2. | Актуализация опорных знаний | – На прошлом уроке я просила вас повторить теоретический материал по теме «Предложение. Главные члены предложения». – Что такое предложение? Что вы знаете о нём? – Что такое члены предложения? Чем они выражаются? – Что ещё вы помните о членах предложения? | – Предложение – это высказывание, которое представляет собой соединение слов, грамматически связанных друг с другом, обладающих смысловой и интонационной завершённостью. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком или многоточием. – Члены предложения – это значимые части предложения. прежде всего выделяют грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое, которые играют наиболее важную роль. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом. – Каждое из слов, из которых состоит предложение, является членом предложения и выполняет определённую смысловую функцию. Члены предложения бывают главными и второстепенными. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. |
3. | Постановка цели урока и учебных задач. | – Итак, ребята, мы вспомнили что такое предложение, из каких частей оно состоит. Скажите, а подлежащее может быть выражено только именем существительным и местоимением? – А сказуемое? – Молодцы! – Ребята, все одиннадцать лет мы узнаём что-то новое на каждом уроке, учим, применяем на практике. Сегодня мы с вами закрепим знания, которые получили еще в 5-м классе, когда знакомились с темой «Тире между подлежащим и сказуемым». Но сегодня мы более ёмко поговорим об этой теме. – Предлагаю вспомнить, когда мы ставим тире между главными членами предложения? – Приведите пример(ы). – В каких ещё случаях мы ставим тире между подлежащим и сказуемым? | – Нет, но чаще всего – да. Также подлежащее может быть выражено числительным, прилагательным, причастием, наречием, междометием и такими конструкциями, как: числит.+сущ., например, сотни людей… местоим./прил.+из+сущ., например, кое-кто из слушателей… кто-то, что-то+прилаг./прич. в роли сущ., например, Кто-то маленький копошился под кустом. сущ./местоим.+с+сущ./местоим., например, Они с друзьями… инфинитив, который еазывает действие, не протекающее во времени, например, Забывать – полезное свойство памяти. – Сказуемое может быть выражено наречием, кратким прилагательным, кратким причастием, существительным, междометием. – Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в Им. п., то между ними ставится тире. – Например, Слово (сущ. Им. п.) – серебро (сущ. Им. п.), молчание (сущ. Им. п.) – золото (сущ. Им. п.). – Перед словами это, вот, это есть, значит, это значит. Например, Жизнь – это горькая насмешка судьбы. Приводят еще примеры. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи. |
4. | Работа по теме урока | – Ребята, у каждого из вас на партах лежат таблицы, которые нужно заполнить. – Информация, которая поможет нам при заполнении, представлена на слайде. Предлагаю совместно выполнить данное задание. | Внимательно слушают установку учителя. Заполняют таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым». | Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность. |
5. | Закрепление полученных знаний | – Выполним следующее задание. На слайде вы видите предложения, в которых не хватает знаков препинания, а именно, тире между подлежащим и сказуемым. Ваша задача – списать, расставить тире, если это необходимо, опираясь на правила, которые вы записали в таблицу. Приступим. – Первое предложение комментирует Артём. | Выполняют задание. по цепочке комментируют правила постановки/отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. – Байкал – самый глубокий пресноводный водоём в мире. В данном предложении между подлежащим «Байкал» и сказуемым «водоём» ставим тире, так как оба главных члена выражены именем существительным в Им. п. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи. |
6. | Рефлексия деятельности. | – К сожалению, наш урок подошёл к концу… Скажите, пожалуйста, какие трудности у вас возникли при выполнении заданий? Всё ли понятно? Что не понятно? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность в ходе урока. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. |