Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.1. Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.2.Работа с пословицей -На доске: Делу – время, потехе - час. - Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.) - Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.) -Кто готов заниматься делом? -Молодцы! Мы начинаем урок! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места. - Внимание. - Старание. - Хорошее настроение. | Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Повторение темы прошлого урока - С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). 1)начнём с орфографической разминки. - вначале запишем число, «Классная работа». Отгадайте слово по загадке. Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая ... (ОСИНА). (РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми. Что вы можете рассказать об этом дереве? Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари. 2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму. В какой части слова находится орфограмма? (в корне) А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова) Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина. Осинка Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…) Подосиновик Осиновый - Выделим корень. - Почему эти слова однокоренные? Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. | (Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. | Постановка проблемной ситуации На слайде: Меня увидел бурый медвежата. - Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? - Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? | Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - формулировать проблему; Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - принимать и сохранять учебную задачу; |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. | Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: -использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные УУД: - сотрудничать в совместном решении проблемы; Регулятивные УУД: - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; |
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с учебником. -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. | Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - извлекать информацию из текста; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - осуществлять работу в паре. Регулятивные УУД: - планировать своё действие в группе; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
6.Динамическая пауза Цель: профилактика утомления. | Физкультминутка Гимнастика для глаз | Наблюдают за круговыми движениями | Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз | Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для выполнения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _____________________________ собака - _____________________________ чёрное - _____________________________ первая - _____________________________ лестница - _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____________________________ дедушка - _____________________________ большая - _____________________________ четвёртое - _____________________________ мечтал - _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? | Самостоятельная работа учащихся Самоанализ | Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации в тексте; Коммуникативные УУД: - строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять анализ учебного материала. |
9.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | -Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? | Ответы детей | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что нужно усвоить. |
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы. -Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы |