Тема урока: Частица как часть речи.
| |
Цели: Формировать УУД: | Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки. Содержательные: формировать навык нахождения в предложении частиц; умение извлекать информацию из текстов различных учебных пособий и обрабатывать её. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
Результаты деятельности: | Предметные: *Знать морфологические и синтаксические признаки частиц, орфограмму «Раздельное написание частиц со словами». *Уметь находить частицы, отличать их от других служебных частей речи. Личностные: *Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Метапредметные: *Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) *Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) *Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Основные понятия: | Частица как служебная часть речи |
| |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовской и др., Н.Г. Гольцовой и др., ч. I (10-11 кл.) Распечатанные разноуровневые задания (карточки); учебные пособия для 7, 9-12 классов других авторов (В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.В. Панова, , Д.Э. Розенталя); компьютер, экран, ЭОР (странички Ассоциативного словаря). |
Формы работы: | Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа. |
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЭОР |
I. | «Вызов»: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учениками собственных целей. (Создание ситуации успеха и ситуации «разрыва», когда ученики одной из групп не могут определить частицу). | 10 мин. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Готовят всё необходимое к уроку, приветствуют учителя, оформляют тетради. | |
Организует повторение знаний, закрепление умений (найти в предложениях знакомые частицы): 1.Индивидуальная работа у доски по карточке № 1 и проверка и проверка 2.Работа в группах по предложенным заданиям (см. набор карточек №№ 2-5) и проверка задания. Фиксирует ситуации успеха и «разрыва»/дефицита знаний. Предлагает сделать записи в «Бортовом журнале»: «Что я знаю о частице сейчас?» | 1-ый ученик (у доски) записывает предложения со словарными словами: До ол … мп…ады в Сочи уже осталось 302 (прописью!) дня. Трен…ры не устают готовить будущих ч…мп…онов. Лишь зимой 2014 года мы узнаем их имена. Как долго тянется время! Записывают, работая в группе, уже известное о частицах. |
3.Предлагает назвать тему урока, поставить учебные задачи на урок; проговорить собственные цели. | Называют тему урока; цели и задачи учебной деятельности. |
II. | «Осмысление»: получение новой информации и её осмысление; соотнесение с уже имеющимися знаниями; корректировка поставленных целей обучения. | 15 мин. | 1.Предлагает прочитать определение частицы и дополнительный материал в учебниках (работа в группах); объясняет правила чтения и маркировки незнакомого текста (инсерт –расстановка значков). | Читают учебные пособия, отмечают «галочками», «плюсами», знаками вопроса, «минусами» своё прочтение научного текста. | |
2.Выступления представителей групп: что такое частица; как материал представлен в учебнике каждого автора. | Выступают со своими наблюдениями, выводами, высказывают мнение о способах подачи материала в учебниках. |
3.Предлагает составить схему («Дерево познания») | На доске/слайде вычерчивают схему (дерево) «Частица как служебная часть речи». |
4.Предлагает уточнить цели и задачи (скорректировать) изучения темы, её вопросов | Отвечают на вопросы, возникшие в ходе работы: - частицы бывают разных видов/разрядов; - они могут писаться не только раздельно, но и через дефис; - они похожи на предлоги и союзы, но между ними есть и отличия и т.д. |
III. | «Рефлексия»: обобщение полученной информации; «рождение» нового знания; формирование у каждого ученика собственного отношения к полученным знаниям. | 15 мин. | 1.Фронтальная работа: «Что вы узнали сегодня нового о частице?» (продолжить работу с «Бортовым журналом»). 2.Предлагает на выбор домашнее задание: *по имеющейся таблице «Предлоги и союзы» написать ответ на вопрос, чем предлоги и союзы похожи на частицу и чем отличаются от неё; *повторить § 62, № 359; *сочинить синквейн; *добавить все известные данные о частицах в составленную ранее таблицу «Служебные части речи». | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы учителя: *Какую цель ставили? *Удалось достичь поставленной цели? *Каким способом? *Какие получили результаты? *Что вызвало особые затруднения? *Где можно применить новые знания? | |