СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме:«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока руского языка .Тема: «Как делаются слова. Образование  слов  с  помощью  приставки» Программа ПНШ 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме:«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Смирнова Татьяна Александровна

Класс: 2

УМК: «Перспективная начальная школа»

Предмет: русский язык

Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Морфемика и словообразование».

Цель: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

Технологии: проблемно-диалогическая, технология оценивания

Оборудование: - проектор; интерактивная доска; ноутбук; мультимедийная презентация; карточки для работы в паре; карточки с цифрами – номерами пунктов плана у учителя; карточки с пунктами плана; кружки для оценивания желтого, синего и зеленого цвета; магнитная доска.


Планируемые результаты


Предметные

знания:

-знать, что такое приставка

- знать сематическое изображение приставки


Предметные действия:

-уметь образовывать слова с приставочным способом

- уметь давать характеристику звукам, сравнивать их

УУД

Регулятивные:

-уметь ставить учебную задачу с помощью учителя и сохранять её;

- уметь осознавать качество и уровень усвоения учебного материала через самооценку;

- осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку;

-планирование,определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-формирование умения пользоваться инструкцией, умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;


Коммуникативные:

-уметь работать в паре

-строить правильное речевое высказывание в соответствие с поставленными задачами

- вступать в диалог, высказывать свое предположение

- формировать умения учебного сотрудничества, умение договариваться, умение рефлексировать свои действия.


Личностные:

-развивать мотивацию к учебной деятельности;

-формировать личностный смысл учения,

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу








Ход урока


Название

этапа урока

Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, УУД)

Результат взаимодействия (продукт, УУД)

Диагностика планируемых результатов урока

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мобилизовать на деятельность, повысить мотивацию к изучению учебного материала.

Работа с содержанием учебника

Сегодня на уроке у нас находятся гости.

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

К

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся. Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.


УУД(Р)Волевая саморегуляция, мотивация на дальнейшую деятельность.

Положительный эмоциональный настрой на урок.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии








Зафиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии, повторить знания по ранее изученному материалу.


фронтальная














- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

- По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока .

Слайд 1

На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

П+К

На странице «Содержание» читают название темы урока:«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»


УУД(Л) Формирование познавательных интересов, учебных мотивов.

(К) Построение монологического высказывания.

Педагогическое наблюдение за выполнением работы и речью обучающихся.




3

Выявление места и причины затруднения.

Выявить дефицит знаний и причину затруднения.

Фронтальная


- Какое высказывание мы уже встречали?



- С помощью какой части слова мы уже умеем образовывать слова?

-Где находится суффикс?







-Смысл какого слова в названии темы вызывает у вас затруднение?

- Кто уже может объяснить значение этого слова?


-Мнения разные. Как быть?

К. Отвечают на вопросы учителя.

-Как делаются слова



-С помощью суффикса.

-Суффикс находится после корня.

П.Выявляют место и причины затруднения. Приставка.



Ответы детей

(это, может быть такая часть речи или часть слова и др.)

Выяснить (уточнить), что такое приставка.

УУД (Л) Формирование личностного смысла учения.

(К) вступают в диалог, строят монологическое высказывание.

(Р) Осуществление самооценки.

Педагогическое наблюдение за активностью, самооценкой и речью обучающихся.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план действий)














Помочь учащимся сформулировать учебную цель, тему урока, план действий.

Фронтальная

парная


Давайте поставим цели на урок.

Слайд 2.

На слайде появляются опорные слова

Я хочу

-узнать, что

-узнать, какие

-понять,где…

Я хочу научиться

-находить..

-составлять..

-обозначать

-Прочитайте ещё раз тему урока.

По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?

-Проговорите в пара друг другу цель, которую постараетесь сегодня достичь.

-Озвучьте свою цель.

-На какой странице надо открыть учебник?

Слайд 3

На слайде появляется изображение Анишит Йокоповны со словами «План работы»

Что предлагает нам сделать волшебница Анишит Йокоповна?

Рассмотрите страницы учебника и расскажите та тема расчитана на один урок или несколько? Найдите границу первого урока, рассмотрите задания.

Давайте обсудим план урока.

- К нам не случайно пришла на урок Волшебница. Она спрятала пункты плана плана у вас на партах! Чтобы составить план, поработаем в пара.

- Найдите в раздаточном материале лист, который может быть пунктом плана.

