Дата: 25.04.2022 г.
Цель: Создание условий для ознакомления с текстом – рассуждение.
Дидактические: формировать понятие об отличительных признаках текста-рассуждения.
Развивающие: способствовать развитию умения отличать текст-рассуждение от других видов текста.
Воспитательные: содействовать воспитанию аккуратности в работе.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный: беседа Психологический настрой, рифмованное начало урока | -Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! -Присаживайтесь. -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 24 апреля, а внизу с большой буквы классная работа. | Приветствуют учителя -Настраиваются на урок -Записывают в тетради | Ф | | Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Метод наблюдения | На доске записаны слова: Она, он, над, ты, я, они, оно. - Прочитайте слова. - Какое слово лишнее? Почему? Сегодня на уроке они нам пригодятся. -Молодцы! Ваша задача, определить к какому виду относится текст. -Кто прочитает первый текст? ( У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.) -Как называется этот текст? (описание)Почему вы так решили? -Найдите в этом тексте местоимение. -Кто прочитает второй текст? ( У Пети был пес Вихляйка. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки Вихляйка нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.) -Как называется этот текст? (повествование) -Почему вы так решили? -Молодцы! Верно. -Кто прочитает третий текст? ( Сова – действительно уникальная птица. Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью. В общем, не птица, а чудо!) -Какой это текст? | -Читают слова. -На. -Лишнее слово «на», потому что слова «она, он, ты, я, они, оно» - местоимения, а «на» - предлог. -Читают текст. -Описание. -Потому что идет дельное описание собаки. -Читают текст. -Повествование. -Потому что рассказывается, что произошло, когда, и что было дальше. -Читают текст. | Ф, И | Доска Раздаточный материал | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий К.: строят понятные речевые высказывания |
3. Постановка учебной задачи | Словесный | -Чтобы ответить какой это текст, открываем страницу 105 и читаем сверху. «Что такое текст-рассуждение?» это тема нашего урока. -Какие цели мы с вами поставим? -находить главную мысль текста и выделять части текста. | -«Что такое текст-рассуждение?» -находить главную мысль текста и выделять части текста. | Ф, И | Учебник | П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Р.: целеполагание, планирование |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный | -Посмотрите на упражнение 180. Читаем задание. Прочитаем текст еще раз. -Как вы думаете, на какие части можно разделить этот текст? -Верно! Зачитываем 1 часть. -О чем говорится в этой части? -Какая мысль высказывается в этой части? -Читаем 2 часть. Что объясняется и доказывается в это части? -Читаем 3 часть. Какой вывод в 3 части заключен? Молодцы! -Итак ребята, какова главная мысль текста? В каком предложении она заключена? -Определите значение слова Уникальная в толковом словаре учебника на стр.138. -Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? -В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице? -Какой вопрос можно задать к данному тексту? -Правильно, именно в этом главное отличие текста-рассуждения от других текстов. -Отлично, у нас внизу 105 страницы есть подсказка, давайте ее прочитаем. Молодцы! Всем понятно? | -Выполняют задание. -О сове. -Что сова – уникальная птица. -Сова – уникальная птица. -Определяют. Не птица, а чудо. -Почему? | Ф | Учебник | П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Л.: формулирование проблемы |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Словесный | -Открываем страницу 106, смотрим на 181 упражнение. Кто прочитает задание? -Кто прочитает 1 предложение? (читают вопрос – отвечают на слайд вывожу ответ на вопрос: Потому что слово Москва – это название города.) 2. Потому что подорожник придорожная трава. 3. Так как «Он» это местоимение, а «Пенал» это существительное. 4. Потому что слово «мороз» можно проверить словом – морозы.( все ответы на экране) -Ребята, с какого слова начинается каждый вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы? -Давайте с вами прочитаем еще одну подсказку. -Ребята, а какой у нас текст получился? Найдите в тексте местоимения. -Молодцы, отлично! | -Выполняют задание. -Почему? -Потому что. Так как. -Текст- рассуждение. -Он. | Ф | Учебник Презентация | К.: строят понятные речевые высказывания |
6.Включение в систему знаний и повторения | Практический Словесный | -Смотрим на упражнение №182 -Кто прочитает задание? -Какая тема текста? -Что автор хочет вам сказать? -Выделите в тексте части. -Докажите, что это текст рассуждение. -О чем говориться в 1 части? Давайте обратимся к нашей подсказке на 105 странице. Всё правильно! -О чем говориться в 2 части? -О чем говориться в 3 части? -Молодцы! -Молодцы. Запишите текст в тетрадь, каждую часть записывайте с красной строки -Запишите текст в тетрадь, каждую часть нужно записывать с красной строки. Списывая текст, обратите внимание на выделенные орфограммы. -Давайте проговорим с вами, какие орфограммы мы можем встретить. -Отлично, приступаем к работе. У вас 10 минут. -Закончили работу, обмениваемся с соседом тетрадями, берем в руки ручку зеленого цвета и начинаем проверять упражнение. Правильный образец на экране. -И так, записываем домашнее задание. ( на слайде) -Записываем домашнее задание. Страница 106 № 181. Нужно выбрать один из вопросов, составить к нему текст-рассуждение и записать его в тетрадь. | -Береги природу. -Что не нужно вредить природе. -Записывают д.з. -Жи, ши; безударная гласная в корне; удвоенная Л. | Ф, И | Учебник Презентация | К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; |
7. Рефлексия деятельности | Аналитический: анализ | -Ребята, а сейчас мы с вами будем оценивать свои достижения за урок. - Какая тема урока у нас была? - Какие цели мы ставили перед собой? -А как отличить текст-рассуждение от других текстов? - Выполнили ли мы всё, что намечали? -Спасибо за урок. До свидания. | -Анализируют и оценивают свою работу на уроке. -Нужно задать вопрос «Почему?» -Да. | Ф, И | | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |