СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Касьянова О.Н.

Класс: 3

Цель: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Образовательные:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. научить способам нахождения окончания;

  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;

  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  2. формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. умение находить окончания в словах;

  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47

Предлагаемая технология – технология проблемного диалога.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.



Этапы урока


Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые УУД


1.Этап мотивации

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1. Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.2.Работа с пословицей

-На доске: Делу – время, потехе - час.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

-Кто готов заниматься делом?

-Молодцы! Мы начинаем урок!


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места.


- Внимание.

- Старание.

- Хорошее настроение.







Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


2.1.Повторение темы прошлого урока

С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

1)начнём с орфографической разминки.

- вначале запишем число, «Классная работа».

Отгадайте слово по загадке.

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ... (ОСИНА).


(РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми.

Что вы можете рассказать об этом дереве?

Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари.


2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму.

В какой части слова находится орфограмма? (в корне)

А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова)

Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина.

Осинка

Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…)

Подосиновик

Осиновый




- Выделим корень.

- Почему эти слова однокоренные?

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и с одним и тем же

значением.

Корень – это общая часть

однокоренных слов.

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.


-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.























(Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.






3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.


    1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?


3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?


Обсуждение в парах


Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова




Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.




Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

- формулировать проблему;

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;


4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.









Высказывают свои предположения.



Познавательные УУД:

-использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи;

Коммуникативные УУД:

- сотрудничать в совместном решении проблемы;

Регулятивные УУД:

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.



5.1. Работа с учебником.

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?


5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.





Одно

Дерево

Окончание


Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним


Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание


Работа с правилом






Предположения детей


Второе слово во мн.ч.



Алгоритм



Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- извлекать информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в группе;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


6.Динамическая пауза

Цель: профилактика утомления.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Наблюдают за круговыми движениями

Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз







Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами


Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для выполнения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.


-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

Самостоятельная работа учащихся





































Самоанализ

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации в тексте;

Коммуникативные УУД:

- строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала.


9.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


-Подведем итоги.

Слайд

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?



Ответы детей

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что   нужно усвоить.

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы.

-Спасибо за работу!


Отвечают на вопросы