СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание сложных существительных с пол- (полу-)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся смогут:

- узнать о правописании сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;

- научиться применять свои знания на практике;

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание сложных существительных с пол- (полу-)»»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

по теме «Правописание сложных существительных с пол- (полу-)»


Ф.И.О педагога: Пантелеева Наталья Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы

Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Можгинская средняя общеобразовательная школа аграрного профиля», муниципальное образование «Можгинское»


Образовательная область: русский язык Тема: «Правописание сложных существительных с пол- (полу-)» Класс: 6


Программа: «Русский язык» (Разумовская М.М., Львов С.И., Капинос В.И., Львова В.В.)


Образовательные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.


Предварительная работа: составление мультимедийной презентации к ходу уроку; изготовление дидактических карточек.


Оборудование: карточки с заданиями


Средства ИКТ: программные: медиапрезентация; аппаратные: ноутбук, проектор, экран.


Характеристика класса:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цель урока (способность к целеполаганию, включая постановку новых целей);

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

• познавательными УУД:

- самостоятельное выделять и формулировать познавательной цели;

- искать и выделять необходимую информацию;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексировать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

• коммуникативные УУД:

- планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимают, что сложные существительные с пол- и полу- могут писаться слитно и через дефис.


На уроке учащиеся смогут:

- узнать о правописании сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;

- научиться применять свои знания на практике;

Регулятивные

Планируют собственную деятельность.

Осуществляют контроль и оценку своих действий

- работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.

.

Познавательные

Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Анализ объектов с целью выделения признаков формулирования проблемы.

- самостоятельно формулировать тему, проблему;

- сравнивать и анализировать, выделять главное;

- извлекать необходимую информацию.

Коммуникативные

Сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- уметь общаться, взаимодействовать.

Личностные

Уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку.

Совершенствуют собственную речь.

Понимают необходимость учения.

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

- толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным;

- положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.


Этапы урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Эмоциональное воздействие.


Настраивает на работу:

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!





- Сегодняшний урок я хотела бы начать с пословицы: «Век живи – век учись». Какая народная истина скрывается в этой пословице? Как вы понимаете его смысл?







- Сегодня на уроке мы с вами продолжим добывать новые знания. Открываем тетради, записываем число.

Приветствуют и улыбаются друг друга, психологически настраиваются на урок.



Примерные ответы детей:

- Всегда следует чему-либо учиться.

- Даже будучи опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.


Записывают число в тетради

РегулятивныеУУД:

Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

ЛичностныеУУД:

- Проявлять доброжелательность в сотрудничестве со сверстниками.

- Понимать необходимость учения, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Повторить и обобщить сведения о способах образования имён существительных и правописание сложных существительных

Беседа.


Фронтальная работа.


Организует повторение способов образования существительных:

- Но перед тем, как мы узнаем что-то новое, нужно не забывать и о старом.Что вы можете сказать о словах, которые видите на доске? К какой теме урока вы бы отнесли эти слова?

Приставочный



Суффиксальный




Приставочно-суффиксальный




Бессуффиксный




Сложение




- Перед вами на столах лежат карточки со словами. Вы должны определить, каким способом они образованы и прицепить рядом с соответствующим способом словообразования.

















- Каких существительных оказалось больше?


- Что вы можете рассказать о правописании сложных имён существительных?





Ответы детей:

- Это способы образования существительных.

- Тема: «Способы образования имён существительных»










У ребят на столах лежат карточки со следующими совами: пригород, правнук, столик, орешник, подоконник, подосиновик, выход, удар, МГУ, паровоз, спортбаза, юго-запад, диван-кровать, Мамин-Сибиряк.

Учащиеся определяют, каким способом образовано существительное и прицепляют рядом с соответствующим способом.



- Сложных существительных


Рассказывают правило о дефисном и слитном написании сложных существительных.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка проблемы урока. Целеполагание

- Предъявить задание, близкое жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

- Формулирование темы урока.

- Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы.


Исследование


Работа в группе

Вводит в проблему урока:

- Молодцы, вы много знаете, но правописание сложных существительных полностью нами ещё не изучен. Мир сложных существительных очень богат. И в этом мы сейчас убедимся. Давайте прочитаем стихотворение (Приложение 1.)


- Ребята, какие слова вызвали у вас улыбку?


- Прочтите внимательно эти слова в стихотворении снова. Какую проблему мы сегодня будем решать?


- Какова же тема нашего урока?



На партах распечатки со стихотворением. Ребята читают его.




- Слова с пол-.


- В каких случаях эти слова пишутся через дефис, а когда слитно.


- «Правописание сложных существительных с пол-

Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД:

постановка вопросов, Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы.


4. Физкультминутка

Снять усталость и напряжение


- Для того, чтобы решить проблему, мы должны провести небольшое исследование. Но для начала проведём физкультминутку.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Воздух: глубокий вдох, затем выдох.

Вода: делаем руками мягкие свободные движения в воде.

Огонь: активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языка пламени.

Земля: Топаем ногами и подпрыгиваем.


Выполняют упражнения

Личностные УУД:

Формирование установки на здоровый образ жизни.


5. Поисково-исследовательская.

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения.

Исследование

Перед вами таблица для наблюдения с пятью группами слов. Проанализируйте их и постарайтесь выявить закономерности в их написании.

Написание существительных

с пол- и полу-


Дефисное написание

Слитное написание








1 группа 3 группа

пол-Москвы полтетради

пол-Америки полстакана


2 группа 4 группа

пол-лимона полумесяц

пол-листа полупальто


3 группа

пол-яблока

пол-окна

- Как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали?

- Открываем учебники, сверяем с правилом в учебнике.


- Молодцы! Вы сумели отлично справились с заданием!


Учащиеся анализируют их и выявляют закономерности в их написании. Итогом работы станет опорная таблица, которую они создадут самостоятельно.


Далее идёт проверка выполнения задания














- Посмотреть в учебнике, спросить у учителя



Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации: демонстрационным материалом, учебником.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы


6. Первичное закрепление.

Включение нового знания в систему изученного материала


Групповая работа


Использование вновь открытого знания в решении практических задач


- Теперь, опираясь на вашу таблицу, расскажите друг другу правило о правописании существительных с пол- (полу-).

Рассказывают правило

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

7. Практическая работа

-Ребята, поработаем в группе и, опираясь на ваши схемы, ещё раз закрепим правописание слов с ПОЛ-.

- Перед вами слова. 1 и 3 группы записывают слова, которые пишутся слитно, а 2 и 4 группы – через дефис.

(пол)апельсина, (пол)мандарина, (пол)моста, (пол)листа, (пол)газеты, (пол)луковицы, (пол)минуты, (пол)ложки, (пол)яблока, (пол)Европы, (пол)мира, (пол)Волги, (пол)куска, (пол)стола, (полу)месяц.


-Проверим, что получилось.



Выполняют работу в группах











Если обнаруживаются ошибки, учащиеся из других групп исправляют их

Познавательные УУД: формирование логических действий анализа объектов; установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Коммуникативные УУД: осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Уметь

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Осознавать свою учебную деятельность, оценивать результаты деятельности своей и всего класса.

Диалог


Игра «Угадай-ка!»

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

- Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.


-Какова грамматическая тема нашего урока?

-Какой проблемный вопрос стоял перед нами сегодня?

-Смогли решить нашу проблему?


Давайте проверим.

В каком ряду все слова пишутся слитно:

  1. (пол)каравая, (пол)лимона, (пол)Европы;

  2. (пол)кружки, (пол)стакана, (полу)месяц

  3. (пол)Москвы, (пол)яблока, (пол)абрикоса


- Давайте проверим.


- Оцените свою работу на уроке.


- Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С заданиями справились легко

И поработали ударно!









Отвечают на вопросы





Выбирают правильный ответ







Оценивают себя

Личностные УУД: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


8. Домашнее задание



Задание на выбор:

  1. Сделать презентацию по этой теме.

  2. Подобрать слова по теме для словарного диктанта.

  3. Узнать в Интернете происхождение корней пол-(полу-).

  4. Составить текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с пол-(полу-).




Дата: 18 октября 2019 года Подпись:

Приложение 1


Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.