СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание сочетания жи-ши

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание сочетания жи-ши»



Тема: Правописание жи-ши

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: формировать у обучающихся навык правописания сочетаний «жи» и «ши» в словах; закрепить алгоритм написания сочетаний букв по элементам; развивать каллиграфический навык; продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формировать умение писать слова с сочетанием жи-ши;

  • обобщить знания обучающихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;

  • выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

  • соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами;

  • находить шипящие звуки в слове и вне слова.

Метапредметные:

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов)

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер, камера, микрофон

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Организационный момент

  • Приветствует обучающихся.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

  • Проверяет готовность класса.

  • Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок.

- Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. Вы согласны?

- В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга.

  • Приветствуют учителя.


  • Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.


  • Демонстрируют готовность к уроку.




Мотивация познавательной деятельности

-И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё.

-Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его.

- Какое у вас стало настроение?

- Я очень рада!

- Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят»

- Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают»

- А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает»

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием.


  • Внимательно слушают сказку







  • Выполняют указания учителя



  • Анализируют своё настроение


  • Произносят необходимые фразы, сопровождая их заданными учителем движениями

Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания

- Ребята, а какие вы знаете сказки?

- А как начинается большинство сказок?

- С какого звука начинается это слово?

- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Парный или непарный?

- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.

-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш.

- А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы.

- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Ж ж.

-А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете

приступить к написанию. Теперь также напишем букву Ш ш.

- А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её.

Целеполагание

- Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку?

- Как вы думаете, мы бы справились?

- Давайте попробуем.

- Сказку начнём со слов жили – были.

- Давайте немного поработаем со словом жили.

- Сколько в нём слогов?

- Назовите первый, второй.

- А что вы можете сказать о звуке и?

- А какой звук обозначает ж?

- Тогда почему же надо писать и?

- Какая перед нами стоит проблема?

-Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню.

- Хотите послушать эту сказку?

«Сказка о том, как поссорились буквы»

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке и появилось сочетание ЖИ – ШИ.

- Интересная сказка?

- А что вы из неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?

- Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно

рассказала вам о правописании сочетания жи-ши.

-Кто уже догадался о теме нашего занятия? Прочтите тему на слайде.

  • Перечисляют уже известные им сказки


-Жили-были


  • Произносят звук [ж]

-Согласный, звонкий парный, твёрдый


-[ж]-[ш]

-согласный, глухой, всегда твёрдый




  • Наблюдают за правильным написанием заглавной и строчной буквы Ж ж


  • Ориентируясь на образец приступают к написанию буквы, сначала осуществляя письмо в воздухе, а затем прописывая букву в рабочей тетради


  • Аналогично выполняют написание заглавной и строчной буквы Ш ш.


  • Оценивают собственное написание


  • Выбирают наиболее удачную букву и подчеркивают её

  • Ответы обучающихся



-В слове жили два слога, жи-ли

-Жи, ли


-гласный, ударный

  • Высказывают предположения





-Да



  • Слушают сказку о сочетаниях жи-ши













  • Озвучивают свои впечатления


-Правило написания сочетаний жи-ши



  • Знакомятся с темой урока

Организация познавательной деятельности

-Ребята, обратите внимание на слайд, давайте прочтем правило, о котором мы только что узнали.

-А сейчас, я предлагаю вам поработать по вариантам, задания для варианта 1 расположено в первом столбике, для варианта 2- во втором.

  • Распределяет обучающихся по вариантам

  • Устно поясняет задание для каждого варианта

Вариант 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.


Вариант 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.


  • Контролирует выполнение задания

  • Оказывает индивидуальную помощь обучающимся

-Молодцы, ребята, давайте же проверим, правильно ли вы выполнили задание.

  • Организует проверку по образцу

-Следующее задание выполним устно. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

- Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать.

-Дорогие ребята, на слайде появились различные изображение, давайте выберем те из них, которые помогут нам запомнить новое правило

На слайде: лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи

  • Организует повторное прочтение правила

- Хорошо, молодцы!

- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика.

  • Организует устную проверку

  • Читают правила написания жи-ши


  • Знакомятся с заданием, относительно своего варианта


  • Слушают инструкции учителя


  • Начинают выполнение задания


  • Обращаются за помощью, если таковая им требуется


  • Сверяют полученный результат с образцом


  • Осуществляют проверку


  • Читают задание


  • Озвучивают варианты ответа


  • Выполняют разминку для пальчиков













  • Рассматривают изображения



  • Выбирают изображения, в названии которых встречается новое сочетание


- жираф, шишка, машина, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи


  • Разделяют слова на два столбика


  • Объясняют свое решение


  • Повторно читают правило

  • Озвучивают получившиеся ответы

Физминутка

  • Показ упражнений для зрительной гимнастики

- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране.

  • Следят глазами за появляющимися на экране предметами

-Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. Теперь мы можем без труда выполнять задания и не боятся коварных ошибок!

-Давайте же потренируемся, посмотрите на слайд.

-Найдите и обведите слова только с сочетаниями жи - ши.

На слайде:

Школа, жил, крыши, жук, пружина, жарко, машина, шишка, шашки, моржи, этажи, шалаши, ложка, крыжовник.

  • Организует проверку по образцу

Задание «Исправь ошибку или слово»

Плывёт по небу ручька.

Лежит в портфеле тучька.

У пса большая папа,

Пришёл с работы лапа.

Кипит в кастрюле Маша.

Бежыт по саду каша.

Сидят, мурлычут мошки.

Слетелись к лампе кошки.


  • Слушают учителя


  • Смотрят на слайд


  • Находят слова с использованием нового сочетания


  • Выделяют их с помощью инструмента «карандаш»


  • Сверяют полученные результаты с образцом


  • Читают стихотворение


  • Исправляют ошибки



  • Ставят слова в нужной последовательности


  • Читают правильный вариант стихотворения


Подведение итогов

  • Обобщение полученных на уроке сведений

  • Заключительная беседа.

  • Оценивание наиболее активных обучающихся

-Над какой темой работали на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?

  • Принимают участие в подведении итогов урока


  • Называют тему


  • Формулируют конечный результат своей работы

Рефлексия

  • Проводит рефлексию «Все в твоих руках».

-На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

-Большой – для меня было важным и интересным…

-Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

-Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

-Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

-Мизинец – для меня было недостаточно…

  • Выполняют инструкции учителя


  • Рассуждают над вопросами


  • Озвучивают варианты ответа