урока русского языка по теме «Обучение написанию сжатого изложения по тексту повествовательного характера»
7 класс.
№ п/п | Этапы урока | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1 | Организационный момент | 2 мин | Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания. | Приветствует учащихся, проверяет готовность. | Слушают учителя, включаются в деловой ритм. | | Л.Доброжелательный настрой на продуктивную познавательную деятельность на уроке. |
2 | Подготовка учащихся к работе на основном этапе | 5 мин | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Называет тему, формулирует цель урока, предлагает найти ключевые слова темы урока Демонстрирует слайды 1 | Фронтально. Принимают цель урока, ставят для себя задачи, находят ключевые слова в теме урока, объясняют их значение самостоятельно и с помощью толкового словаря С.И.Ожегова, определяют лексическое значение слова «сжатый», | формирование навыков проведения лексического анализа слова | Л.: умение открыто выражать и свою позицию. Р.: целеполагание П.: умение работать со словарной статьей, словарем |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий А)Работа с названием текста изложения «Предан до последнего вздоха» | 23 мин 4 мин | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | А) Предлагает найти в названии текста для изложения ключевое слово, заслушать сообщение учащегося о реальной истории Хатико. Демонстрирует слайды 2-5 презентации. | А)Ученики называют ключевое слово в названии, дают ему толкование, находят лексическое значение слова в толковом словаре С.И.Ожегова. | формирование навыков проведения лексического анализа слова выделять ключевые слова; строить логически правильные рассуждения | умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. владение различными видами речевой деятельности. П.: Умение применять теоретические сведения для решения практических задач К.: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Р.: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; |
| Б)Чтение текста изложения: В) составление плана Г) работа над сжатием текста изложения | 5 мин 8 мин 6 мин | | Б) Просит учащихся ответить, что отображается в названии (Тема - Идея). Демонстрирует слайды 6, 7 Предлагает назвать тип речи. Предлагает найти завязку, кульминацию, развязку. В)Предлагает вспомнить, что может помочь в составлении плана Организует выразительное чтение 1абзаца, просит озаглавить его (подобная работа ведётся со 2 - 4 абзацами) С остальными абзацами предлагает поработать в парах Просит зачитать план Г) Предлагает назвать способы сжатия текста. Демонстрирует слайды презентации.8- 10 Зачитывает 1 абзац Демонстрирует слайды11 Над 2 – 4 абзацами предлагает поработать в парах. Выделить ключевые слова в остальном тексте предлагает дома. | Б) Работают в парах, вспоминают, что такое тема, идея. Находят в тексте элементы композиции повествования В) Самостоятельно работают в парах, вспоминают алгоритм составления плана. Составляют план в соответствии с абзацами. Читают план, корректируют его Г) называют способы сжатия текста (работа по карточкам) В парах выделяют главную информацию (ключевые слова) Выделяют ключевые слова во 2 – 4 абзацах | освоение базовых понятий лингвистики: функционально-смысловые типы речи, тема текста, идея; осмысленное чтение и адекватное восприятие текста. выделять главное; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ… |
4 | Просмотр эпизода художественного фильма и его обсуждение. | 8 мин | Формировать у учащихся стремление к просмотру хороших качественных фильмов | Предлагает посмотреть отрывок из фильма: «Хатико – самый верный друг» и ответить на вопросы: 1. Каким я представляю себе главного героя? 2.Какие качества гл. героя заставляют нас восторгаться им..? 3.Чему можно научиться у Хатико? (по рядам) | Смотрят кадры из фильма и отвечают на вопросы. | совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми | Л.: умения ясно, чётко излагать свои мысли К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5 | Работа с выставкой книг о верности, преданности наших четвероногих друзей | 4 мин | Формировать у учащихся стремление читать | Демонстрирует книги: Чехов «Каштанка», Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», Андреев «Кусака». Советует учащимся прочитать их | Фронтально. Рассказывают о своих питомцах | совершенствование видов речевой деятельности | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
6 | Информация о домашнем задании | 1 мин | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задаёт задание на дом Выделить ключевые слова, выделить ключевые слова + указать способы сжатия текста | Получают домашнее задание, задают вопросы. | | П.: умение понимать смысл задания |
7 | Рефлексия. Подведение итогов урока | 2 мин | Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Организует рефлексию. Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся. Выставляет оценки учащимся. | Продолжают предложения: Я узнал… Я научился… Я понял… (письменно оценивают себя) Ставят оценки в дневники. | | Р.: умение оценивать свою деятельность. Л.: формирование ответственности за выполненную работу. |