Обсудите его место в плане урока. Какой пункт плана должен быть первым, вторым? и т. д

На доске составляется план:

1.Выполним упр. 64

2. Изучим плакат Летучей Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус. Работа в Т2, №42

5. Задание «Если буква заблудилась».

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

Просмотрите план работы урока.

Согласны работать в таком порядке?

Тогда вперед за новыми знаниями.

П. Открывают учебник на нужных страницах.

Р. Ставят цели урока

Составляют план урока.

К.Работают в паре.

К. Строят грамотное

речевое высказывания.


УУД (П)

Осуществление анализа страниц учебника

(П) Построение речевого высказывания

(К) Построение точной формулировки темы урока.

(Р) Постановка учебной задачи.

Составление плана урока

(Л) Формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Беседа по построению точной формулировки темы урока

Наблюдение за речевыми высказываниями детей,

направленными на умение ставить цель урока и формирование учебно-познавательных мотивов.



5









































































6.









7.






















Реализация построенного проекта.







































































Физминутка









Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи















































Развивать навыки самостоятельной работы; осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку

Формировать умение извлекать необходимую информацию








































































Развивать умения применять знания при решении типовых задач.

Фронтальная

Индивидуальная






























Фронтальная







































Динамическая пауза







Фронтальная









Индивидуальная






Парная




















Фронтальная

- Посмотрите на задание, какой значок увидели?

- Прочитайте задание к упр.64.




















- Как можно назвать слова и почему?







- Что ещё заметили?





- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод.- Эти частички придают словам разный смысл?- От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем?- Зачем же нужна эта частичка?- Где она находится?

















- Подумайте, как называется эта часть слова?

- Откуда вы это знаете?





-Где можно уточнить так ли это?



-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.


- Переходим к следующему пункту нашего плана.

- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь дать научное объяснение слову «приставка»?

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего она нужна?

Слайд 4

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.


- Обратите внимание, как обозначается приставка.

-Далее будем работать в парах.

Инструкция:

- Найдите в конверте карточки, на которых схематически изображены части слова.

- Рассмотрите их и сконструируйте возможную Одна пара конструирует схему на доске.схему слова по его частям.


¬


^

|__________________|



- Проверим.



- Что можно сказать о приставке по схеме слова?

- Где она находится?

- Что нужно уметь находить, чтобы узнать приставку?






- Итак, расскажите все, что узнали о приставке.

П+К

Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю»

Читают задание и находят слова на –ТЬ, родственные слову бежать. Находят:

бежать

забежать

добежать

пробежать

убежать

выбежать

П+К

Отвечают: слова родственные, у них общий корень -беж-, они близки по смыслу.

Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом.

П+К

Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает ещё одна часть слова, которая вносит изменение в слово (образовывает новое слово). Она находится перед корнем.

П+К

Ученики дают ответ: приставка.

Говорили старшие, рассматривал учебник.

В учебнике.





Выполняют движения, повторяя за учителем





П+К

Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.




Совещаются в парах и составляют схему слова.

Одна пара конструирует у доски схему слова.








Проверяют, как выполнила задание пара у доски.


Отвечают на вопросы учителя.

- Приставка стоит перед корнем.

- Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень.

УУД(П.) Формирование умения работать с информацией в словаре

(П) Построение речевого высказывания

(П.) Осуществление анализа объектов с выделением существенной информации.

(К). Договариваются и приходят к единому мнению в классе.





УУД (П) Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

(П.) Умение работать с информацией.

(П) Построение речевого высказывания


(П) Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


(П) Построение речевого высказывания











(П) Построение речевого высказывания

в устной форме











Получили физическую разрядку.







(П) Осуществление смыслового чтения, анализ объектов

(П) Построение речевого высказывания










(П) Осуществление синтеза как составление целого из частей










(Р) Оценка правильности выполнения действий.

(П) Построение речевого высказывания








Рассказывают учителю, что запомнили

Наблюдение за работой,

направленной на решение учебной задачи, за речью обучающихся; наблюдение за деятельностью и результатом деятельности.














Наблюдение за речевыми действиями, направленными на достижение цели урока

Наблюдение за деятельностью.



Наблюдение за речевыми высказываниями детей.













Наблюдение за деятельностью.







Наблюдение за речевыми высказываниями детей.






















Наблюдение за деятельностью.


Наблюдение за речевыми высказываниями детей.











Наблюдение за процессом и результатом.












Наблюдение за речевыми высказываниями детей.


