Тема урока | Частица как часть речи |
Цели | Актуализовать знания уч-ся о системе частей речи в русском языке; познакомить с частицей как служебной частью речи; формировать умения опознавать частицу, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты | личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; |
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения |
предметные результаты: знать определение частицы; уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы |
Осн. понятия | Часть речи, самостоятельные, служебные части речи, частиа |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Ресурсы | http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь , презентация |
Автор УМК | Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительно относятся к учению, познавател. деятельности; П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют с учителем, одноклассника-ми или самостоятельно учебные действия |
Актуализация изученного и пробное учебное действие | Учитель организует работу по актуализации знаний. 1)Учебный диалог = взаимоопрос уч-ся по теме «Морфология» 2)Анализ предложения = с объяснением у доски Задания: Неужели ты не любишь русскую природу? 3) Инд. работа уч-ся по карточке = 1 человек (дид. мат-л) 4) Орфографический тренинг: п. 57 | Выполняют задания, анализируют. Самостоятельно работают. | П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: обосновывают свою точку зрения. |
Создание проблемной ситуации | 1)Аналитическое задание = с объяснением у доски Задание: 2) Взаимопроверка по образцу (слайд). 3)Учебный диалог = осознание недостаточности имеющихся знаний. | Уч-ся выполняют задания | Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Целеполагание | Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | П.: форм-ие предметных понятий Р.: планируют действия. К.: составляют высказывания |
Построение проекта выхода из затруднений | 1)Аналитическое задание: = коллективная работа Задание: Вернемся к предыдущему аналитическому заданию. Прочитайте, как охарактеризовали написание, значение, синтаксическую роль слова «неужели» другие ребята (слайд) Вы согласны с ними? 2)Составление алгоритма рассуждения = коллективн. р. Алгоритм «Как определить значение частиц?» | Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения информации Работают с материалом учебника | П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления 1)Изучение теоретического материала учебника: §57 Беседа: 2)Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии = работа в парах. 3)Консультация учителя по вопросам уч-ся 4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе | | |
Физкультминутка | Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии | Выполняют физические упражнения | Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни |
Вторичное закрепление. Практическая работа по применению знаний | Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». 1)Аналитическое задание: упр. 336 (у) = коллективная работа Задание: 2)Аналитическое задание = работа в парах Задание: Прочитайте «Советы помощника» - учебник, стр. 184 Составьте краткий алгоритм рассуждения по определению частиц в предложении 3) Аналитическое задание: упр. 337 (у) = работа «по цепочке» Задание: Прочитайте предложения, найдите в них частицы Объясните, какое смысловые оттенки вносят они в предложения 4)Работа с текстом: упр. 338 = коллективная работа Задание: Прочитайте текст М.Королевой выразительно определите его тему, идею, тип, стиль расскажите о значении и происхождении частиц «авось, небось» Перепишите абзац 1, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы Укажите частицы | Выполняют задания
| Л.: участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обобщение изученного на уроке Подведение итогов на уроке, выставление оценок Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного | Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке. Самооценка: как работал на ур.? Самоанализ: как я понял тему? | Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Домашнее задание | Учитель кратко комментирует д/з: § 57, термины Упр. 338 – абзац 2 Словарь | | П.: соотносят д/з с изученным мат-лом. Р.: оценивают степень сложности упражнения; К.: формулируют вопросы по д/з. |