударных личных окончаниях глагола. А теперь проверим ваше домашнее задание: как вы определили способ образования глаголов упражнения 508? (Глаголы, образованные приставочным способом: перечитать-читать, входить-ходить, приклеить-клеить, перелетать-летать; суффиксальным способом: мечтать – мечта, светлеть –светлый, мчаться-мчать, завтракать-завтрак, ужинать-ужин, бледнеть-бледный.) Посмотрите, на свои записи и скажите, от каких частей речи образуются глаголы? (ОПРОС) | Задаёт вопросы по глаголу, исходя из последних тем раздела «Глагол». Контролирует домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих |
4.Самоопределение к деятельности 3 минуты | Домашнее упражнение нам помогло вспомнить, некоторые способы образования слов. Это упражнение было задано вам не случайно. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ, КАКИМ СПОСОБОМ ОБРАЗУЕТСЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ГЛАГОЛ? Нужны ли нам знания о том, как образуются глаголы? (Ответ: это даёт представление о морфемном составе глагола, научит грамотно выполнять словообразовательный разбор) | Направляет учеников к целеполаганию. | Ученики обсуждают ситуацию, анализируют, планируют пути достижения целей. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: осуществление целеполагания. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих |
5.Работа по теме урока Применение знаний и умений в новой ситуации 17 минут ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Запишите тему урока, она выведена на доске (СЛАЙД 1) Прежде чем начать повторение образования глаголов, давайте вспомним все способы образования слов. Сейчас каждый из вас получит карточку со словообразовательными способами и несуществующими аналогами, ваша задача – вычеркнуть лишнее и оставить только те способы, которые мы изучали (0,5 минуты) Обменяйтесь карточками, сверьте с ответом на доске….(СЛАЙД 2) КАК ВЫ ВИДИТЕ, НАМ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ. Однако, хочу заметить, глаголы могут образовываться далеко не всеми способами: авторы учебника их уже указали, их мы и повторим… Начнём с приставочного способа – самого лёгкого при определении словообразования глагола.(СЛАЙД 3) Обратите внимание на примеры: ВЫЛЕТЕЛА-ЛЕТЕЛА, ОТРЕЗАТЬ-РЕЗАТЬ, ПОДЪЕДЕМ –ЕДЕМ. Какую особенность приставочного образования глаголов вы замечаете? (ОПРОС) Таким способом глаголы образуются только от глаголов. ( МЫТЬ, РИСОВАЛ, БЕЖАЛА, РАСТИ, РАБОТАЮ, НЕСЁМ, ЛЬЁТ, КРУТИШЬ, КИПИТ) Посмотрите на следующий интересный факт: перед вами глаголы с приставкой ВЫ-, помимо того, что они тоже образованы приставочным способом, у них наблюдается ещё одна особенность. Какая? ( ударение падает на приставку) (СЛАЙД 4) (ОПРОС) Посмотрите на следующий слайд (СЛАЙД6) Что общего у данных глаголов, чем они различаются?) (ОПРОС) Да, это однокоренные глаголы, у которых разные суффиксы. Обратимся к учебнику (УПРАЖНЕНИЕ 520) Прочитайте самостоятельно задание. Что необходимо сделать вам? (составить глаголы с суффиксом –НИЧА- и указать их спряжение. На самостоятельное выполнение отводим 5 минут. Вопрос: Перечислите получившиеся глаголы с суффиксом –НИЧА-. Что можно сказать о спряжении этих глаголов? (Они все 1-го спряжения) Ребята, два глагола из записанных на сегодня имеют созвучия –НИЧА-, однако это не суффиксы: ПОЛ-ДН-ИЧ-А-ТЬ (два корня) ПЛОТНИЧ-А-ТЬ (слившийся корень) Следующий способ образования глаголов - приставочно-суффиксальный. (СЛАЙД 7) Этот способ образования встречается реже всего у глаголов. - как образуются слова этим способом? (ОПРОС) Откройте учебники на странице 103, прочитайте задание. Как нам предлагают получить новые слова? Во второй части задания авторы учебника предлагают нам составить глаголы, которые образуются приставочно-суффиксальным способом. Работать вы можете в паре. 2 минуты. Проверим, какие глаголы у вас образовались? (опрос) | Предлагает карточки контроля знаний о способах образования слов. Объявляет взаимопроверку карточек Обращает внимание на особенности образования глаголов. Ведёт объяснение в сопровождении презентации. Предлагает ребятам устно образовать глаголы, образованные приставочным способом. Обращает внимание на орфоэпическую особенность образования глаголов с приставкой ВЫ-. Контролирует умение образовывать глаголы суффиксальным способом. Проводит физкультминутку. Направляет деятельность обучающихся. Объясняет разницу между созвучными глаголами с суффиксом –НИЧА- и без него. Указывает упражнение учебника, предлагает образовать глаголы приставочно-суффиксальным способом в парах. | В таблице выбирают только существующие способы образования слов. Работают в паре. Устно образуют глаголы «по аналогии» с примерами. Записывают собственные примеры глаголов с приставкой ВЫ-. Образуют глаголы, исходя из материала презентации. Выполняют комплекс упражнений. Изучают задание упражнения 520, образуют глаголы на –НИЧА. Зачитывают получившиеся примеры. Анализируют задание, самостоятельно образуют глаголы , определяя их спряжение Выписывают примеры. Работают в парах, согласованно осуществляют действия по образованию слов. Отвечают, сообщают о получившихся результатах. | Познавательные: владение приёмами отбора и систематизации материала; анализировать,сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Регулятивные: поиск путей решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотношение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы. Коммуникативные: построение связного монологического высказывания; представление результата своей деятельности и деятельности группы. Коммуникативные: формирование навыков работы в паре (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). |
6.Исследовательская работа по тексту 6 минут | Прежде чем вы перейдёте к работе с текстом, давайте составим алгоритм определения способа образования глагола. Что мы делаем с глаголом, способ образования которого должны определить? Даем толкование его лексическому значению, чтобы выйти на опорное слово, от которого он образовался. Выделяем основу этого слова. Мысленно соотносим с исходным словом, сравниваем. Определяем способ. Следующий шаг нашей работы – исследование текста. Разобьёмся на группы (3 группы по 3 человека) и попробуем найти все глаголы и распределить их по способу образования. (ОПРОС) | Предлагает работу-исследование текста в группах по 3 человека. | Совместно с учителем или самостоятельно (устные ответы) составляют алгоритм определения способа образования глагола. Работают в группах, из предложенного текста выписывают глаголы, классифицируя их по способу образования. | Познавательные: объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе исследования значения слов. Регулятивные: формирование ситуации саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач) Коммуникативные: формирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). |
7.Самостоятельная работа на карточках. Контроль усвоения знаний 5 минут | Ребята, сейчас я предлагаю вам карточки с 3-мя видами заданий. Вы их выполняете поэтапно, можете выполнить только то, что вам по силам. 1-е задание – уровень на «3», 1-е и 2-е - на «4», тот, кто выполнит все задания - «5». | Объясняет принцип дифференцированного задания на карточках. | Работают самостоятельно, выбирая задание «по силам». | Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу, самостоятельно организовывать собственную деятельность на уроке. |
9.Рефлексия 4 минуты | Подходит к концу наш урок. Давайте подведём итог. Урок у нас был повторением. Что нам удалось повторить? (Способы словообразования глаголов) Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На карточке, которую вы сейчас получите, запишите свою фамилию, поставьте оценку своей работы и ответьте на вопросы (может быть, на некоторые из них). | Напоминает о содержании и целях урока, предлагает ученикам оценить себя и свою работу. | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат | Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата. |