СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Морфологический разбор местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю методическую разработку по русскому языку - технологическую карту урока "Морфологический разбор местоимения", к которой прилагаются раздаточный материал и презентация. Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС по УМК  "Русский язык. 6 класс". Учеб. для общеобразовательных учреждений. / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2017.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Морфологический разбор местоимения"»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель Алексеева Светлана Павловна

Тема урока: Морфологический разбор местоимения

Тип урока: урок открытия новых знаний

Прогнозируемые результаты

  • Цель: знать порядок морфологического разбора местоимения, определять морфологические признаки местоимений, проводить их морфологический анализ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления об общекатегориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах местоимений.

  2. Закреплять умения выделять в тексте местоимения и определять их разряд.

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные умения (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста);

  2. Развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в группе);

  3. Развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы);

Воспитывающие:

1. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.

2. Создать условия для воспитания чувства товарищества и взаимовыручки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:    проведение морфологического анализа местоимения как части речи;

Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности: способностью извлекать информацию из различных источников, способностью определять цели предстоящей учебной деятельности; соблюдение в практике речевого общения норм современного русского литературного языка; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

Личностные:

    • развитие Я-концепции и самооценки.

Методы и приемы: подводящий к теме диалог, постановка учителем проблемных вопросов, эвристическая беседа, ИКТ –технологии, задания поискового характера, метод самоконтроля.

Используемое оборудование: 

  1. Интерактивная доска SmartBoard

  2. Раздаточный материал (Приложение 1.)

  3. Лист оценивания учащегося (Приложение 2.)

УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2017.

Ход урока

Структурные компоненты урока

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предметные УУД

Метапредметные УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности


- Добрый день, ребята. Давайте познакомимся с высказыванием известного древнегреческого мыслителя Аристотеля (чтение высказывания: «Ум заключается не только в знании, но и в уменьи прилагать знание на деле»).

Как вы его понимаете?





- Сегодня на уроке вам потребуется применить свои знания об одной известной вам части речи. Какой же? (Отгадайте этот ребус)

(Местоимение).

  • А что мы называем местоимением? (Выслушивает ответы)

  • Пожелайте друг другу удачи!

  • А с чего начнем наш урок? (С повторения необходимых знаний). (3 мин)

Обучающиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Излагают свои суждения, рассуждают

Ответы учеников. (размышление). «По-настоящему умным можно назвать только того человека, который умеет «прилагать на деле», применять свои знания».

Отгадывают ребус.

  • Дают определение местоимения (Это такие слова, которые обозначают конкретное лицо я, мы, указывают на предмет, признак и количество, не называя их: мой, что, несколько)

Уметь давать определение местоимению как части речи.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии


На доске записано стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык».

  1. Работа с текстом

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

— Прочтите этот текст. Это, как вы уже знаете, стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, для чего в этом тексте нужны местоимения?

— Подумайте, местоимения каких разрядов здесь можно увидеть? (Подчеркнуты местоимения.)

- Ребята, а как можно доказать, что перед нами действительно местоимение, а не существительное, например?


-Какой же вид анализа местоимений следует при этом использовать? (Морфологический).

-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (4 мин)


На экране – тема урока «Морфологический разбор местоимения».

Самостоятельное выполнение пробного учебного действия (5 мин).

- Сейчас мы будем работать в парах. Давайте сначала вспомним правила работы в паре:

1. Работать должны оба.

2. Когда один говорит, другой слушает.

3. Если не понял, переспроси.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

На доске представлен морфологический разбор местоимения ты. Учащиеся должны исправить ошибки, допущенные в этом разборе. Упражнение «Где ошибка?» (Ошибки выделены красным цветом)

  1. Ты — местоимение. Указывает на признак предмета.

  2. Пост. признаки: им. п., личное, 3-е лицо

  3. Непост. признаки: ед. ч., мужской род.

  4. Синтаксическая роль — дополнение.

  5. Начальная форма — я.

Прием «Сопоставление с верным ответом».

  • Проверьте, все ли увас получилось. Оцените свою работу за данный вид задания и отметьте это в «Листе оценивания».

  • Итак, что обнаружило пробное действие? Удалось ли получить верный ответ? На какие именно вопросы?

  • Что ты не можешь пока сделать правильно?

Участвуют в обсуждении и отвечают на вопросы.










Примерные ответы: (Русский язык поистине велик и дан великому народу.)

Ответы учащихся:

(Чтобы не было повторов слов, для связи предложений между собой.)

-Определяют разряды местоимений.

(С помощью тех или иных морфологических признаков, скажем, лица, разряда и т.д.)



(Знать, как правильно выполняется морфологический разбор (порядок) местоимения, и уметь его выполнять.)



(Работа в парах по выполнению задания).








Выполняют занимательное упражнение «Найди ошибку», оценивают правильность сделанного по образцу на слайде, результаты заносят в соответствующий раздел «Листа оценивания».









Оценивают свои знания по новой теме, находят свои «пробелы», фиксируют затруднения.

Самопроверка (Настя К.).

  • (Я не могу правильно указывать постоянные и непостоянные признаки местоимения).

Уметь определять основную мысль текста, выделять в тексте местоимения и определять их разряд.





















Уметь находить проблемную зону – область неизвестного. Выход на тему урока.


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


III. Выявление места и причины затруднения


- Давайте теперь подумаем и разберемся, почему нам не удалось выполнить это задание, понять, в чем причина затруднения и как ее устранить. Готовы?

(1 мин)

Высказывают свои суждения,

слушают одноклассников, делают дополнения.


Познавательные:

умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения


Организация  исследовательской  деятельности (4 мин).

-Давайте определим последовательность наших действий, необходимых для достижения цели – правильного морфологического разбора местоимения.

Итак, каким будет план наших действий?

Шаг 1. Выделяем из речи и записываем местоимение.

Шаг 2. Указываем его начальную форму – именительный падеж (если есть).

Шаг 3. Доказываем, что это местоимение: находим его постоянные морфологические признаки (разряд)

Шаг 4. Выделяем его непостоянные признаки (лицо – у личных, падеж, число)

Шаг 5. Указываем его синтаксическую роль: записываем, чем является данное местоимение в предложении.

Ну, что устали? Встаньте, пожалуйста, улыбнитесь и подарите улыбку друг другу. Физминутка (1 мин) – на 12 слайде презентации

Коллективная работа.







Учащиеся проговаривают этапы действий

Уметь применять полученные знания о местоимении ( грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли) при выполнении его морфологического разбора.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

V. Реализация построенного проекта



Задание на внимательность (в парах) (6 мин)

Заполните пустые строчки в морфологическом разборе притяжательных местоимений из приведенных ниже предложений. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными).

  1. Река наша быстрая, и гнать лодку против течения – дело нелегкое.(Е.Носов)

___________ - местоимение, так как указывает на________________.

Начальная форма _______________.

Постоянные морфологические признаки: притяжательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме ______ падежа, _____числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является ___________.

  1. В высокое небо возносят сосны свои побелевшие кудрявые вершины. (И. Соколов – Микитов).

___________ - местоимение, так как указывает на________________.

Начальная форма _______________.

Постоянные морфологические признаки: притяжательное.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме ______ падежа, _____числа, _____ рода.

Синтаксическая роль: в предложении является ___________.

Учащиеся применяют приобретенные знания на различных уровнях заданий:

Заполняют пустые строчки в предложенных вариантах морфологического разбора местоимения:

(наша, признак предмета, наш,именительного падежа, единственного числа, женского рода, определение)









Примерный ответ:

Свои, признак предмета,свой, винительный падеж,множественное число, женский род, определение

Умение определять морфологические признаки местоимений, проводить их морфологический анализ.


Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


VI .Первичное закрепление во внешней речи


  • Проверьте, так ли у вас получилось?

  • Оцените свою деятельность в «Листе оценивания»

- Вам предстоит самостоятельная работа. Перед её началом ещё раз проверим себя: откроем учебник, где на с.274 дается план морфологического разбора местоимения. Прочитайте его. (2 мин)

Взаимопроверка предыдущего задания.



Учащиеся находят в учебнике план морфологического разбора и знакомятся с ним самостоятельно.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Предлагает задание по вариантам (7 мин).

1. Задание по вариантам

— Сделайте морфологический разбор одного из 2-х местоимений (на выбор) в предложении. Расставьте при необходимости знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Вариант I

Каждое утро я отпр..вляюсь в лес по грибы но возвр..щаюсь с пустой к..рзинкой.

Вариант II

Мне жаль срывать грибы которые выр..сли возле моей заветной тр..пинки.

- А теперь проверьте, все ли вы сделали правильно, и оцените свою работу в «Листе оценивания».

Эталон:

Вариант I

1) Каждое – местоимение, указывает на признак предмета.

Н.Ф. – каждое.

Пост.: определительное.

Непост.: ср.р, ед.ч, Им.п.

В предложении является определением.

