СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ Тема: «Падежи имён существительных.Закрепление.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ Тема: «Падежи имён существительных.Закрепление.»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: «Падежи имён существительных.Закрепление.»

Педагогическая цель

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Планируемые результаты

(предметные)

Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы,обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

Личностные результаты

Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватнопонимать оценку взрослого и сверстника,оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного.

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся, презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных»

Ожидаемый результат


: Учащиеся знают падежи и умеют склонять существительные по падежам. Умеют определять падежную форму имени существительного в предложении и словосочетании. Умеют взаимодействовать в группе, вносить свои предложения по выполнению задания и прислушиваться к предложениям одноклассников, проявляя толерантность и уважение. Создать условия для воспитания культуры общения в группе со сверстниками.






Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.


-- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.


- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.




- Мы совершили ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся!
















-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение. 

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности? (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить).







Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.



Шепчут отметку в дневник.
Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!».

Ученик читает стихотворение:

Я живу в России, и русский – мой язык.
Нет его красивей, я к нему привык.
Хоть язык мой трудный, я его люблю:
Я пишу диктанты, правила учу
И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.
Прихожу я на урок и уже готов к работе.


















-самоопроеделение к деятельности - Л;

-смыслообразование- Л;


- целеполагание - П;


- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К;


- эмоционально положительное восприятие учения – Л;


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности











































Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Сейчас мы это проверим. Отгадайте часть речи. ~ Для этого мысленно зачеркните все буквы а и ё.

Аимяасуёщесатвиётеальноеё

О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Проведем блиц-опрос.
• Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
• Постоянный признак имен существительных… (род)
• Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
• Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные). 
• Имена существительные изменяются по (числам и падежам ).

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).



















Называют известные им признаки имени существительного:



Называют падежи.

Называют алгоритм и определяют падеж существительного.

Определяют места и причины затруднений.



Высказывают своё мнение




















.





-мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;

-извлечение необходимой информации – П;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К;



-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.



-поиск необходимой информации в словаре – П;


-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач - К;


-фиксирование индив.затруднений в пробном учебном действии - Р;


-волевая саморегуляция в затруднении – Р;


  1. Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

Ребята, а кто-нибудь догадался  какая у нас будет тема урока? И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? ().

- Давайте определим задачи урока. (Упражняться в определении падежей имён существительных научиться, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах)





Определяют тему урока русского языка «Падеж имён существительных»

Называют задачи урока.





- смыслообразование – Л;


- стимулирование к выражению собственного мнения – К;


- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

  1. Проблемная ситуация:

  2. Минутка чистописания

Жители государства «Великого русского языка». – острова Падежи, поссорились, а один из них обиделся и пропал (исчез)

- Они очень просит нас помочь помирить их!

- Поможем?

- Конечно поможем, мы же не оставим наших друзей в беде?

Добираться до государства Великого русского языка мы будем на самолёте. Что возьмем с собой? (багаж знаний)

Трудность №1. Необходима виза ( разрешение на вьезд на остров Падежей,).

Минутка чистописания

ИРДВТП

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы будем писать?

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, напишите красиво по три буквы по образцу. Спинки, локти на месте? Молодцы!

- Молодцы! Справились с заданием. (показ визы и билетов на самолет).

В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах

Чтобы наше путешествие было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените

- Путь будет нелегким, нужно будет преодолеть трудности, быть очень внимательными и догадливыми.

- Приготовились к полету, сели удобно, кому страшно могут закрыть глаза. (гул самолета)

Приземлились на остров падежей.




















(Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).


(Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

(Первые буквы в названиях падежей).























Работают в тетрадях. Следят за посадкой.




Знакомятся с маршрутными картами




  1. Словарная работа.

1задание.
- Нам нужно пройти через болото. 

пр . рода 
д . рога 
п. года 

- Молодцы! Даже солнышко выглянуло и улыбается нам. Оцените себя. Вот мы одолели преграду и попали на берег.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга и себя.


- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;





  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации

Перед нами дом. Чтобы помочь помириться падежам, нужно заселить жильцов.

Как это сделать?

– Перед вами домик с подъездами

– В первом живут названия падежей, во втором - слова-помощники в третьем-вопросы, и в четвёртом-предлоги. Заселите жильцов.


