СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. В рамках проекта "ТЕМП".Тема урока: «Слово и его значение. Роль синонимов в речи. Составление текста-повествования на основе использования потенциала предметов технологического профиля».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Перспектива". Тема урока: "Слово и его значение. Роль синонимов в речи. Составление текста-повествования на основе использования потенциала предметов технологического профиля". Урок в рамках проекта ТЕМП: Т-технология, Е-естествознание, М-математика, П-приоритеты образования, пути решения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. В рамках проекта "ТЕМП".Тема урока: «Слово и его значение. Роль синонимов в речи. Составление текста-повествования на основе использования потенциала предметов технологического профиля».»

Технологическая карта урока

Класс: 3.


РАЗДЕЛ II. Язык – главный помощник в общении.


Тема урока: «Слово и его значение. Роль синонимов в речи. Составление текста-повествования на основе использования потенциала предметов технологического профиля».

Тип урока: закрепление пройденного по теме.


Цели для ученика


  1. Продолжить формирование представления о профессиях технологического профиля – обогащение словарного запаса.


  1. Продолжить работу по подбору синонимов, основанных на понятии труда «мастер, рабочий, работник, труженик, профессионал, умелец, искусник».

  2. Совершенство

вать речь с опорой на составление текста-повествования и лексическое значение слов.



  1. Умение работать в паре и в группах.



  1. Представлять творческие проекты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Цели для учителя:

Образовательные:

  1. Закрепить знания по теме «Слово и его значение».

  2. Обогатить словарный запас обучающихся с опорой на предметы технологического профиля.

Следовать рамкам проекта «ТЕМП»:

Т - Технология;

Е – Естествознание;

М – Математика;

П – Приоритеты образования, пути решения

3. Учиться составлять текст на тему «Городской транспорт» (профессии технологического профиля), развивать речь и мышление обучающихся.

4. Совершенствовать орфографическую зоркость.

5. Привлечь обучающихся к профессиям технологического профиля, востребованным на рынке труда Южного Урала.

Предметные результаты:

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

-контролировать и корректировать своё высказывание, связанное с трудом, профессией человека, опирающейся на технологический профиль, в зависимости от ситуации общения;

-составлять диалоги на тему труда, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять на предложенную тему, по личным впечатлениям устные тексты типа: повествование «Профессия моих родителей», «Мои увлечения, хобби».

Обучающийся получит возможность научиться:

-совершенствовать свою устную речь на лексическом уровне;

- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

- уметь правильно обратиться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова технологического профиля с «проблемным» ударением (множ. число), с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

  • сравнивать слова по значению (мастер, рабочий, работник, труженик, профессионал, умелец, искусник -синонимы);

  • находить необходимую информацию о слове в словарях (Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004., Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: «А ТЕМП», 2004., Словарь синонимов русского языка. - Санкт-Петербург, 2006.);

Текст

Обучающийся научится:

  • определять тему и основную мысль текста, связанного с профессиями человека технологического профиля «Профессии людей городского транспорта»;

  • озаглавливать текст;

  • распознавать тип текста повествование.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять текст-повествование.

Воспитательные:

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- формировать устойчивую мотивацию к обучению, аналитические навыки, творческую инициативность и активность, навыки самоанализа и самоконтроля;

- продолжить знакомство с основами предметов технологического профиля, экологической культуры;

- уважительно относиться к иному мнению;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- конструктивно разрешать проблемные ситуации;

- оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Развивающие:

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

-понимать цели и задачи учебной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- находить ответы на проблемные вопросы;

- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать самостоятельные выводы;

-находить выход из проблемных ситуаций;

-определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

-выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебную литературу, интернет-источники, справочную литературу (словари);

- обобщать, делать выводы, классификацию языковых единиц по различным критериям;

-развивать логическое, образное мышление при классификации и при сравнении различных языковых единиц (слово);

-развивать речь при анализе текста и при составлении собственных текстов.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- формирование коммуникативной компетентности в общении, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой коммуникации.

Тип урока: закрепление пройденного материала


Форма урока: творческие работы (проекты)

Новые понятия


Опорные понятия, термины:

лексическое значение слова,

синонимы,

тип текста -повествование.

Формы контроля:

самопроверка,

взаимопроверка.


Домашнее задание:

творческое (создание мини-сочинения, проекта «Транспорт будущего»)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используе

мые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1. Организационный этап. Мотивация.

Подготовка и настрой учащихся.

Создание условий для поддержания интереса к учёбе.

-Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

Урок – русского языка.

- Проверьте всё ли готово к уроку: тонкая тетрадь, пенал, дневник.

- Сегодня на уроке вам предстоит работать в парах и группах. По окончании урока Вы должны будете отрефлексировать поместить смайлики, согласно сигналу светофора: красный – «не понял», зелёный – «со всем справился, всё понятно», жёлтый – «есть вопросы».

Напомню на доске правила работы в парах и в группе.

Работа в парах:

  • Думаю сам,

  • Обсуждаю с товарищем,

  • Говорю классу.

Работа в группе:

  • В группе должен быть ответственный (капитан)

  • Работать должен каждый на общий результат

  • Один говорит, другие слушают

  • Своё несогласие высказывай вежливо

  • Если не понял, переспроси






Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учащиеся зачитывают запись на слайдах.

Слайд № 1. Хорошего настроения на весь день!

Слайд № 2.

Начинается урок!

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать!


Учащиеся вспоминают правила работы в паре, группе.

Видеометод на протяжении урока (презентация)


Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

-понимать цели и задачи учебной деятельности.


2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


Постановка темы и задач урока.

Прогнозирование. Выдвижение гипотез.


Повторение пройденного материала (языковых единиц).

Самоопределение к учебной деятельности, развитие рациональных и интуитивных способностей.


Выступление 1 творческой группы.

Работа с разными источниками информации (словари).


Слайд №3. (эпи граф к уроку - пословица)

- Ребята, тему сегодняшнего урока вы должны будете сформулировать после выполнения заданий, опираясь на творческие проекты, которые вы выполняли на неделе в группах.

1. Эпиграфом к нашему уроку я взяла пословицу.

Поработайте в парах и восстановите её. Она лежит у вас на партах:

«Всякое дело мастера красит».

Раскройте её смысл.

Запишите пословицу в тетрадь.

С какими языковыми единицами вы сейчас работали на, что опирались? Сформулируем начало темы урока. («Слово и его значение…»)

Слайд № 4 (1 группа…)

2. А сейчас помогут продолжить название темы урока ребята 1 группы. Капитан, какое задание получила ваша группа, как удалось вам его выполнить, чем для этого воспользовались?

Как называется эта группа слов? (синонимами)

Продолжим и запишем в тетрадь:

Мастер, рабочий, работник, труженик, профессионал, умелец, искусник.

Можно ли дополнить наш список словом «делец» (от слова «дело»)?

- Что вам поможет при выполнении данного задания? Задание для группы найдите в словаре, значение данного слова

- Продолжим синонимический ряд данным словом? Хотели ли бы вы оказаться рядом с таким человеком?

Продолжим название темы урока: «…Роль синонимов в речи…»

Капитан 3 группы кратко, что делали ребята вашей группы? С какими единицами речи работали? (составляли тексты)

Слайд № 5 (тема урока)

Вот наша тема: «Слово и его значение. Роль синонимов в речи. Составление текста-повествования».

Слайд № 6 (задачи урока).

Какие мы можем поставить перед собой задачи?

  1. Повторить, что мы знаем о слове (внутренняя сторона – лексическое значение слова, внешняя сторона – графическое и звуковое обозначение слова).

  2. Обогащать (увеличивать) словарный запас.

  3. Развивать речь, мышление.

Учащиеся в паре составляют пословицу из слов (работают с деформированным предложением) и начинают формулировать тему урока.

Учащиеся записывают в тетрадь пословицу:


Всякое дело мастера красит.


Ребята объясняют смысл пословицы (Если человек хорошо, качественно выполнил свою работу – дело, то она принесёт людям пользу, его похвалят и будут помнить. Мастер будет становиться лучше, профессиональнее).


Капитан 1 группы объясняет задание:

Получили задание: подобрать слова, как можно назвать человека, который занимается определённым видом деятельности.

Записывают в тетрадь:

Мастер, рабочий, работник, труженик, профессионал, умелец, искусник.

Ребята 1 группы в словаре находят слово «делец» и зачитывают его значение.

неодобр. предприимчивый человек, ловко ведущий свои дела для достижения своекорыстных (обычно коммерческих) целей.

Учащиеся формулируют тему урока и его задачи.








Методы эвристического обучения: частично-поисковый, постановка проблемы.















Методы практической работы (работа со словарями).

Метапредметные УУД Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочную литературу (словари);

- обобщать, делать выводы, проводить анализ, классификацию языковых единиц по различным критериям;

-развивать логическое мышление.

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

оценивать свои успехи

  1. Актуализа-

ция знаний.


Выступление 2 творческой группы.


Словарная работа (взаимопровер

ка)






Слайд № 7 (2 группа – эпиграф и словарная работа)

Продолжим урок словарной работой.

Капитан 2 группы, какое задание получили ребята вашей группы?

Раздайте листы с их изображениями 1 и 3 группе.

Задача группам их расшифровать и записать в тетрадь.

Сейчас проверяем правильность записи словарных слов. Обменяйтесь тетрадями в парах и оцените своего партнёра на полях изображением цветных смайликов, сравнивая с эталоном на слайде.

Какое слово лишнее и почему? (Пассажир, т. к. остальное - транспорт)

Как можно связать транспорт с эпиграфом к уроку?

Капитан 2 группы объясняет, полученное творческое задание:

Составить ребусы к словам и изобразить их.

Ребята раздают листы с изображениями ребусов, все отгадывают и записывают в тетрадь.

Автобус, трамвай, троллейбус, пассажир.

(взаимопроверка, оценивание)


Ребята находят лишнее слово и объясняют.

Методы эвристического обучения: составление ребусов к словарным словам.

Предметные УУД

Лексика

Обучающийся научится:

различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

сравнивать слова по разны критериям.

  1. Совместное открытие знаний. Повторение ранее изученного.


Выступление 3 творческой группы.


Работа над созданием текста на основе использования потенциала предметов технологического профиля.



Слайд № 8 (3 группа…)

В этом, думаю, нам помогут ребята 3 группы. (Профессии людей, которые связаны с транспортом)

Капитан 3 группы сейчас объяснит задание.


Капитан 3 группы объясняет задание и рассказывает, почему именно они оказались в этой группе.

В группе оказались ребята, которые хотят связать свою жизнь с техникой, это их увлечение (Катя, Максим, Егор Максим, Лена и др.) или профессии их родителей связаны с этим.

Работали с программой ТЕМП (технология, естествознание, математика, пути решения).

От группы выступает Егор и Катя (Профессия родителей и интересы детей)


На доске выставляется от 3 группы:

Профессии:

Конструктор

Инженер

Автомеханик

Водитель



Методы практической работы, раскрытие творческого проекта.

Предметные УУД

Текст

Обучающийся получит возможность научиться:

составлять текст-повествование. Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

-контролировать и корректировать своё высказывание, связанное с трудом, профессией человека, опирающейся на технологический профиль.

Физ. мин.

Здоровье-сберегающая технология

Слайд № 10

Вы, наверное, устали

И поэтому все встали -

Физминутку проведём.

Учащиеся выполняют физические упражнения, отдыхают.



4.Совместное открытие знаний. Повторение ранее изученного (продолжение)


Выступление 3 творческой группы.


Работа над созданием текста на основе использования потенциала предметов технологического профиля.


Слайд № 9 (г. Челябинск)

Ребята, что изображено на слайде и какое задание у вас может быть?

Город Челябинск – наша малая Родина, которую мы любим.

Попробуем составить текст по слайду, а помогут вам в этом вопросы, которые находятся на карточке в ваших группах:


Что постоянно движется на улицах города Челябинска (перечислите его)?

Современный транспорт, он должен быть каким?

Что обеспечивается продуманной конструкцией машин и вежливой работой каких специалистов?

Кто следит за неисправностью транспорта и устраняет неполадки?

Какой транспорт нужен нашему городу?

Какие профессионалы могут в этом помочь?


К какому виду относится наш текст? (повествование)

Кто попробует составить данный текст, а помогут вам слова 3 группы – профессии людей транспорта.

Как можно озаглавить данный текст?

Запишите его в тетрадь.

Ребята 1 группы помогут нам в постановке правильного ударения в словах – профессиях (множ. ч. – кондукторы, инженеры, конструкторы). Каким словарём воспользоваться? (орфоэпическим)

Городской транспорт.

На улицах города Челябинска постоянно движется наземный транспорт. Современные автобусы, трамваи, троллейбусы комфортны для пассажиров. Удобство обеспечивается продуманной конструкцией машин и вежливой работой водителей и кондукторов. Водители и автомеханики следят за исправностью машин и устраняют неполадки. Городу нужен экологичный транспорт. Профессионалы автомобилестроения помогут нам в этом!

Ребята читают вопросы и составляют текст, затем его записывают.


Учащиеся выполняют и контролируют собственные действия, записывают в тетрадь.


Предметные УУД

Текст

Обучающийся научится:

определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

распознавать тип текста повествование.

-составлять на предложенную тему, по личным впечатлениям устные тексты типа: повествование Обучающийся получит возможность научиться:

-совершенствовать свою устную и письменную речь.

  1. Подведение итога.


Рефлексия.


Выступление 3 творческой группы.

3 группа:

- Ребята составили список и сейчас они вам про него расскажут, который хотят вам предложить и взрослым тоже…

Раздача материалов.

Итогом послужит составление синквейна — это творческая работа, которая состоит из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это выражение, написанное по следующим правилам (предлагаю вам опираться на текст, который вы составили):

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

Профессия



2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Техническая, современная, востребованная



3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Создаёт, помогает, обеспечивает.



4 строка – фраза, несущая определенный смысл ().

Хорошее место для работы

Профессионалы городского транспорта



5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Будущее за новыми технологиями в транспорте.



- Что повторяли на уроке?

Что было интересным? Что понравилось, не понравилось?

- Проведём рефлексию.

- Поместите смайлики в машинку.

- Кто желает прокомментировать работу?

Спасибо за урок!

Ребята 3 группы рассказывают о полученном задании и объясняют его выполнение.

Ребята 3 группы рассказывают, рекомендуют, куда можно поступить в кружки или учебные заведения, а взрослым предприятия, связанные с машиностроением (автомобилестроением) города Челябинска.

В рекомендательном списке указаны учебные заведения, кружки, куда взрослые могут записать своих детей, либо если они захотят сменить сферу своей деятельности и связать свою судьбу с предприятиями машиностроения (автомобилестроения) города Челябинска).

Учащиеся подводят итог, делают выводы и проводят рефлексию.

Методы эвристического обучения: исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – творческие защиты.


Коммуникативные

Обучающийся научится:

- формирование коммуникативной компетентности в общении, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Познаватель

Ные УУД

Обучающийся научится:

- обобщать, делать выводы

Личностные УУД

оценивать свои успехи

6. Дом. задание

- Какое домашнее задание по пройденному материалу вы хотели бы получить?

- Составить и записать текст. Творческое (создание мини-сочинения, проекта «Транспорт будущего»)

Учащиеся высказывают мнение о дом. зад.













Приложение







ТЕМП



Т - Технология;

Е – Естествознание;

М – Математика;

П – Приоритеты образования, пути решения





Работа в парах:

  • Думаю сам,

  • Обсуждаю с товарищем,

  • Говорю классу.










Работа в группе:

  • В группе должен быть ответственный (капитан)

  • Работать должен каждый на общий результат

  • Один говорит, другие слушают

  • Своё несогласие высказывай вежливо

  • Если не понял, переспроси



Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.

Всякое дело мастера красит.



Карточка

Что постоянно движется на улицах города Челябинска (перечислите его)?

Современный транспорт, он должен быть каким?

Что обеспечивается продуманной конструкцией машин и вежливой работой каких специалистов?

Кто следит за неисправностью транспорта и устраняет неполадки?

Какой транспорт нужен нашему городу?

Какие профессионалы могут в этом помочь?


Карточка

Что постоянно движется на улицах города Челябинска (перечислите его)?

Современный транспорт, он должен быть каким?

Что обеспечивается продуманной конструкцией машин и вежливой работой каких специалистов?

Кто следит за неисправностью транспорта и устраняет неполадки?

Какой транспорт нужен нашему городу?

Какие профессионалы могут в этом помочь?


Карточка

Что постоянно движется на улицах города Челябинска (перечислите его)?

Современный транспорт, он должен быть каким?

Что обеспечивается продуманной конструкцией машин и вежливой работой каких специалистов?

Кто следит за неисправностью транспорта и устраняет неполадки?

Какой транспорт нужен нашему городу?

Какие профессионалы могут в этом помочь




Учебные заведения технологического профиля  г. Челябинска

(профессии для автомобилестроения)

  • Челябинский автотранспортный техникум.  

  • Южно-Уральский Государственный университет (ЮУРГУ). 

  • Челябинская государственная Агроинженерная академия. 

Предприятия г. Челябинска, с опорой на профессии  технологического профиля, связанные с  машиностроением, автомобилестроением

 
Челябинский Кузнечнопрессовый Завод 

-Инженер-механик  

-Инженер-электрик 

-Слесарь автоматизированных систем управления 

-Слесарь КИП 

СКБ Турбина  

-Моторист 

-Инженер-конструктор 

-Слесарь механосборочных работ 

Челябинский Автомеханический Завод 

-Токарь 

-Инженер-элетронщик 

-Фрезеровщик 























Кружки и секции технологического профиля

Картинг
Центральный парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина  
Челябинск, Центральный парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина.
 
ДЮСШ по техническим видам спорта  

Отделение картинга
Ракетомоделирование

Челябинск, ул. Рождественского, д. 6
 


Картинг-центр
Картинг-центр "Kartex"  
Челябинск, ул. Шадринская, д. 100
 
Картинг для детей и подростков
Станция юных техников Копейского городского округа  
Челябинская обл., Копейск, ул. Борьбы, д. 14а

 
Картинг для детей и подростков
СДЮСТШ по автомотоспорту  
Челябинск, ул. Татьяничевой, д. 16

Картинг для детей и подростков 13-17 лет

Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской  
Челябинск, пр-т Свердловский, д. 59




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!