СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе «Строение и типы сложноподчинённых предложений».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе «Строение и типы сложноподчинённых предложений»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе «Строение и типы сложноподчинённых предложений».»

Муниципальное учреждение «Методический центр» Романовского муниципального района Саратовской области







РАЙОННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»






«Технологическая карта урока (с презентацией) «Строение и типы сложноподчинённых предложений».













МОУ «Бобылевская ООШ

с. Бобылевка Романовского района Саратовской области»

Учитель русского языка и литературы:

Горкавченко Е.С.





Март 2021




Технологическая карта урока «Строение и типы сложноподчинённых предложений».



Учитель: Горкавченко Е.С.

Предмет: русский язык.

Класс: 9.



Цели (задачи) урока

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение».

воспитательные:

  • воспитывать настойчивость и трудолюбие;

  • воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

развивающие:

  • развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП

  • развивать навык использования СПП в речи

  • развивать познавательный интерес к урокам русского языка.

Результаты урока

Предметные: обобщить представление о сложноподчиненных предложениях.

Метапредметные: умение сопоставлять и дифференцировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; определять тип придаточных.

Личностные: владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять коммуникацию; логическое и образное мышление; приобщение к ценностям русского народа, чувство любви к родине, к семье, к природе, патриотизм.

Тип урока, педагогическая технология

Урок систематизации и обобщения знаний и умений



Теория развивающего обучения русскому языку и развития речи

Оборудование урока

Учебник: Русский язык. 8 класс. Электронная форма учебника, Шмелёв А. Д. Флоренская Э. А. Кустова Г. И. Савчук Л. О. Шмелёва Е. Я.

Доска с проектором, презентация к уроку.

Опорные понятия, термины

Сложноподчиненное предложение, главное и придаточное предложение, изъяснительное, определительное, обстоятельственное придаточное.

Домашнее задание

Пар.2, учить правило (стр.202-203), упр. 14(1,2,3). Вам предстоит вспомнить, в чем отличие союзов и союзных слов, проверить себя, прослушав текст, и написать его сжатое изложение. Это также поможет вам в подготовке к первому заданию ОГЭ по русскому языку.




Тема урока: Обобщение изученного по теме «Строение и типы сложноподчинённых предложений».


Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия обучающихся

Используемые методы и приемы

Результат взаимодействия

Организационный момент

Создание благоприятного настроя

-Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Очень рада вас снова видеть. Присаживайтесь.Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение».

Настраиваются на работу

Словесные,

Мотивация к учебной деятельности.

Готовность к уроку

Мотивация учебной деятельности.

Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы.

Термины, в которых пропущены буквы.

Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.


-А теперь давайте проверим.

Оформляют тетрадь, определяют тему урока.



Записывают термины, вставляя пропущенные буквы.














Проблемный,

Рецептивный, продуктивный, репродуктивный

Определение темы урока

Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

-Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке.

-Вспомним, что же они обозначают. Итак, проведем небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку.

Фронтальный опрос.

-Какие предложения называются сложными?





-На какие две группы делятся сложные предложения?



На какие две группы делятся союзные предложения?


Какие предложения называются СПП?


На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных?



Какая группа самая большая?


Какие придаточные обстоятельственные вы знаете?




Как в большинстве случаев их отличить друг от друга?


- Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока.


Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.











/Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/



/союзные и бессоюзные/




/сложносочиненные и сложноподчиненные/


/части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/


/Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/



/обстоятельственные/

/образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/


/По вопросам, на которые они отвечают/


Информационно-рецептивный

Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках сложноподчиненных предложений.


Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания.


-Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

-Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.

-Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.


Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.

Дождь начался так внезапно…

Известно…

Я долго не мог заснуть…

Если я получу пятёрку…

Когда меня вызвали к доске…

Проверим задание (на слайде).

Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного.


[…ту + сущ.], (которую…).

[гл. + о том], (как…).

[…, (когда…), гл.].

4. (чтобы), [ ].


Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде.

К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали.

Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку.

Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.

Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.

Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы).

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.

Проверим (на слайде)


Списывают с проектора, вставляют знаки препинания



Применение знаний и умений в новой ситуации

-А теперь давайте проведем небольшаую самостоятельную работу.

Вам нужно списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например: [гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).


1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).


Выполняют задания.





/1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). /

Репродуктивный. Продуктивный.

Осмысление результатов своей работы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель предлагает учащимся проверить самостоятельную работу.



Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы.


Репродуктивный. Продуктивный.

Осмысление результатов своей работы

Итог урока. Рефлексия

-Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить.

Спасибо всем за продуктивную работу на уроке!

Слушают учителя, задают вопросы, если они есть.

Индивидуальный

Оценка эмоционального состояния

Информация о домашнем задании

Пар.2, учить правило (стр.202-203), упр. 14(1,2,3). Вам предстоит вспомнить, в чем отличие союзов и союзных слов, проверить себя, прослушав текст, и написать его сжатое изложение. Это также поможет вам в подготовке к первому заданию ОГЭ по русскому языку.

Записывают в дневники д/з, слушают учителя

Творческий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!