КОГО же нет? Какого падежа не хватает? Куда же он делся? (следы на полу, на следах предлоги, приводят к 1-ой парте

Проверим, кто спрятался за портфелем?

НАШЕЛСЯ!!! Видимо хотел остаться у КОГО? У Кирилла!

- выставляем на свое место, называем вопросы.

- Со второй целью справились. Нашли все падежи! Сравни работу с эталоном.Оцени себя

Что теперь нужно сделать?

Повторим всё, что мы знаем о падежах

Цель: Важная и сложная! Помирить падежи. Как это сделать? Продолжаем путешествие.









































Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы









Работают в группе.

Сверяют с эталоном.



. Оценивают себя.


- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;




-поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно – следственной связи - П;



-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;


































- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Физминутка

Мы попали на высоту В.п.,

отдохнем и проведем физминутку.

Именительный подпрыгнул,

А родительный летал.

Дательный -полез на гору,

А винительный – устал.

Наш творительный - поплавал

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны-

Тут наш отдых потревожили.


Выполняют гимнастику и динамические движения

- осуществление действия по образцу- Р;


  1. Закрепление Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности




Нам нужно двигаться дальше.Мыс Т.п.

Поупражняемся над определением падежей имён существительных.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж.




-




Дети работают самостоятельно,

определяют падеж сущ.













- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Мыс Т.п.

1. Самостоятельная работа - Прочитайте следующее задание.

2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра

- Определить падеж имён существительных.

Размышлять о счастье __________

Скучать по товарищу___________

Выглянул из-за камня __________

Лежать под цветком____________


Проверка по эталону-Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах)


- Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените.










Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах. Выполняют взаимопроверку.





Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.





Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.


-рефлексия способов и условий действий – П;

- планирование успешного сотрудничества – К;


- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л;

- культура поведения в учебном диалоге – Л;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;






- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике

Заросли П.п.

Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте следующее задание

Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в

- Напишите предложение. Определите падеж имён существительных. Подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

Сравните с эталоном.

- Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится.

- Оцени себя.


Работают с деформированным предложением.

Записывают составленное предложение. Определяют падеж существительных.



Читают составленное предложение.



Самостоятельно работают в маршрутных картах.


Сверяют с эталоном.



Делают вывод.


Оценивают себя.



-мыслительные операции – П;


самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;





-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;



- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;


  1. Задание по карточке

«Займёмся делом»

Определить падежи слова ДЕЛО в разных пословицах.Оцени себя.




- извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- -осознанное и произвольное речевые высказывание – К;


  1. Итог урока:

- Как вы думаете, мы смогли примирить падежи? Пожелаем, чтобы не сорились, так как они всем нужны и для всех важны.

Улетаем из государства великого русского языка.


- Понравилось путешествие?


Ваше путешествие по дорогам русского языка не заканчивается, а только начинается. Пройдя все дороги, вы станете самыми мудрыми. А знания - это есть бесценный клад!

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).



контроль и оценка способов своей деятельности -Р;


  1. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Посчитайте свои «+» в оценочной таблице и поставьте себе оценку за урок.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня за урок получил «5». Молодцы! Значит, вы все задания выполнили правильно.

- У кого сегодня «4». Вы работали хорошо и допустили одну ошибку.

- А кто себе поставил «3». Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательнее, ваша оценка будет выше.

- Если у вас мало «+», значит знаний по этой теме не достаточно, нужно ещё поработать и позаниматься.


– Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.





Дети работают с маршрутнойкартой.

Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске.


-контроль своей деятельности по результату - Р;


-самооценка на основе критерия успешности -Л;


- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;





- объективная оценка результатов деятельности – Р;


- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р

Д/З

Хорошее настроение на следующий урок





- Голосовое сообщение благодарность от Министра образования.

Спасибо за урок!

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение. 

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности? (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить).

После выполнения работы проверьте правильность выполнения задания, развернув карточку. Оцените свою работу (если нет ошибок  - нарисуйте солнышко, если есть – облако).







Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал

  • активно работал, рассуждал

  • правильно отвечал

  • проявлял старание

  • красиво писал

  • усвоил тему урока

  • не могу определить падеж имен существительных