Тема: Правописание жи-ши | Тип урока: Изучение нового материала |
Цель урока: формировать у обучающихся навык правописания сочетаний «жи» и «ши» в словах; закрепить алгоритм написания сочетаний букв по элементам; развивать каллиграфический навык; продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать умение писать слова с сочетанием жи-ши; обобщить знания обучающихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки; соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами; находить шипящие звуки в слове и вне слова. | Метапредметные: развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Ресурсы урока: Азбука 1 кл., 1 ч., Горецкий В.Г, мультимедийная презентация, компьютер, камера, микрофон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность класса. Организует эмоциональный настрой обучающихся на урок. - Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. Вы согласны? - В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
Мотивация познавательной деятельности |
-И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё. -Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его. - Какое у вас стало настроение? - Я очень рада! - Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят» - Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают» - А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает» - Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием. | Произносят необходимые фразы, сопровождая их заданными учителем движениями |
Актуализация необходимых знаний |
Минутка чистописания - Ребята, а какие вы знаете сказки? - А как начинается большинство сказок? - С какого звука начинается это слово? - Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Парный или непарный? - Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару. -А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? - Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш. - А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы. - Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Ж ж. -А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию. Теперь также напишем букву Ш ш. - А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её. Целеполагание - Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку? - Как вы думаете, мы бы справились? - Давайте попробуем. - Сказку начнём со слов жили – были. - Давайте немного поработаем со словом жили. - Сколько в нём слогов? - Назовите первый, второй. - А что вы можете сказать о звуке и? - А какой звук обозначает ж? - Тогда почему же надо писать и? - Какая перед нами стоит проблема? -Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню. - Хотите послушать эту сказку? «Сказка о том, как поссорились буквы» Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке и появилось сочетание ЖИ – ШИ. - Интересная сказка? - А что вы из неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала? - Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетания жи-ши. -Кто уже догадался о теме нашего занятия? Прочтите тему на слайде. | -Жили-были -Согласный, звонкий парный, твёрдый -[ж]-[ш] -согласный, глухой, всегда твёрдый Ориентируясь на образец приступают к написанию буквы, сначала осуществляя письмо в воздухе, а затем прописывая букву в рабочей тетради -В слове жили два слога, жи-ли -Жи, ли -гласный, ударный -Да -Правило написания сочетаний жи-ши |
Организация познавательной деятельности |
-Ребята, обратите внимание на слайд, давайте прочтем правило, о котором мы только что узнали. -А сейчас, я предлагаю вам поработать по вариантам, задания для варианта 1 расположено в первом столбике, для варианта 2- во втором. Распределяет обучающихся по вариантам Устно поясняет задание для каждого варианта Вариант 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Вариант 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Контролирует выполнение задания Оказывает индивидуальную помощь обучающимся -Молодцы, ребята, давайте же проверим, правильно ли вы выполнили задание. -Следующее задание выполним устно. Вставьте пропущенные сочетания жи-ши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть, Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть. Пальчиковая гимнастика Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут как зайчики. - Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать. -Дорогие ребята, на слайде появились различные изображение, давайте выберем те из них, которые помогут нам запомнить новое правило На слайде: лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи - Хорошо, молодцы! - На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика. | Знакомятся с заданием, относительно своего варианта Обращаются за помощью, если таковая им требуется Выбирают изображения, в названии которых встречается новое сочетание - жираф, шишка, машина, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи |
Физминутка |
- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране. | |
-Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. Теперь мы можем без труда выполнять задания и не боятся коварных ошибок! -Давайте же потренируемся, посмотрите на слайд. -Найдите и обведите слова только с сочетаниями жи - ши. На слайде: Школа, жил, крыши, жук, пружина, жарко, машина, шишка, шашки, моржи, этажи, шалаши, ложка, крыжовник. Задание «Исправь ошибку или слово» Плывёт по небу ручька. Лежит в портфеле тучька. У пса большая папа, Пришёл с работы лапа. Кипит в кастрюле Маша. Бежыт по саду каша. Сидят, мурлычут мошки. Слетелись к лампе кошки. | |
Подведение итогов |
Обобщение полученных на уроке сведений Заключительная беседа. Оценивание наиболее активных обучающихся -Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? Где вы испытали трудности? Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | |
Рефлексия |
-На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. -Большой – для меня было важным и интересным… -Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. -Средний – мне было трудно (мне не понравилось). -Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. -Мизинец – для меня было недостаточно… | |