Педагогическая цель | Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. |
Тип урока | Урок совершенствования способов действий (урок закрепления). |
Планируемые результаты (предметные) | Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы,обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. |
Личностные результаты | Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности. |
Метапредметные | Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём. Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватнопонимать оценку взрослого и сверстника,оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного. |
Образовательные ресурсы | Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся, презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных» |
Ожидаемый результат | : Учащиеся знают падежи и умеют склонять существительные по падежам. Умеют определять падежную форму имени существительного в предложении и словосочетании. Умеют взаимодействовать в группе, вносить свои предложения по выполнению задания и прислушиваться к предложениям одноклассников, проявляя толерантность и уважение. Создать условия для воспитания культуры общения в группе со сверстниками. |
| |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
Мотивация к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. -- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке. - Возьмите дневник, нашепчите туда отметку. - Мы совершили ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся! -У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение. - Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности? (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить). | Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку. Шепчут отметку в дневник. Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!». Ученик читает стихотворение: Я живу в России, и русский – мой язык. Нет его красивей, я к нему привык. Хоть язык мой трудный, я его люблю: Я пишу диктанты, правила учу И хотя он не цветок, он нуждается в заботе. Прихожу я на урок и уже готов к работе. | -самоопроеделение к деятельности - Л; -смыслообразование- Л; - целеполагание - П; - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К; - эмоционально положительное восприятие учения – Л; |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности | Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Сейчас мы это проверим. Отгадайте часть речи. ~ Для этого мысленно зачеркните все буквы а и ё. Аимяасуёщесатвиётеальноеё О какой части речи пойдёт разговор на уроке? Проведем блиц-опрос. • Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное) • Постоянный признак имен существительных… (род) • Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное) • Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные). • Имена существительные изменяются по (числам и падежам ). - Сколько падежей в русском языке? Назовите их.А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники). | Называют известные им признаки имени существительного: Называют падежи. Называют алгоритм и определяют падеж существительного. Определяют места и причины затруднений. Высказывают своё мнение . | -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П; -извлечение необходимой информации – П; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К. -поиск необходимой информации в словаре – П; -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач - К; -фиксирование индив.затруднений в пробном учебном действии - Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; |
Постановка учебной задачи Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока. | Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока? И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (). - Давайте определим задачи урока. (Упражняться в определении падежей имён существительных научиться, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах) | Определяют тему урока русского языка «Падеж имён существительных» Называют задачи урока. | - смыслообразование – Л; - стимулирование к выражению собственного мнения – К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; |
Проблемная ситуация: Минутка чистописания | Жители государства «Великого русского языка». – острова Падежи, поссорились, а один из них обиделся и пропал (исчез) - Они очень просит нас помочь помирить их! - Поможем? - Конечно поможем, мы же не оставим наших друзей в беде? Добираться до государства Великого русского языка мы будем на самолёте. Что возьмем с собой? (багаж знаний) Трудность №1. Необходима виза ( разрешение на вьезд на остров Падежей,). Минутка чистописания ИРДВТП Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы будем писать? Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? Открою тетрадь, напишу на «5»! Выполните минутку чистописания, напишите красиво по три буквы по образцу. Спинки, локти на месте? Молодцы! - Молодцы! Справились с заданием. (показ визы и билетов на самолет). В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах Чтобы наше путешествие было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените - Путь будет нелегким, нужно будет преодолеть трудности, быть очень внимательными и догадливыми. - Приготовились к полету, сели удобно, кому страшно могут закрыть глаза. (гул самолета) Приземлились на остров падежей. | (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии). (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ). (Первые буквы в названиях падежей). Работают в тетрадях. Следят за посадкой. Знакомятся с маршрутными картами | |
Словарная работа. | 1задание. - Нам нужно пройти через болото. пр . рода д . рога п. года - Молодцы! Даже солнышко выглянуло и улыбается нам. Оцените себя. Вот мы одолели преграду и попали на берег. | Выполняют взаимопроверку. Оценивают друг друга и себя. | - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р; |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации | Перед нами дом. Чтобы помочь помириться падежам, нужно заселить жильцов. Как это сделать? – Перед вами домик с подъездами – В первом живут названия падежей, во втором - слова-помощники в третьем-вопросы, и в четвёртом-предлоги. Заселите жильцов. КОГО же нет? Какого падежа не хватает? Куда же он делся? (следы на полу, на следах предлоги, приводят к 1-ой парте Проверим, кто спрятался за портфелем? НАШЕЛСЯ!!! Видимо хотел остаться у КОГО? У Кирилла! - выставляем на свое место, называем вопросы. - Со второй целью справились. Нашли все падежи! Сравни работу с эталоном.Оцени себя Что теперь нужно сделать? Повторим всё, что мы знаем о падежах Цель: Важная и сложная! Помирить падежи. Как это сделать? Продолжаем путешествие. | Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы Работают в группе. Сверяют с эталоном. . Оценивают себя. | - использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П; -поиск и выделение необходимой информации; - установление причинно – следственной связи - П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р; |
Физминутка | Мы попали на высоту В.п., отдохнем и проведем физминутку. Именительный подпрыгнул, А родительный летал. Дательный -полез на гору, А винительный – устал. Наш творительный - поплавал А предложный – убежал. Падежи нам все нужны И при этом все важны- Тут наш отдых потревожили. | Выполняют гимнастику и динамические движения | - осуществление действия по образцу- Р; |
Закрепление Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности | Нам нужно двигаться дальше.Мыс Т.п. Поупражняемся над определением падежей имён существительных. Как определить падеж имени существительного? 1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж. - | Дети работают самостоятельно, определяют падеж сущ. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. | Мыс Т.п. 1. Самостоятельная работа - Прочитайте следующее задание. 2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра - Определить падеж имён существительных. Размышлять о счастье __________ Скучать по товарищу___________ Выглянул из-за камня __________ Лежать под цветком____________ Проверка по эталону-Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах) - Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените. | Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах. Выполняют взаимопроверку. Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга. Сверяют с эталоном. Оценивают себя. Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание. Сверяют с эталоном. Оценивают себя. | -рефлексия способов и условий действий – П; - планирование успешного сотрудничества – К; - следование моральным нормам и этическим требованиям – Л; - культура поведения в учебном диалоге – Л; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р; |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике | Заросли П.п. Работа с деформированным предложением. - Прочитайте следующее задание Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в - Напишите предложение. Определите падеж имён существительных. Подчеркните грамматическую основу. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сравните с эталоном. - Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится. - Оцени себя. | Работают с деформированным предложением. Записывают составленное предложение. Определяют падеж существительных. Читают составленное предложение. Самостоятельно работают в маршрутных картах. Сверяют с эталоном. Делают вывод. Оценивают себя. | -мыслительные операции – П; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р; |
Задание по карточке | «Займёмся делом» Определить падежи слова ДЕЛО в разных пословицах.Оцени себя. | | - извлечение из предметного текста необходимой информации - П; - -осознанное и произвольное речевые высказывание – К; |
Итог урока: | - Как вы думаете, мы смогли примирить падежи? Пожелаем, чтобы не сорились, так как они всем нужны и для всех важны. Улетаем из государства великого русского языка. - Понравилось путешествие? Ваше путешествие по дорогам русского языка не заканчивается, а только начинается. Пройдя все дороги, вы станете самыми мудрыми. А знания - это есть бесценный клад! Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться). И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре). | | контроль и оценка способов своей деятельности -Р; |
Рефлексия деятельности. Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия | Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Посчитайте свои «+» в оценочной таблице и поставьте себе оценку за урок. - Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня за урок получил «5». Молодцы! Значит, вы все задания выполнили правильно. - У кого сегодня «4». Вы работали хорошо и допустили одну ошибку. - А кто себе поставил «3». Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательнее, ваша оценка будет выше. - Если у вас мало «+», значит знаний по этой теме не достаточно, нужно ещё поработать и позаниматься. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. | Дети работают с маршрутнойкартой. Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске. | -контроль своей деятельности по результату - Р; -самооценка на основе критерия успешности -Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности - Л; - объективная оценка результатов деятельности – Р; - адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р |
Д/З | Хорошее настроение на следующий урок | | |
-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение.
После выполнения работы проверьте правильность выполнения задания, развернув карточку. Оцените свою работу (если нет ошибок - нарисуйте солнышко, если есть – облако).