Этап 2. Актуализация ●Повторение сведений о словосочетании как единице синтаксиса; ●Повторение сведений о предложении как единице синтаксиса; ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; ● Развитие навыка самоконтроля. Этап 3. Работа по ●Повторение сведений о предложении как единице синтаксиса; ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; ● Развитие навыка самоконтроля. Этап 3,4. Рефлексия. ●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания; ● Умение организовывать свою деятельность. | опорных Слайд: утверждения Слайд: верные утверждения Слайд: исправленное утверждение Слайд: по ходу проверки на слайде появляются варианты из теста (подлежащее + сказуемое) теме - минут. Слайд: тема урока Слайд: варианты из текста (подлежащее + сказуемое) Итоги. Домашнее Слайд: домашнее задание | знаний – 3 минуты. - Выполним небольшое задание. Среди представленных утверждений найдите верные ( 30 с.): 1. Предложение и словосочетание – единицы синтаксиса. 2. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа. 3. По цели высказывания предложения могут быть повествовательные, вопросительные и восклицательные. 4. Слова в словосочетании и предложении объединяются по смыслу и грамматически. 5.Словосочетания не могут называть предметы, признаки, действия, состояния. - Назовите верные утверждения. - Молодцы! - О каких двух синтаксических единицах идет речь в утверждениях? - Прочитайте ещё раз эти утверждения и скажите, что общего у с/соч. и предложения? - Верно! -Теперь проверим, умеете ли вы находить словосочетания. Предлагаю вам в группах выполнить небольшой тест (1 мин.): 1 вариант Какие из примеров не являются словосочетаниями? 1) столы и стулья 2) замереть от восхищения 3) играть в футбол 4) цветы прекрасны 5) говорить улыбаясь 2 вариант Какие из примеров не являются словосочетаниями? 1) тост за здоровье 2) он посмотрел 3) сломя голову 4) поездка в Америку 5)купить стол 3 вариант Какие из примеров не являются словосочетаниями? 1) выдвинутый ящик 2) работать увлечённо 3) около двери 4) дорога разрыта 5) падающих листьев 4 вариант Какие из примеров не являются словосочетаниями? 1) красивый цветок 2) красивее всех 3) к нашему двору 4) вернуться обратно 5) снег идёт - Проверим, что у вас получилось. - Давайте сделаем вывод. Что же не является с/соч.? - Можно ли назвать предложениями выписанные мною сочетания слов? Почему? - Какое же главное отличие с/соч. от предл.? - А что мы называем грамматической основой? - А что такое подлежащее? А что такое сказуемое? - Значит, я записала и вывела на экран предложения. - Вот о нём (предложении) мы и будем сегодня говорить. Запишите число и тему урока: «Простое двусоставное предложение». - Давайте поработаем с формулировкой темы сегодняшнего урока. Начнём со слова предложение. - Что значит простое предложение? Бывают сложные? В чём разница между ними? - А что значит двусоставное предложение? Есть какие-то другие? А что значит слово состав? - Какие же предложения мы называем простыми двусоставными? - Сравним наш ответ с формулировкой из учебника. Откройте страницу 321, параграф 5: Простое двусоставное предложение – это предложение с одной грамматической основой, состоящей из подлежащего и сказуемого. - А могут ли быть другие члены предложения кроме главных в простом двусоставном предложении? - А как они связаны с главными? - Что мы должны узнать? (Значит, на этот вопрос нам и нужно ответить – как связаны главные и второстепенные члены предложения). Наша задача сегодня на уроке - уточнить понятие о простом двусоставном предложении. - Какие второстепенные члены бывают? -Добавьте в 1 предложение, записанное на экране, определение. Работаем устно. - Добавьте в 3 предложение, записанное на экране, определение. - От какого члена предложения вы задали вопрос к определению? -Т.е., определение зависит от подлежащего. Мы можем сказать, что они всегда связаны. Определение входит в состав подлежащего. - А теперь добавьте во 2 и 4 предложения обстоятельство. - От какого члена предложения вы задали вопрос к обстоятельству? Т.е., обстоятельство зависит от сказуемого. Мы можем сказать, что они всегда связаны. Обстоятельство входит в состав сказуемого. (Есть ещё один второстепенный член предложения, который может быть связан и с подлежащим, и со сказуемым. Но об этом будем говорить позже). - Мы можем теперь уточнить определение простого двусоставного предложения. Как? - Давайте посмотрим, а что вы еще знаете о предложении? - Мы с вами знаем, что из предложений состоит текст. Давайте посмотрим, как в тексте работают предложения. Перед вами текст, прочитайте его про себя. У вас есть 2 минуты. (1)Молодым быть очень плохо. (2) Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не сделал. (3)Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. (4)А хочется писать стихи и сочинить героическую симфонию… (5)Что же мне делать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? (6) Меня мучит мысль, что я пока не стал героем или первооткрывателем. (7)Способен я на подвиг? (8)Не знаю. (9)Способен я на тяжелый труд? (10)Взрослые не понимают моей муки. (11)Они смотрят на меня как на мальчишку, будто мне каких-нибудь десять лет! (12)По вечерам я люблю мечтать, мне грезятся далекие путешествия, еще не изученные страны… (13)Я голодаю, обрастаю бородой, меня печет солнце или до костей пробирает мороз, я даже гибну, но открываю еще одну тайну природы... (14)Вот бы мне попасть в экспедицию! (15)Я начинаю ходить по разным организациям со звучными названиями. (16)Да, экспедиции отправляются. (17)В Среднюю Азию, и на Урал, и на Север. (18)Да, работники нужны. (19)Какая у меня специальность? (20)Ах, у меня нет специальности… (21)Очень жаль. (22)Необходимо учиться. (23)И я снова хожу в школу… (По Ю. Казакову) - О чём этот текст? - От чьего лица ведётся повествование? Кто герой? - На какой вопрос ищет ответ герой текста? - В тексте нам встретились разные предложения по цели высказывания. Прочитайте вопросительные предложения, какую роль они играют в тексте? - А какие предложения мы считаем восклицательными? Найдите и прочитайте их. Какие эмоции они помогают выразить? - Конечно, чаще всего в тексте встречаются повествовательные предложения. А их роль какая? - Выпишите из второго абзаца простые двусоставные предложения (ПДП). - Докажите, что перед вами ПДП. - А второстепенные члены в них есть? Что они поясняют? задание - минут. - Так какие же предложения мы называем простыми двусоставными? Приведите свои примеры. - А возникли ли у вас еще вопросы о предложении, когда мы работали с текстом? Пробегите его глазами. - Хорошо. А согласны вы с мальчиком? Молодым быть плохо? Напишите ему письмо, т.е. составьте небольшой текст на тему: «Хорошо или плохо быть молодым?» Найдите в своём тексте простые двусоставные предложения и в каждом из них подчеркните грамматическую основу. Это ваше домашнее задание. | Выполняют задание. Называют верные утверждения: 1. Предложение и словосочетание – единицы синтаксиса. 2. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа. 4. Слова в словосочетании и предложении объединяются по смыслу и грамматически. - О словосочетании и предложении. - Единицы синтаксиса, слова в нихсвязаны по смыслу и грамматически. Выполняют задание. Отвечают. -Предлог +самостоятельная часть речи; однородные члены; фразеологизмы; грамматическая основа. - Да. В них есть грамматическая основа. - В предложении есть грамматическая основа. - Подлежащее и сказуемое. Отвечают на вопросы. Записывают тему урока. - Предложение – это… Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Отвечают. Один ученик зачитывает определение вслух. - Да , второстепенные. …. - Как связаны главные и второстепенные члены предложения. Отвечают на вопрос. - Полевые цветы прекрасны. -Городские дороги разрыты. - От подлежащего. - Он посмотрел на меня. - Сегодня снег идёт. - От сказуемого. Простое двусоставное предложение – это предложение, в котором есть подлежащее и относящиеся к нему второстепенные члены, есть сказуемое и относиящиеся к нему вторстепенные члены. Отвечают (вопросительные, восклицательные и т.д.) Отвечают на вопросы. (Легко или трудно быть молодым. Пишет, что молодым быть трудно…) Отвечают на вопрос. Вопросительные помогают герою разобраться в себе, узнать как найти своё место в жизни. Восклицательные – досаду (взрослые его не понимают). - Передают ход мыслей …. - Способен я на подвиг? Способен я на тяжёлый труд? Взрослые не понимают моей муки. Отвечают. Отвечают. |