СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»






























Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

УМК: «Школа России»

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

Обучающие: отработать умение самопроверки и взаимопроверки; формировать умение находить корень слова; формировать умение образовывать однокоренные слова;

Развивающая: развивать мышление, воображение, восприятие, речь; развивать умение сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета


Планируемые результаты

Предметные: сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся

Личностные УУД: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Регулятивные УУД освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям

Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.


Ход урока

Этапы 
урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

– Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку?

- Подарим друг другу хорошее настроение.

-Отлично! Тогда начинаем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать

Чистописание

Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!

Начнем урок с хорошей пословицы:

Корень учения горек, да плод его сладок.


- Как вы понимаете смысл этой пословицы?


Тетрадь правильно кладу,

ручку правильно держу,

за посадкой слежу

и красиво напишу.


От правильной посадки зависит не только красивое письмо, но и наше здоровье.

Откройте тетради, запишите число и классная работа

А сейчас у нас минутка чистописания. Какая задача стоит перед нами?

 На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с.

У вас у каждого в тетради написаны строчная и заглавная буквы с, С.

– Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого уже нижней. Напишите строчку строчной и заглавной буквы С.

Объясняют смысл пословицы. (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)











Отвечают на вопрос (писать красиво, соблюдая наклон и высоту букв)

Выполняют упражнение в тетради.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


Постановка учебной задачи, создание мотивации.

- Ребята посмотрите на слайде на дерево.

- Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево (и все растения).


- А без какой самой главной части растения не смогли бы

выжить, которая питает растение удерживает и его в земле?


- Правильно, ребята, это конечно же корень.

-А сегодня мы узнаем есть ли у слов какая- то часть, без которой слово не могло бы существовать. Этой задаче мы и посвятим наш урок.


Рассматривают дерево, отвечают на вопросы, слушают учителя

Высказывают предположения.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Решение учебной задачи на основе наблюдения над фактами языка



1. Отгадайте загадку.

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка...


-Запишите слово роза в тетрадях.

-Назовите этот цветок ласково. Запишите слово розочка в тетрадь

-Какой цвет у розы?

-А бывают ли розовые розы? Запишите слово розовый в тетрадь

-Внимательно посмотрите на слова, что заметили. Родственные ли эти слова?

-Действительно, все эти слова родственные.

-Может быть у родственных слов есть что-то общее? Найдите в родственных словах ту общую часть, которая указывает на родственность этих слов. Какую общую часть нашли во всех родственных словах?

-Ребята, а давайте закроем эту часть в слове. Можем ли мы теперь прочитать это слово?

-Мы видим, что без этой части слово не может существовать.

Вспомните, без какой части не может обойтись дерево?


-Эта часть слова, без которой не может существовать слово называется корень. Корень в словах выделяется вот таким значком.

Как вы думаете, какая цель нашей работы на уроке?

Прочитайте тему урока.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Отгадывают загадку






Записывают слова в тетрадь






Рассуждают









Наблюдают, делают вывод

Ставят цель урока

(определять корень в словах, подбирать родственные слова)

Регулятивные:

Развитие умения строить предложения;

Личностные:

-умение выделять главное, систематизировать, анализировать, сравнивать;

Коммуникативные:

-умение задавать вопросы, аргументированно отстаивать свою позицию.

Физкультминутка.





2. Работа над формулировкой правила

Ребята, а теперь давайте прочитаем определение корня в

учебнике.

На странице 61 прочитайте правило.


- Как называется общая часть родственных слов?

- Почему родственные слова называют однокоренными?

- Что заключено в корне?

- Как обозначается корень в словах?


3. К нам на урок пришли группы родственных слов. Но среди них есть лишние слова, которые не являются однокоренными. Найдите их.


Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок

Почему они не являются однокоренными данным словам?

Сделаем вывод. Какие слова являются однокоренными?

Однокоренные слова имеют

  1. Общий корень

  2. Общее лексическое значение


Читают правило в учебнике.

Отвечают на вопроы











Выполняют задание устно, делают вывод

Познавательные:

-умение читать и осознавать смысл прочитанного, работать с книгой;

Регулятивные:

Развитие умения строить предложения;

Личностные:

-умение выделять главное, систематизировать, обобщать;

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать другого;


Закрепление изученного



1. Работа со словарем однокоренных слов.

На стр. 135 учебника находится словарь однокоренных слов. Давайте откроем и посмотрим, какие семьи слов там живут.

Докажите, что это однокоренные слова (общий корень, общее лексическое значение)

Спишите любую группу однокоренных слов, выделите в словах корень.

Наблюдают, рассуждают, делают вывод











Работают в словаре однокоренных слов, рассуждают, выполняют письменное задание.

Регулятивные

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

-умение читать и осознавать смысл прочитанного; работать с книгой, действовать по алгоритму, Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Гимнастика для глаз





2. Распределение однокоренных слов группами. Слайд.

- А сейчас поиграем в игру «Засели домики». Перед вами слова, которые не знают, в каком домике им жить. Помогите им. Распределите их группами, выделите корень в однокоренных словах.

Самопроверка


3. Работа в парах. На партах карточки с заданием.

Собрать как можно больше родственных слов с корнем сад-, рыб-. Выделить корень

Проверка задания.


Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?


4. Работа с учебником. Самостоятельное выполнение упр. 87

Найдите однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали.

Спишите, выделите в однокоренных словах корень.

Фронтальная проверка.

Самостоятельно выполняют задание, самопроверка





Работают в парах





Делают вывод



Самостоятельно выполняют упр.

Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока.


- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?


Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Было интересно…


Сегодня на уроке все активно работали, и показали хорошие результаты.

- Получили оценки...

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Домашнее задание.

Выучить правило с. 61. Упр. 88

Отвечают на вопросы





Оценивают свою работу

Личностные:

Умение выделять главное, систематизировать, обобщать. делать выводы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!