СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Частица как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 7 класса, но может быть проведён в 9, 10-11 (12) классах как повторительно-обобщающий (урок рефлексии) в вечерней школе. Это обосновано не только тем, что названный урок поможет обеспечить подготовку к ГИА, но и особенностями вечерней школы, которая работает при исправительной колонии. Известно также, что обучающиеся с асоциальным поведением в таких школах имеют обычно большой перерыв в обучении или же в прощлом практически не посещали образовательные учреждения, когда  были подростками.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Частица как часть речи"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»*

(технология критического мышления)

Тип урока: изучение нового/«открытия новых знаний»

Тема урока: Частица как часть речи.



Цели:







Формировать УУД:

  1. Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки.

  2. Содержательные: формировать навык нахождения в предложении частиц; умение извлекать информацию из текстов различных учебных пособий и обрабатывать её.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

  1. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

  2. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

  3. Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

  4. Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Результаты деятельности:


Предметные:

*Знать морфологические и синтаксические признаки частиц, орфограмму «Раздельное написание частиц со словами».

*Уметь находить частицы, отличать их от других служебных частей речи.



Личностные: 

*Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

*Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

*Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

*Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)


Основные понятия:

Частица как служебная часть речи



Ресурсы:

- основные

- дополнительные



Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовской и др., Н.Г. Гольцовой и др., ч. I (10-11 кл.)

Распечатанные разноуровневые задания (карточки); учебные пособия для 7, 9-12 классов других авторов (В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.В. Панова, , Д.Э. Розенталя); компьютер, экран, ЭОР (странички Ассоциативного словаря).

Формы работы:

Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.




*Урок по теме «Частица как часть речи» проводится в соответствии с тематическим планированием в 7 классе, но вполне может быть проведён при изучении раздела «Служебные части речи» в 10 классе, а также при подготовке к ГИА в 9 и 12 классах с учётом специфики работы школы при исправительной колонии, когда обучающиеся в основном имеют большой перерыв между обучением в массовых общеобразовательных организациях и в вечерней школе.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

I.

«Вызов»:

  • актуализация имеющихся знаний;

  • пробуждение интереса к получению информации;

  • постановка учениками собственных целей.

(Создание ситуации успеха и ситуации «разрыва», когда ученики одной из групп не могут определить частицу).


10 мин.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


Готовят всё необходимое к уроку, приветствуют учителя, оформляют тетради.

Организует повторение знаний, закрепление умений (найти в предложениях знакомые частицы):

1.Индивидуальная работа у доски по карточке № 1 и проверка и проверка

2.Работа в группах по предложенным заданиям (см. набор карточек №№ 2-5) и проверка задания.



Фиксирует ситуации успеха и «разрыва»/дефицита знаний. Предлагает сделать записи в «Бортовом журнале»: «Что я знаю о частице сейчас?»

1-ый ученик (у доски) записывает предложения со словарными словами:

До ол … мп…ады в Сочи уже осталось 302 (прописью!) дня. Трен…ры не устают готовить будущих ч…мп…онов. Лишь зимой 2014 года мы узнаем их имена. Как долго тянется время!


Записывают, работая в группе, уже известное о частицах.

3.Предлагает назвать тему урока, поставить учебные задачи на урок; проговорить собственные цели.

Называют тему урока; цели и задачи учебной деятельности.

II.

«Осмысление»:

  • получение новой информации и её осмысление;

  • соотнесение с уже имеющимися знаниями;

  • корректировка поставленных целей обучения.

15 мин.

1.Предлагает прочитать определение частицы и дополнительный материал в учебниках (работа в группах); объясняет правила чтения и маркировки незнакомого текста (инсерт –расстановка значков).

Читают учебные пособия, отмечают «галочками», «плюсами», знаками вопроса, «минусами» своё прочтение научного текста.















2.Выступления представителей групп: что такое частица; как материал представлен в учебнике каждого автора.

Выступают со своими наблюдениями, выводами, высказывают мнение о способах подачи материала в учебниках.

3.Предлагает составить схему («Дерево познания»)

На доске/слайде вычерчивают схему (дерево) «Частица как служебная часть речи».

4.Предлагает уточнить цели и задачи (скорректировать) изучения темы, её вопросов

Отвечают на вопросы, возникшие в ходе работы:

- частицы бывают разных видов/разрядов;

- они могут писаться не только раздельно, но и через дефис; - они похожи на предлоги и союзы, но между ними есть и отличия и т.д.

III.

«Рефлексия»:

  • обобщение полученной информации;

  • «рождение» нового знания;

  • формирование у каждого ученика собственного отношения к полученным знаниям.

15 мин.

1.Фронтальная работа: «Что вы узнали сегодня нового о частице?» (продолжить работу с «Бортовым журналом»).

2.Предлагает на выбор домашнее задание:

*по имеющейся таблице «Предлоги и союзы» написать ответ на вопрос, чем предлоги и союзы похожи на частицу и чем отличаются от неё;

*повторить § 62, № 359;

*сочинить синквейн; *добавить все известные данные о частицах в составленную ранее таблицу «Служебные части речи».


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы учителя:

*Какую цель ставили?

*Удалось достичь поставленной цели?

*Каким способом?

*Какие получили результаты?

*Что вызвало особые затруднения?

*Где можно применить новые знания?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!