СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка: "Простое двусоставное предложение" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка: "Простое двусоставное предложение" (7 класс)»

Учитель: Сафрыгина А.С.

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

7

Тема урока

Простое двусоставное предложение

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

А) Предметные: повторить сведения о словосочетании и предложении, совершенствовать умение различать словосочетания и предложения, закрепить представление о простом двусоставном предложении.

Б) Личностные: формирование интереса к родному языку, увеличение словарного запаса.

В) Метапредметные: развивать умение извлекать необходимую информацию из устных и письменных источников, формировать навыки самоконтроля и самокоррекции, развивать умение свободно и правильно излагать мысли в устной форме.


Основные термины

и понятия

Словосочетание, предложение, грамматическая основа, простое двусоставное предложение

Образовательные

ресурсы

Учебник по русскому языку под ред. А.Д.Шмелёва


Планируемые результаты

Предметные результаты:


- повторение сведений о словосочетании как единице синтаксиса;

- повторение сведений о предложении как единице синтаксиса;

- умение различать словосочетания и предложения;

- формирование представления о простом двусоставном предложении.

Личностные результаты:


- увеличение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение использовать язык для создания собственного текста.

Метапредметные результаты:

- умение понимать и извлекать необходимую информацию;

- формирование навыка самоконтроля, самокоррекции;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Организация


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность



урока – 30 секунд.





- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжим говорить о единицах синтаксиса.



Слушают и осмысляют.


Этап 2. Актуализация



●Повторение сведений о словосочетании как единице синтаксиса;


●Повторение сведений о предложении как единице синтаксиса;


● Умение владеть диалогом;



●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ;

● Развитие навыка самоконтроля.







































































Этап 3. Работа по



●Повторение сведений о предложении как единице синтаксиса;



● Умение владеть диалогом;



●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ;

● Развитие навыка самоконтроля.

















































































































































Этап 3,4. Рефлексия.


●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания;

● Умение организовывать свою деятельность.


опорных



Слайд: утверждения














Слайд: верные утверждения









Слайд: исправленное утверждение





















































Слайд: по ходу проверки на слайде появляются варианты из теста (подлежащее + сказуемое)



















теме - минут.



Слайд: тема урока













































Слайд: варианты из текста

(подлежащее + сказуемое)


















































































































Итоги. Домашнее














Слайд: домашнее задание






знаний – 3 минуты.


- Выполним небольшое задание.

Среди представленных утверждений найдите верные ( 30 с.):

1. Предложение и словосочетание – единицы синтаксиса.

2. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа.

3. По цели высказывания предложения могут быть повествовательные, вопросительные и восклицательные.

4. Слова в словосочетании и предложении объединяются по смыслу и грамматически.

5.Словосочетания не могут называть предметы, признаки, действия, состояния.


- Назовите верные утверждения.





- Молодцы!

- О каких двух синтаксических единицах идет речь в утверждениях?


- Прочитайте ещё раз эти утверждения и скажите, что общего у с/соч. и предложения?


- Верно!

-Теперь проверим, умеете ли вы находить словосочетания. Предлагаю вам в группах выполнить небольшой тест (1 мин.):

1 вариант

Какие из примеров не являются словосочетаниями?


1) столы и стулья

2) замереть от восхищения

3) играть в футбол

4) цветы прекрасны

5) говорить улыбаясь


2 вариант

Какие из примеров не являются словосочетаниями?


1) тост за здоровье

2) он посмотрел

3) сломя голову

4) поездка в Америку

5)купить стол


3 вариант

Какие из примеров не являются словосочетаниями?


1) выдвинутый ящик

2) работать увлечённо

3) около двери

4) дорога разрыта

5) падающих листьев


4 вариант

Какие из примеров не являются словосочетаниями?


1) красивый цветок

2) красивее всех

3) к нашему двору

4) вернуться обратно

5) снег идёт


- Проверим, что у вас получилось.


- Давайте сделаем вывод. Что же не является с/соч.?



- Можно ли назвать предложениями выписанные мною сочетания слов? Почему?

- Какое же главное отличие с/соч. от предл.?

- А что мы называем грамматической основой?


- А что такое подлежащее? А что такое сказуемое?


- Значит, я записала и вывела на экран предложения.



- Вот о нём (предложении) мы и будем сегодня говорить. Запишите число и тему урока: «Простое двусоставное предложение».



- Давайте поработаем с формулировкой темы сегодняшнего урока. Начнём со слова предложение.


- Что значит простое предложение? Бывают сложные? В чём разница между ними?


- А что значит двусоставное предложение? Есть какие-то другие? А что значит слово состав?



- Какие же предложения мы называем простыми двусоставными?


- Сравним наш ответ с формулировкой из учебника. Откройте страницу 321, параграф 5:

Простое двусоставное предложение – это предложение с одной грамматической основой, состоящей из подлежащего и сказуемого.


- А могут ли быть другие члены предложения кроме главных в простом двусоставном предложении?


- А как они связаны с главными?

- Что мы должны узнать?

(Значит, на этот вопрос нам и нужно ответить – как связаны главные и второстепенные члены предложения). Наша задача сегодня на уроке - уточнить понятие о простом двусоставном предложении.


- Какие второстепенные члены бывают?


-Добавьте в 1 предложение, записанное на экране, определение. Работаем устно.

- Добавьте в 3 предложение, записанное на экране, определение.


- От какого члена предложения вы задали вопрос к определению?



-Т.е., определение зависит от подлежащего. Мы можем сказать, что они всегда связаны. Определение входит в состав подлежащего.





- А теперь добавьте во 2 и 4 предложения обстоятельство.


- От какого члена предложения вы задали вопрос к обстоятельству?

Т.е., обстоятельство зависит от сказуемого. Мы можем сказать, что они всегда связаны. Обстоятельство входит в состав сказуемого.

(Есть ещё один второстепенный член предложения, который может быть связан и с подлежащим, и со сказуемым. Но об этом будем говорить позже).


- Мы можем теперь уточнить определение простого двусоставного предложения. Как?





- Давайте посмотрим, а что вы еще знаете о предложении?



- Мы с вами знаем, что из предложений состоит текст. Давайте посмотрим, как в тексте работают предложения.

Перед вами текст, прочитайте его про себя. У вас есть 2 минуты.


(1)Молодым быть очень плохо. (2) Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не сделал. (3)Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. (4)А хочется писать стихи и сочинить героическую симфонию…

(5)Что же мне делать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? (6) Меня мучит мысль, что я пока не стал героем или первооткрывателем. (7)Способен я на подвиг? (8)Не знаю. (9)Способен я на тяжелый труд? (10)Взрослые не понимают моей муки. (11)Они смотрят на меня как на мальчишку, будто мне каких-нибудь десять лет!

(12)По вечерам я люблю мечтать, мне грезятся далекие путешествия, еще не изученные страны… (13)Я голодаю, обрастаю бородой, меня печет солнце или до костей пробирает мороз, я даже гибну, но открываю еще одну тайну природы... (14)Вот бы мне попасть в экспедицию!

(15)Я начинаю ходить по разным организациям со звучными названиями. (16)Да, экспедиции отправляются. (17)В Среднюю Азию, и на Урал, и на Север. (18)Да, работники нужны. (19)Какая у меня специальность? (20)Ах, у меня нет специальности… (21)Очень жаль. (22)Необходимо учиться.

(23)И я снова хожу в школу…

(По Ю. Казакову)


- О чём этот текст?

- От чьего лица ведётся повествование? Кто герой?

- На какой вопрос ищет ответ герой текста?

- В тексте нам встретились разные предложения по цели высказывания. Прочитайте вопросительные предложения, какую роль они играют в тексте?


- А какие предложения мы считаем восклицательными? Найдите и прочитайте их. Какие эмоции они помогают выразить?


- Конечно, чаще всего в тексте встречаются повествовательные предложения. А их роль какая?


- Выпишите из второго абзаца простые двусоставные предложения

(ПДП).

- Докажите, что перед вами ПДП.

- А второстепенные члены в них есть? Что они поясняют?


задание - минут.

- Так какие же предложения мы называем простыми двусоставными? Приведите свои примеры.

- А возникли ли у вас еще вопросы о предложении, когда мы работали с текстом? Пробегите его глазами.

- Хорошо. А согласны вы с мальчиком? Молодым быть плохо?

Напишите ему письмо, т.е. составьте небольшой текст на тему: «Хорошо или плохо быть молодым?» Найдите в своём тексте простые двусоставные предложения и в каждом из них подчеркните

грамматическую основу. Это ваше домашнее задание.












Выполняют задание.










Называют верные утверждения:

1. Предложение и словосочетание – единицы синтаксиса.

2. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа.

4. Слова в словосочетании и предложении объединяются по смыслу и грамматически.


- О словосочетании и предложении.




- Единицы синтаксиса, слова в нихсвязаны по смыслу и грамматически.







Выполняют задание.
























Отвечают.

-Предлог +самостоятельная часть речи; однородные члены; фразеологизмы; грамматическая основа.

- Да. В них есть грамматическая основа.

- В предложении есть грамматическая основа.


- Подлежащее и сказуемое.

Отвечают на вопросы.







Записывают тему урока.


- Предложение – это…


Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.


Отвечают.



Один ученик зачитывает определение вслух.



- Да , второстепенные.

….

- Как связаны главные и второстепенные члены предложения.





Отвечают на вопрос.


- Полевые цветы прекрасны.

-Городские дороги разрыты.



- От подлежащего.






- Он посмотрел на меня.

- Сегодня снег идёт.

- От сказуемого.








Простое двусоставное предложение – это предложение, в котором есть подлежащее и относящиеся к нему второстепенные члены, есть сказуемое и относиящиеся к нему вторстепенные члены.

Отвечают (вопросительные, восклицательные и т.д.)
























Отвечают на вопросы.

(Легко или трудно быть молодым. Пишет, что молодым быть трудно…)


Отвечают на вопрос.

Вопросительные помогают герою разобраться в себе, узнать как найти своё место в жизни.


Восклицательные – досаду (взрослые его не понимают).

- Передают ход мыслей ….




- Способен я на подвиг? Способен я на тяжёлый труд? Взрослые не понимают моей муки.



Отвечают.



Отвечают.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!