Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивации к учебной деятельности . | Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Урок начать вы все готовы? Все готовы на уроке думать, Слушать, отвечать и рассуждать? А помогать друг другу Все готовы? Тогда поприветствуйте друг друга улыбкой и кивком головы. И друг другу пожелайте на уроке успехов. Я вам тоже желаю плодотворной работы на уроке и отличных оценок, которые вы сами будете себе выставлять за каждый вид работы в таблицу. Такая таблица лежит у каждого на парте. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку | Личностные: внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. | - На слайде вы видите сочетания слов. Давайте их прочитаем. - Как называются такие сочетания слов? - Вспомним, что называется фразеологизмами? - Замените фразеологизмы одним словом. Я буду называть слово, а вы мне фразеологизм. Запомнить - Дремать - Прослушать – Задуматься – Бездельничать – Мечтать – Ребята, подумайте и скажите, какие фразеологизмы говорят нам о том, что не нужно делать на уроке? - Прислушайтесь, ребята, к совету фразеологизмов. Они вам помогут погрузиться в работу и получить новые знания. - Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о какой части речи это стихотворение. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам… - Ребята, а почему я подобрала стихотворение о глаголе? - Правильно. Молодцы! - А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. Проведём с вами пресс – конференцию. Желающие три ученика садятся за парту перед классом. А все остальные будут журналистами и корреспондентами. Вы задаёте вопросы, а наши специалисты по глаголу отвечают на них. Я же слежу за ответами и оцениваю их работу. - На партах у каждого есть карточка с текстом, который нужно восстановить, вставив пропущенные слова. - Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. После чего сверьтесь с текстом на слайде. - Обратите внимание на слайд. Перед вами фразеологизмы, с которыми мы уже работали. Вы должны выписать глаголы и определить у них время. - Выписали. Проверяем. | Читают: Витать в облаках Бить баклуши Зарубить на носу Ломать голову Пропустить мимо ушей Клевать носом Отвечают: Фразеологизмами Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Называют: зарубить на носу клевать носом пропустить мимо ушей ломать голову бить баклуши витать в облаках Учащиеся называют Называют слово: …глагол. Отвечают: Потому что мы изучаем тему: «Глагол» Задают по очереди вопросы: -На каких трёх китах стоит глагол? - Что является общим грамматическим значением глагола? - По каким морфологическим признакам можно отличить глагол от других частей речи? - Назовите синтаксические признаки глагола. - Перечислите вопросы, на которые отвечают глаголы. - Сколько времён у глагола? И как они называются? Работают по карточке Взаимопроверка и самопроверка Два ученика выполняют эту работу у доски. Проверяют | Личностные : смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний. Коммуникативные: учет разных мнений. |
III. Выявление места и причины затруднения. | - Ребята, а почему получились у нас такие разные ответы? - В чём причина нашего затруднения? | Отвечают: Эти глаголы отвечают на вопрос что делать? И мы не смогли правильно определить время глаголов. Отвечают: Мы не знаем, какая это форма глагола. | Личностные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: постановка проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, как вы думаете, а какая цель нашего урока? -А что для этого нужно сделать? -Что мы будем делать, чтобы вывести правило? | Отвечают: Мы должны узнать, что это за форма глагола и каковы ее отличительные признаки. Вывести правило. Будем сравнивать и наблюдать. | Регулятивные: планирование. Познавательные: постановка познавательной цели. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения. | - Вспомним глаголы, с которыми мы уже работали. - Время мы у них смогли определить? - А число можно у них определить? Попробуйте. - А какого лица будут эти глаголы? Определили? - Нет ни времени, ни числа, ни лица. Как мы назовём такую форму глагола? - Правильно, эта форма глагола в русском языке так и называется «Инфинитив». - Попробуйте сформулировать тему нашего урока… Запишите тему в тетрадь. - Сможете ли вы теперь отличить форму инфинитива от других форм глагола? - Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке? - Чтобы достичь всех этих целей, нам нужно провести исследование. - - Какой вывод мы можем сделать? -Следующее задание. Сделайте морфемный разбор слов играть, везти, печь. - Сделаем ещё один вывод. - Форма инфинитива в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. - И ещё сделаем вывод. - Это орфограмма? Почему? - Как вы думаете, ребята, мы смогли достичь целей урока? - Значит, мы можем найти глаголы в форме инфинитива? -Справились ли мы с затруднением? - Пришло время проверить себя. Как мы это сделаем? - Откройте параграф 83 в «Теории» и внимательно его прочитайте, отмечая карандашиком «+» - знал (а), «-» - не знал(а). - Проанализируем опорный материал, данный в упр.178 | Отвечают: Нет. Не получается. Нет. Инфинитив. Называют тему: «Инфинитив». Записывают в тетради. Отвечают: Нет, не сможем, мы о ней ещё мало знаем. Отвечают: Опорные фразы: 1. Отличать … от других глагольных форм. 2.Учиться ставить ..….. . 3. Употреблять и находить ….. в тексте. 4. Образовывать …. . Работают по вариантам Задание1.Распределите глаголы в два столбика, задав нужный вопрос. Придумать, нести, написать, вести, начертить, плести, рассказать, везти. Отвечают: Глаголы в форме инфинитива отвечают на вопросы что делать? что сделать? Делают самостоятельно морфемный разбор Делают вывод: У глаголов в форме инфинитива суффиксы – ть и – ти. Делают вывод: Глаголы в форме инфинитива могут оканчиваться на чь. Отвечают: Да Да Да Отвечают: Будем работать с учебником. Работают с параграфом 83. Анализируют | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные : познавательная инициатива. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные : учет разных мнений. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | - Работая с правилом, составьте вопросы к параграфу. -Что вы знали о глаголе в форме инфинитива? -Что нового узнали? - А сейчас физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Составляют вопросы: -Что такое инфинитив? -На какой вопрос отвечает инфинитив? -Можно назвать инфинитив неизменяемой формой глагола? -Какие суффиксы имеет инфинитив? -А если глагол оканчивается на - чь? -Какие ещё суффиксы выделяются в инфинитиве? - Каким членом предложения может быть инфинитив? Отвечают Выполняют упражнения. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Чтобы проверить, усвоена новая тема или нет, вы выполните сейчас самостоятельную работу. - Проверьте себя по эталону. - У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? - Все справились. Молодцы! А сейчас поработаем в группах. Задание: подберите антонимы, обозначьте суффиксы инфинитива. | Выполняют самостоятельную работу Задание: образуйте от данных глаголов форму инфинитива и запишите, выделяя суффиксы. Говорю,скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу. Сверяются по карточке – эталону. Работают в группах 1 группа: терять, провожать, бежать. 2 группа: бездельничать, удалить, вылить. Представитель от каждой группы зачитывает ответы. | Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление самоконтроля. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение. | Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Что нового вы узнали о глаголе? - Какие вопросы мы ставим к глаголам в форме инфинитива? - Какие суффиксы имеют эти глаголы? Игра «Будь внимателен!» (по цепочке) Задание: я вам фразеологизм, вы мне глагол в форме инфинитива. Намылить шею – Делать из мухи слона – Бить баклуши - Воды в рот набрать – Спрятать концы в воду – Мутить воду – Выводить на чистую воду –. | Отвечают Отвечают: наказать преувеличивать бездельничать молчать скрыть запутывать разоблачить | Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | Давайте вспомним: -Над какой темой мы работали на уроке? -Какую цель мы преследовали? -Возникали ли трудности на уроке? В чём причина их возникновения? - Справились мы с затруднением? -Назовите форму глагола, с которой мы познакомились на уроке? -О каких отличительных чертах инфинитива вы теперь знаете? - Закончите предложение Сегодня на уроке я… Своей работой на уроке я… А теперь оценим свою работу на уроке. Посмотрите свои листы самооценки и поднимите руки, кто поставил себе -5 -4 -3 -2 Домашнее задание будет таким: 1.К следующему уроку повторите правило (§83) и подготовьтесь к конкурсу на самую лучшую памятку – упр.182. 2. Инд. задание – работа по карточке. - Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Отвечают Инфинитив. Научиться отличать инфинитив от других форм глагола. Да. Не смогли сразу назвать отличительные признаки инфинитива. Да. Инфинитив.. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на –чь. -чь входит в состав корня. Выбирают и отвечают: научился … мне показалось важным понял, что … почувствовал, что … доволен, так как … не совсем доволен, так как … не доволен, потому что Смотрят и поднимают руки После комментария учителя ставят оценки в дневник. Записывают домашнее задание в дневник. До свидания. | Личностные: внутренняя позиция школьника. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |