Тема: Творительный падеж |
Цели деятельности педагога | способствовать формированию у учащихся представления об особенностях использования имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Средства обучения | Учебник Канакиной В.П. «Русский язык 3 класс 2 часть», тетради, компьютер, проектор, презентация, видео «Сказка о падежах», кластер «Падежи», физминутка с крабом «Падежи», листы самооценки, таблицы −памятки |
Литература | Канакина В.П. «Русский язык 3 класс 2 часть» |
План урока |
Этап урока | Формируемые УУД (для каждого этапа) | Планируемые предметные результаты (для каждого этапа) |
Организационный этап | Регулятивные: способность к волевому усилию Личностные: учебная мотивация | - |
Этап актуализации знаний | Познавательные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: способность к волевому усилию | Актуализация и упорядочение знаний детей о падежах имён существительных |
Сообщение темы и цели урока | Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их Регулятивные: формулирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу урока Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их | учащиеся знакомятся с новым падежом – творительным |
Работа с учебником | Познавательные: умение анализировать и делать выводы, умение выделять необходимую информацию из текста Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения | учащиеся знакомятся с новым падежом – творительным, определяют его признаки и учатся |
Закрепление | Познавательные: умение анализировать и делать выводы Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их | учащиеся имеют представление об употреблении имён существительных в творительном падеже, умеют находить имена существительные, употреблённые в творительном падеже, из предложений и текстов, а также самостоятельно образовывать имена сущ. в творительном падеже |
Рефлексия | Личностные: способность к анализу своей деятельности и своего вклада в урок | учащиеся имеют представление об употреблении имён существительных в творительном падеже |
Этап урока указанием продолжительности этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Организационный этап (3 мин) | - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем, поприветствуем друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста! Начинаем урок русского языка. Взяли листы самооценки , определите себе задачи на сегодняшний урок, отложите в сторону, к ним мы вернёмся в конце урока Откройте рабочие тетради, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите число. Классная работа Найдите орфограммы. Над словами укажите части речи. Над существительными укажите падеж | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Работа по постановке задач на урок. Записывают в тетрадь, подчёркивают орфограммы, указывают части речи, падеж существительных |
Этап актуализации знаний Кластер 1 мин Орфогр.минутка −7 мин | - Прежде, чем мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока, повторим изученное ранее. (кластер) − О каком падеже идёт речь ? Орфографическая минутка (слайд) - объясняют орфограммы − назовите слова, в которых букв больше, чем звуков, объясните почему( ь− показатель мягкости) − Списать по вариантам: 1 – словосочетания , в которых существительное в В.п.; 2 − словосочетания , в которых существительное в Р.п. Встаньте , кто справился с работой. −Все ли словосочетания списали? Почему? (слайд) − Что общего в словосочетаниях? | По вопросам, предлогам, синтаксической роли определяют падеж. Выполняют проверку по эталону Самостоятельная работа , с определением падежа имени существительного проверка по эталону . Встают, кто справился - потому что существительные стоят в другом падеже Существительные отвечают на вопросы творительного падежа |
Сообщение темы урока (1 мин) | - Верно, ребята. Какой же тогда будет тема нашего урока? - Что мы сегодня узнаем и чему будем учиться? - Абсолютно точно! Это и будет целью нашего урока. | - Творительный падеж - узнаем, какие вопросы и предлоги помогут определить творительный падеж и будем учиться находить существительные в творительном падеже |
Основная часть Видео сказка о падежах(5 мин) Учебник (2 мин) Физминутка (3 мин ) Работа с учебником (5 мин) Презентация (3 мин) | Мы снова отправляемся в сказочную страну, в которой живут братья падежи. И сегодня нас встречает Творительный падеж. Смотрите и слушайте внимательно. − Какие нибудь орфоэпические ошибки заметили? − Заполняем таблицу− памятку. −Хватает информации? − Обратимся к учебнику на страницу 53 ФИЗМИНУТКА с КРАБОМ (видео КАПИТАН КРАБ ПАДЕЖИ) - А сейчас давайте вспомним правила работы в парах. - Переходим к следующему заданию. Упр.95 с.53 Прочитаем слова из каждой строчки. Сколько слов в каждой строке? - Да, значит, вам надо составить пять предложений, выбирая по одному слову из каждой группы. Записать любые 2 предложения Определите падеж имён существительных. − Что общего в получившихся предложениях? − Каким членом предложения являются существительные в творительном падеже? Буква заблудилась: Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь. Мы сами с ушами | Просмотр сказки Ударение в словах (бантами, платьями) Кластер(вопросы) Нет Кластер (предлоги) Песенка про падежи, с танцевальными движениями - Уважать и слушать мнение другого, не перебивать, не шуметь, уметь договариваться Работают в парах Зачитывают предложения, указывая падеж существительных. Нет существительных в И.п., значит, нет подлежащих Кластер(второстепенный член) Дети исправляют ошибки. Списывают 1 предложение по рядам. Находят существительные в творительном падеже, выделяют окончание |
Закрепление (5 мин) | «ДА−НЕТКИ» 1.В русском языке 5 падежей (−) 2. Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением(+) 3.В И.п. имя существительное является в предложении подлежащим (+) 4. Имена существительные в И.п. употребляются с предлогами (−) 5. У существительных в Р.п. множественного числа после шипящих пишется ь : много туч, с плеч, около дач.(−) 6.Существительные в Д.п. отвечают на вопросы кому? чему? употребляются с предлогами ПО,К (+) 7. Имя существительное, которое отвечает на вопрос ЧТО? и является в предложении второстепенным членом стоит в В.п. ( +) 8. Чтобы распознать Р.п. и В.п. одушевлённых существительных м.р. нельзя использовать приём замены этих существ. Существительным «МАМА» (−) 9. Существительное в Р.п. отвечает на вопросы КЕМ? ЧЕМ? И употребляется без предлогов (−) 10 Начальная форма существительного – это форма ед.ч, И.п.(+) Поменяйтесь с соседом по парте− взаимопроверка. У кого нет ошибок, у кого 1−2 ошибки. | Дети заполняют таблицу ответов Проверяют и оценивают работу друга |
Итог урока и рефлексия (3 мин) | - Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока. - А чему на уроке мы сегодня учились? - Удалось ли нам достичь цели урока? - Возьмите, пожалуйста , листы для самооценки и заполните их. - Встаньте, пожалуйста, те , кто доволен результатом своей работы. Я рада, что многие довольны своей работой. - Спасибо за активность на уроке. Давайте встанем, попрощаемся. Урок окончен | - Творительный падеж - определять творительный падеж имён существительных по вопросам и предлогам заполняют листы самооценки, подводят итог своей работы |