Наблюдение за речевыми высказываниями детей.






Наблюдение за речевыми высказываниями детей.


8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение нового знания в типовых заданиях

Фронтальная

Индивидуальная





Парная
























Фронтальная

Индивидуальная

- Обратимся к следующему пункту плана.

- Прочитайте задание на с.60.

- Чем нужно дополнить слова?

- Посмотрите на список слов, какими приставками можно дополнить слова?


- Это задание будете выполнять в парах.

Инструкция:

-Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки.

-Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать.

- Самопроверку выполните по записям слайда.

Слайд 5.

- У кого получилось без ошибок? Отметьте знаком + рядом со словосочетанием.

Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы.







- Что нас ждет дальше?

Слайд 6.

На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово:

АЛьбом, нота ФА, сВИсТок.

- Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение.

К+Р. Строят монологическое высказывание, вспоминая следующий этап.

П+К Читают слова.



К+П. Работают в паре, Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям слайда:

добежать до аптеки;

забежать за лекарством;

убежать от собаки;

пробежать мимо дома.

(Р. )Оценивают свою работу Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу.


(П)отгадывают ребус, называют слово алфавит

Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно». Записывают, ставят ударение.

(Р) Принятие и сохранение учебной задачи.

(П) Построение речевого высказывания



(П) Осуществление смыслового чтения.

(П) выделение существенной информации







(Р) Оценка правильности выполнения действия









(П) выделение существенной информации

(П) поиск информации в учебных словарях.

Наблюдение за речевыми высказываниями обучающихся.

Наблюдение за деятельностью обучающихся, за результатом деятельности.

9.

Физминутка для глаз



Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть.

Выполняют упражнения для расслабления.

Получили физическую разрядку


10.

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границ применения нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Фронтальная

Переходим к следующему пункту плана.

Задание «Если буква заблудилась»

Прочитайте стихотворение.

- В каком слове буква заблудилась?

- Прочитайте стихотворение с новым словом.

- Запишите эту пару слов.

- Назовите буквы, которыми различаются слова.

- Назовите звуки, которыми различаются слова.

- Дайте характеристику этим звукам.

- У звуков одинаковые характеристики?


К+Р. Строят монологическое высказывание, вспоминая следующий этап урока с опорой на условный знак на доске.

П.Читают и выполняют задания: находят слова с заблудившейся буквой, дают характеристику звукам,

(Р) Принятие и сохранение учебной задачи.

(П) Построение речевого высказывания



(П) Осуществление смыслового чтения.

(П) Осуществление анализа объектов.




Наблюдение за речевыми высказываниями обучающихся.





Наблюдение за процессом и результатом деятельности обучающихся.

11.

Рефлексия. Оценивание.




Учить соотносить цели и результат.

Учить оценивать собственную деятельность

Фронтальная

Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?





Какую первую цель мы ставили?



Достигли ли мы эту цель?

Оцените себя. У вас на столах есть три кружочка: желтый, синий и зелёный.

Если вы считаете, что вы достигли этой цели уроке поднимите жёлтый кружок.

Если не совсем достигли – поднимите синий кружок.

А если не достигли цели – поднимите зелёный кружок.

Какие ещё цели мы ставили?

Достигли ли вы их? Оцените себя с помощью кружков






Что на уроке было главным? Что было интересным? Продолжите фразы

Урок не прошел даром, потому что…

Я чувствую, что стал лучше…

П. Говорят, что нет, так как не проверили достигнуты ли цели, которые мы ставили в начале урока.

Узнать новую букву и звуки, которые она даёт.

Р. Оценивают себя










Р.Называют цели урока оценивают достижение целей с опорой на плакаты, висящие на доске.

К+Р строят монологическое высказывание, отвечая на вопросы.


УУД (Р) Осознание качества и уровня усвоения учебного материала

УУД(Р) способность к самооценке

(Л) Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Рефлексия на проверку соотносить цель и результат









Наблюдение за самооценкой обучающихся.
















Наблюдение за речевыми высказываниями по умению оценить причину успеха в деятельности на уроке.

12.

Домашнее задание

Формировать умение извлекать необходимую информацию

Фронтальная

-Определите, какое у вас сегодня будет домашнее задание.

- Как вы это определили?




-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

(П) определяют по условному знаку (галочка) домашнее задание

В тетради с печатной основой задание №43.


Наблюдение за процессом и результатом деятельности обучающихся.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!