Технологическая карта урока
ФИО педагога: Белоножко Людмила Валерьевна |
Предмет: русский язык |
Класс: 6 |
Общая информация о занятии |
Дата: 17.10. 2019 | Тема: Чередование гласных в корнях -твар-/-твор- | Цели образовательные: - сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов; - закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами; - развитие орфографических навыков; цели развивающие: - развитие навыков монологической речи, - развитие навыков парной и групповой работы, - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); цели воспитательные: - воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знание правил написания корней с чередованием, -Умение применять полученные знания в новой ситуации -Умение работать с текстом. | Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - формирование умения работать в малых группах. Регулятивные УУД - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; | - Развитие учебно-познавательного интереса к предмету; - формирование желания выполнять учебные действия; - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий |
Тип урока: | Материально-технические средства: | Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». |
Обобщение знаний | Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска Презентационное сопровождение урока Учебник, Раздаточный материал | Использованные приемы: - «Верные и неверные утверждения», - «Взаимоопрос» - «Классификация», - «Кластер» |
Структурные параметры |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания, направленные на достижение результатов | Формируемые умения |
1. Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Проверка настроения. | Подготовка к уроку Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. | Громко прозвучал звонок, – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Здравствуйте, ребята! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем доброго дня. А я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Садитесь! Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова. Внимательно слушайте – и все услышите! Внимательно смотрите – и все увидите! Думайте – и все поймете! Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”. Я желаю вам успеха. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. Формулировка целей урока | Выдвигает проблему. Корректирует действия. Задает вопросы Уточняет, озвучивает тему и цель урока. | Решают лингвистические задачи. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Предлагают варианты формулировок темы, цели урока. | А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Для этого разгадайте загадку. Загорелый, озаренье: Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Изложение, приращение: Вызывают у всех сомненья. Ну-ка правила скажите, Написание поясните. (Загадка о чередовании гласных в корнях) (- Речь пойдет о чередовании гласных в корне.) -С какими корнями мы познакомились на прошлых уроках? (Корни –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-, мак-мок) -Теперь попытайтесь сформулировать тему урока и запишите ее в тетрадь. Чередование гласных в корнях –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор- -Мы будем работать только с этими корнями? - Нет. Повторим и другие чередующиеся корни, ранее изученные.(Урок обобщения и закрепления). А теперь, опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока: Цели урока сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов; 2. закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами; 3. развитие орфографических навыков; Эпиграфом к нашему уроку служат слова: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» Э. Тоффлер- современный американский ученый Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание? Сегодня наша общая задача – обобщить и закрепить полученные знания о чередующихся гласных в корнях слов, т.е. будем учиться учиться. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
3. стадия осмысления. Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями Открытие новых знаний Выявление места и причины затруднения | Организует и сопровождает деятельность учащихся Задает вопросы Организует и сопровождает деятельность учащихся Выполняет проверку выполнения задания | Выполняют поставленную задачу Отвечают на вопросы. Делают выводы. Выполняют поставленную задачу Выполняют лингвистическое исследование | Ребята, а что мы уже знаем о чередовании гласных в корне слова? Прием «Верные и неверные утверждения». Повторим следующим образом: - Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-». 1. Правописание корней лаг-лож, кас-кос зависит от ударения. 2. Слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль, Ростислав являются словами-исключениями. 3. Выбор гласной в корнях скак-скоч зависит от последующей согласной корня. 4. В корнях гор-гар в безударном положении пишется только А. 5. Чередование о-а в корнях равн-ровн зависит от лексического значения. 6. В корне слова пол…жить пишется буква А, так как за корнем следует суффикс И. 7. В корне –ращ- перед Щ пишется буква А. 8. в корнях плав- плов и клон – клан всегда пишется о. Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа по парте, оцените) 1 2 3 4 5 6 7 8 - + + - + - + ? 0-3 б-------------«2» 4 б---------------«3» 5-6 б------------«4» 7 б------------- «5» -На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему? - Давайте повторим правописание корней с чередованием, изученных на прошлом уроке. - Еще раз повторим, какие корни мы изучили на прошлом уроке? Повернитесь друг к другу и по очереди проговорите правила о правописании корней. -скак---скоч- : перед к пишется а, перед ч – о. Исключение: скачок, скачу -твар---твор- :под ударением – о, а; без ударения – о. Исключение: утварь | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
4.Обобщение и систематизация изученного Цели: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Организует и направляет деятельность обучающихся. Задает вопросы Выполняет проверку выполнения задания | Работают в паре. Составляют в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. Отвечают на вопросы Делают выводы . | - Попробуем привести в систему наши знания о чередованиях. Для этого предлагаю вам собрать кластер с классификацией чередований. (Учащимся предлагаю разрезанный кластер, им нужно его собрать в паре) Составление кластера ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ ЗАВИСИТ ОТ П оследующих суффикса-а- ударения лексического б укв значения -лаг---лож- -кас--- -гор---га -равн---ровн- -раст---ращ---рос- -бер---бир- -зор---зар- мак-мок -скак---скоч- -дер---дир- -твар---твор- -мер---мир- клан-клон -пер---пир- -тер---тир- -стел---стил- -жег---жиг- -чет---чит- Физкультминутка Мы дружно трудились, Немного устали, Быстро все сразу За партами встали. Руки поднимем, Потом разведем И очень глубоко Всей грудью вздохнем, Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Включение в систему знаний | | Выполняют упражнения | 1) Работа в парах. Карточка 1. Прочитайте текст. Над селом разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Село, оз…ренное утренним светом, представляло собой удивительное сочетание красок. При взгляде на него душа освещается добром, теплом, светом. В сердце заг…рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? - Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте в слова пропущенные буквы, подчеркните их, обозначьте орфограмму. Карточка 2. Найдите вторую половину пословицы, соединяя стрелками. Объясните смысл одной из них. Найдите слова с чередованием гласных, вставьте пропущенные буквы, письменно объясните их правописание. Кто добро тв…рит, (хозяйка с постели – и все вск…чили.) Без корня и полынь (споткнешься.) Не сиди сл..жаруки, (соломки бы подст…лил.) У работящего в руках (а глупый пол..гается на «авось».) Умный надеется на свои дела, (дело огнём г..рит.) Кабы знал, где упасть, (так не будет и скуки!) Не зад…рай нос высоко – (не р..стёт. ) Хозяйка лежит – и все лежит; (того Бог благословит.) Карточка 3. В правый столбик выписать слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму: Предл…гать, г…рят, р….стительность, разг…раться, заг….рать, прик…сновение, к…снуться, к….саться, заг….релый, перег….рать, соприк….саться, заг…реть, обг….рать, распол….гаться, отр….стать, р….сток, зар….сли. Ответ: 3) Карточка 4. Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор. 1.Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон. 2.Над лесом тихо разгарается зорька. 3. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол. 4. Без удобрений не будет ростений. 5.Берег моря покрыт водораслями. 6.Лошади долго скокали по полю. 7.Мы выравняли площадку. 8. Предоставьте творческий отчет. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
5.Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Организует рефлексию Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке | Осуществляют самооценку учебной деятельности. | - Вы все успешно совершили своеобразное путешествие в историю. Выберите для себя фразу и продолжите её: – Сегодня на уроке мы повторили… – Сегодня на уроке мы узнали… – Теперь мы умеем… - Было интересно… - Урок дал мне для жизни… - Мне захотелось… | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
6.Домашнее задание | | | 1. Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. (средний уровень) 2. Написать сочинение – миниатюру «Полезно ли загорать?» (5-10 предложений, использовать слова с орфограммой - гар- -гор-) (достаточный уровень) 3. Написать сочинение – миниатюру «Пожар в лесу » (5-10 предложений, использовать слова с орфограммой - гар- -гор-) (высокий уровень) | |
Карточка 1. Прочитайте текст.
Над селом разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Село, оз…ренное утренним светом, представляло собой удивительное сочетание красок. При взгляде на него душа освещается добром, теплом, светом. В сердце заг…рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?
- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?
Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте в слова пропущенные буквы, подчеркните их, обозначьте орфограмму.
Карточка 3. В правый столбик выписать слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму:
Предлагать, горят, растительность, разгораться, загорать, прикосновение, коснуться, касаться, загорелый, перегорать, соприкасаться, загореть, обгорать, располагаться, отрастать, росток, заросли.
Карточка 1. Прочитайте текст.
Над селом разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Село, оз…ренное утренним светом, представляло собой удивительное сочетание красок. При взгляде на него душа освещается добром, теплом, светом. В сердце заг…рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?
- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?
Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте в слова пропущенные буквы, подчеркните их, обозначьте орфограмму.
Карточка 2.
Найдите вторую половину пословицы, соединяя стрелками. Объясните смысл одной из них. Найдите слова с чередованием гласных, вставьте пропущенные буквы, письменно объясните их правописание.
Кто добро тв…рит, (хозяйка с постели – и все вск…чили.)
Без корня и полынь (споткнешься.)
Не сиди сл..жаруки, (соломки бы подст…лил.)
У работящего в руках (а глупый пол..гается на «авось».)
Умный надеется на свои дела, (дело огнём г..рит.)
Кабы знал, где упасть, (так не будет и скуки!)
Не зад…рай нос высоко – (не р..стёт. )
Хозяйка лежит – и все лежит; (того Бог благословит.)
Карточка 3. В правый столбик выписать слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму:
Предл…гать, г…рят, р….стительность, разг…раться, заг….рать, прик…сновение, к…снуться, к….саться, заг….релый, перег….рать, соприк….саться, заг…реть, обг….рать, распол….гаться, отр….стать, р….сток, зар….сли.
Карточка 4.
Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор.
1.Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон.
2.Над лесом тихо разгарается зорька.
3. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол.
4. Без удобрений не будет ростений.
5.Берег моря покрыт водораслями.
6.Лошади долго скокали по полю.
7.Мы выравняли площадку.
8. Предоставьте творческий отчет.
Карточка 3. В правый столбик выписать слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму:
Предл…гать, г…рят, р….стительность, разг…раться, заг….рать, прик…сновение, к…снуться, к….саться, заг….релый, перег….рать, соприк….саться, заг…реть, обг….рать, распол….гаться, отр….стать, р….сток, зар….сли.
3) Карточка 4.
Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор.
1.Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон.
2.Над лесом тихо разгарается зорька.
3. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол.
4. Без удобрений не будет ростений.
5.Берег моря покрыт водораслями.
6.Лошади долго скокали по полю.
7.Мы выравняли площадку.
8. Предоставьте творческий отчет.