Учитель: Горкавченко Е.С.
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Цели (задачи) урока образовательные: воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма. развивающие: развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП развивать навык использования СПП в речи развивать познавательный интерес к урокам русского языка. | Результаты урока Предметные: обобщить представление о сложноподчиненных предложениях. Метапредметные: умение сопоставлять и дифференцировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; определять тип придаточных. Личностные: владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять коммуникацию; логическое и образное мышление; приобщение к ценностям русского народа, чувство любви к родине, к семье, к природе, патриотизм. |
Тип урока, педагогическая технология Урок систематизации и обобщения знаний и умений Теория развивающего обучения русскому языку и развития речи | Оборудование урока Учебник: Русский язык. 8 класс. Электронная форма учебника, Шмелёв А. Д. Флоренская Э. А. Кустова Г. И. Савчук Л. О. Шмелёва Е. Я. Доска с проектором, презентация к уроку. |
Опорные понятия, термины Сложноподчиненное предложение, главное и придаточное предложение, изъяснительное, определительное, обстоятельственное придаточное. | Домашнее задание Пар.2, учить правило (стр.202-203), упр. 14(1,2,3). Вам предстоит вспомнить, в чем отличие союзов и союзных слов, проверить себя, прослушав текст, и написать его сжатое изложение. Это также поможет вам в подготовке к первому заданию ОГЭ по русскому языку. |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия обучающихся | Используемые методы и приемы | Результат взаимодействия |
Организационный момент | Создание благоприятного настроя -Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Очень рада вас снова видеть. Присаживайтесь.Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение». | Настраиваются на работу | Словесные, Мотивация к учебной деятельности. | Готовность к уроку |
Мотивация учебной деятельности. | Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы. Термины, в которых пропущены буквы. Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова. -А теперь давайте проверим. | Оформляют тетрадь, определяют тему урока. Записывают термины, вставляя пропущенные буквы. | Проблемный, Рецептивный, продуктивный, репродуктивный | Определение темы урока |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | -Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке. -Вспомним, что же они обозначают. Итак, проведем небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку. Фронтальный опрос. -Какие предложения называются сложными? -На какие две группы делятся сложные предложения? На какие две группы делятся союзные предложения? Какие предложения называются СПП? На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных? Какая группа самая большая? Какие придаточные обстоятельственные вы знаете? Как в большинстве случаев их отличить друг от друга? - Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. /Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/ /союзные и бессоюзные/ /сложносочиненные и сложноподчиненные/ /части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/ /Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/ /обстоятельственные/ /образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/ /По вопросам, на которые они отвечают/ | Информационно-рецептивный | Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках сложноподчиненных предложений. |
| Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания. -Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. -Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал. -Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая. Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного. Дождь начался так внезапно… Известно… Я долго не мог заснуть… Если я получу пятёрку… Когда меня вызвали к доске… Проверим задание (на слайде). Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного. […ту + сущ.], (которую…). [гл. + о том], (как…). […, (когда…), гл.]. 4. (чтобы), [ ]. Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде. К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали. Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать. Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы). Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. Проверим (на слайде) | Списывают с проектора, вставляют знаки препинания | | |
Применение знаний и умений в новой ситуации | -А теперь давайте проведем небольшаую самостоятельную работу. Вам нужно списать, обозначить главное и придаточное предложение. Например: [гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения. Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия). 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький) 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев). 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах. 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). 6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). 7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой). | Выполняют задания. /1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное). 2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное). 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места) 4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины). 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное). 6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели). 7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). / | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Учитель предлагает учащимся проверить самостоятельную работу. | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Итог урока. Рефлексия | -Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить. Спасибо всем за продуктивную работу на уроке! | Слушают учителя, задают вопросы, если они есть. | Индивидуальный | Оценка эмоционального состояния |
Информация о домашнем задании | Пар.2, учить правило (стр.202-203), упр. 14(1,2,3). Вам предстоит вспомнить, в чем отличие союзов и союзных слов, проверить себя, прослушав текст, и написать его сжатое изложение. Это также поможет вам в подготовке к первому заданию ОГЭ по русскому языку. | Записывают в дневники д/з, слушают учителя | Творческий | |