2) Я – местоимение, обозначает лицо.

Н.Ф. – я.

Пост.: личное.

Непост.: 1-е лицо, ед.ч, им. п.

В предложении является подлежащим.

Вариант II

1) Мне – местоимение, обозначает лицо.

Н.Ф. – я.

Пост.: личное

Непост.: 1-е лицо, ед.ч, дат.п.

В предложении является дополнением.

2) Моей – местоимение, указывает на признак предмета.

Н.Ф. – моя.

Пост.: притяжательное.

Непост.: ж.р., ед.ч, род.п

В предложении является определением.

Работа с заданиями разных уровней сложности.

Учащиеся выполняют морфологический разбор выделенных самостоятельно местоимений и проверяют результаты своей работы, сверяя с эталоном, представленным на слайде.

Критерии оценивания:

«5» - грамотно (без ошибок) записанное предложение и правильно выполненный разбор одного местоимения;

«4» - 1-2 ошибки в предложении и 1-2 ошибки в морфологическом разборе местоимения

«3» - 3 ошибки в предложении и 3 недочета при выполнении морфологического разбора.

Данный вид задания перепроверяется также и учителем.

Умение определять морфологические признаки местоимений, проводить их морфологический анализ.


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


VIII. Включение в систему знаний и повторение.


- А теперь давайте поработаем с небольшим текстом. Прочитаем его сначала про себя, а затем вслух и выполним небольшие задания.

1. Работа с текстом (5-6 мин).

1)В это время утка ушла под воду а потом вын..рнула нед..леко от Джека. 2)Пес п..плыл к ней и пр..близился. 3) Но утка нырнула вно..ь! 4)Джек за ней! 5)Через с..кунду он опять п..к..зался (на) п..верхност.. и утка к..чалась (у) не..о в зубах. (По Г. Скребицкому.)

- Выполните задания:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст. _______________

3.Сколько в тексте местоимений? Ответ запишите цифрой._______

4. Укажите род, число и падеж местоимения это (предложение 1).

- Подобно охотничьей собаке с её великолепным чутьем, попытаемся отыскать не утку, нет! А все 4 местоимения среди указанных 16 слов.

2. Занимательное упражнение «Лингвистическая ловушка» (2 мин). Задание: найти местоимения, подчеркнуть их и устно определить их разряд.

Лингвистическая ловушка

Смелость

Земля

Смелый

Мама

Отвага

Себя

Умный

Наша

Дружба

Темя

Всякий

Каша

Каждый

Семя

Сильный

Ноша

Ответ: себя (возвр.), наша (притяж.), всякий (опред.), каждый (опред.)

  • 3. А теперь занимательные вопросы... (устно):

  1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо, справа налево (тот, оно).

  2. Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз (он-но).

  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

  4. Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)

  5. Какое местоимение требует чистоты? (мой)

  6. Какое местоимение самое хвастливое? )






Учащиеся самостоятельно работают с текстом, предложенным им в распечатанном виде, не переписывая его, а заполняя необходимые пропуски слов и добавляя свои варианты ответов.


Затем сверяют выполненное задание с образцом, данным на слайде, и оценивают свою работу в «Листе оценивания».















Учащиеся выполняют занимательное упражнение «Лингвистическая ловушка» и сверяют свои ответы с предложенными на слайде, заносят результаты свой работы в «Лист оценивания».



Уметь читать тексты про себя, выделять главное, определять в нем роль местоимений, находить местоимения в тексте.

Познавательные УУД:

развивать умение сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий разных уровней сложности.

Коммуникативные УУД:

способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.

Регулятивные УУД:

оценивать свои знания по следующим параметрам: справился легко, были небольшие трудности, есть вопросы.

IX. Рефлексия учебной деятельности


Подведение итогов (3 мин).

  • Оцените свою работу на уроке по критериям в «Листе оценивания» выразите на бланке свое отношение к уроку.

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока? Удалось ли вам «прилагать» свои знания на деле? (Возвращение к эпиграфу урока.)

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Мне показалось сложным…

  • Я поставил себе за урок…

Задание на дома выбор):

Упр. 686. Написать небольшой текст на тему «Знакомьтесь: мой друг…». Подчеркнуть все местоимения, 2 разобрать морфологически.

Упр. 688. Описать картину А.А.Рылова «Цветистый луг», используя местоимения, 2 из них разобрать морфологически.




Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешённые затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждают и записывают домашнее задание.





Сдают индивидуальные «Листы ооценивания».




Оценивают результаты деятельности.










Знакомятся с содержанием домашнего задания.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!