- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цель урока (способность к целеполаганию, включая постановку новых целей);
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексировать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
- планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Понимают, что сложные существительные с пол- и полу- могут писаться слитно и через дефис. | На уроке учащиеся смогут: - узнать о правописании сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-; - научиться применять свои знания на практике; |
Регулятивные | Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий | - работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями. . |
Познавательные | Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. Анализ объектов с целью выделения признаков формулирования проблемы. | - самостоятельно формулировать тему, проблему; - сравнивать и анализировать, выделять главное; - извлекать необходимую информацию. |
Коммуникативные | Сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - уметь общаться, взаимодействовать. |
Личностные | Уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку. Совершенствуют собственную речь. Понимают необходимость учения. | - стремиться к совершенствованию собственной речи; - испытывать потребность в самовыражении через слово; - толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным; - положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
Этапы урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы, формы взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Эмоциональное воздействие. | Настраивает на работу: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи! - Сегодняшний урок я хотела бы начать с пословицы: «Век живи – век учись». Какая народная истина скрывается в этой пословице? Как вы понимаете его смысл? - Сегодня на уроке мы с вами продолжим добывать новые знания. Открываем тетради, записываем число. | Приветствуют и улыбаются друг друга, психологически настраиваются на урок. Примерные ответы детей: - Всегда следует чему-либо учиться. - Даже будучи опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний. Записывают число в тетради | РегулятивныеУУД: Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности. ЛичностныеУУД: - Проявлять доброжелательность в сотрудничестве со сверстниками. - Понимать необходимость учения, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Повторить и обобщить сведения о способах образования имён существительных и правописание сложных существительных | Беседа. Фронтальная работа. | Организует повторение способов образования существительных: - Но перед тем, как мы узнаем что-то новое, нужно не забывать и о старом.Что вы можете сказать о словах, которые видите на доске? К какой теме урока вы бы отнесли эти слова? Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение - Перед вами на столах лежат карточки со словами. Вы должны определить, каким способом они образованы и прицепить рядом с соответствующим способом словообразования. - Каких существительных оказалось больше? - Что вы можете рассказать о правописании сложных имён существительных? | Ответы детей: - Это способы образования существительных. - Тема: «Способы образования имён существительных» У ребят на столах лежат карточки со следующими совами: пригород, правнук, столик, орешник, подоконник, подосиновик, выход, удар, МГУ, паровоз, спортбаза, юго-запад, диван-кровать, Мамин-Сибиряк. Учащиеся определяют, каким способом образовано существительное и прицепляют рядом с соответствующим способом. - Сложных существительных Рассказывают правило о дефисном и слитном написании сложных существительных. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка проблемы урока. Целеполагание | - Предъявить задание, близкое жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. - Формулирование темы урока. - Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы. | Исследование Работа в группе | Вводит в проблему урока: - Молодцы, вы много знаете, но правописание сложных существительных полностью нами ещё не изучен. Мир сложных существительных очень богат. И в этом мы сейчас убедимся. Давайте прочитаем стихотворение (Приложение 1.) - Ребята, какие слова вызвали у вас улыбку? - Прочтите внимательно эти слова в стихотворении снова. Какую проблему мы сегодня будем решать? - Какова же тема нашего урока? | На партах распечатки со стихотворением. Ребята читают его. - Слова с пол-. - В каких случаях эти слова пишутся через дефис, а когда слитно. - «Правописание сложных существительных с пол- | Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД: постановка вопросов, Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
4. Физкультминутка | Снять усталость и напряжение | | - Для того, чтобы решить проблему, мы должны провести небольшое исследование. Но для начала проведём физкультминутку. Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Воздух: глубокий вдох, затем выдох. Вода: делаем руками мягкие свободные движения в воде. Огонь: активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языка пламени. Земля: Топаем ногами и подпрыгиваем. | Выполняют упражнения | Личностные УУД: Формирование установки на здоровый образ жизни. |
5. Поисково-исследовательская. | Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения. | Исследование | Перед вами таблица для наблюдения с пятью группами слов. Проанализируйте их и постарайтесь выявить закономерности в их написании. Написание существительных с пол- и полу- Дефисное написание Слитное написание 1 группа 3 группа пол-Москвы полтетради пол-Америки полстакана 2 группа 4 группа пол-лимона полумесяц пол-листа полупальто 3 группа пол-яблока пол-окна - Как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали? - Открываем учебники, сверяем с правилом в учебнике. - Молодцы! Вы сумели отлично справились с заданием! | Учащиеся анализируют их и выявляют закономерности в их написании. Итогом работы станет опорная таблица, которую они создадут самостоятельно. Далее идёт проверка выполнения задания - Посмотреть в учебнике, спросить у учителя | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации: демонстрационным материалом, учебником. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
|
6. Первичное закрепление. | Включение нового знания в систему изученного материала | Групповая работа Использование вновь открытого знания в решении практических задач | - Теперь, опираясь на вашу таблицу, расскажите друг другу правило о правописании существительных с пол- (полу-). | Рассказывают правило | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
7. Практическая работа | -Ребята, поработаем в группе и, опираясь на ваши схемы, ещё раз закрепим правописание слов с ПОЛ-. - Перед вами слова. 1 и 3 группы записывают слова, которые пишутся слитно, а 2 и 4 группы – через дефис. (пол)апельсина, (пол)мандарина, (пол)моста, (пол)листа, (пол)газеты, (пол)луковицы, (пол)минуты, (пол)ложки, (пол)яблока, (пол)Европы, (пол)мира, (пол)Волги, (пол)куска, (пол)стола, (полу)месяц. -Проверим, что получилось. | Выполняют работу в группах Если обнаруживаются ошибки, учащиеся из других групп исправляют их | Познавательные УУД: формирование логических действий анализа объектов; установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Коммуникативные УУД: осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Уметь обобщать и систематизировать изученное, делать выводы. Осознавать свою учебную деятельность, оценивать результаты деятельности своей и всего класса. | Диалог Игра «Угадай-ка!» | Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог: - Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. -Какова грамматическая тема нашего урока? -Какой проблемный вопрос стоял перед нами сегодня? -Смогли решить нашу проблему? Давайте проверим. В каком ряду все слова пишутся слитно: (пол)каравая, (пол)лимона, (пол)Европы; (пол)кружки, (пол)стакана, (полу)месяц (пол)Москвы, (пол)яблока, (пол)абрикоса - Давайте проверим. - Оцените свою работу на уроке. - Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна. С заданиями справились легко И поработали ударно! | Отвечают на вопросы Выбирают правильный ответ Оценивают себя | Личностные УУД: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
8. Домашнее задание | | | Задание на выбор: Сделать презентацию по этой теме. Подобрать слова по теме для словарного диктанта. Узнать в Интернете происхождение корней пол-(полу-). Составить текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с пол-(полу-). | | |
Мамы дома нет.
Апельсин с халвой.