СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Технологическая карта урока русского языка на тему

«Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс

11

Тема

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о главных членах предложения, определить значение в постановке тире между главными членами предложения

Задачи:

Обучающие: научить правильной постановке тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение определять и писать предложения с изученным правилом


Развивающие: развивать умения выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, способствовать развитию устной и письменной речи.


Воспитательные: создать условия для формирования

Формируемые УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.


Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Ресурсы: основные




Дополнительные

Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа,



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

– Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме

2.

Актуализация опорных знаний


– На прошлом уроке я просила вас повторить теоретический материал по теме «Предложение. Главные члены предложения».

– Что такое предложение? Что вы знаете о нём?








– Что такое члены предложения? Чем они выражаются?






– Что ещё вы помните о членах предложения?







– Предложение – это высказывание, которое представляет собой соединение слов, грамматически связанных друг с другом, обладающих смысловой и интонационной завершённостью. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком или многоточием.


– Члены предложения – это значимые части предложения. прежде всего выделяют грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое, которые играют наиболее важную роль. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом.

– Каждое из слов, из которых состоит предложение, является членом предложения и выполняет определённую смысловую функцию. Члены предложения бывают главными и второстепенными.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.



Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.


3.

Постановка цели урока и учебных задач.

 

– Итак, ребята, мы вспомнили что такое предложение, из каких частей оно состоит. Скажите, а подлежащее может быть выражено только именем существительным и местоимением?














– А сказуемое?



– Молодцы!

– Ребята, все одиннадцать лет мы узнаём что-то новое на каждом уроке, учим, применяем на практике. Сегодня мы с вами закрепим знания, которые получили еще в 5-м классе, когда знакомились с темой «Тире между подлежащим и сказуемым». Но сегодня мы более ёмко поговорим об этой теме.

– Предлагаю вспомнить, когда мы ставим тире между главными членами предложения?


– Приведите пример(ы).



– В каких ещё случаях мы ставим тире между подлежащим и сказуемым?









– Нет, но чаще всего – да. Также подлежащее может быть выражено числительным, прилагательным, причастием, наречием, междометием и такими конструкциями, как:

  • числит.+сущ., например, сотни людей…

  • местоим./прил.+из+сущ., например, кое-кто из слушателей…

  • кто-то, что-то+прилаг./прич. в роли сущ., например, Кто-то маленький копошился под кустом.

  • сущ./местоим.+с+сущ./местоим., например, Они с друзьями…

  • инфинитив, который еазывает действие, не протекающее во времени, например, Забывать – полезное свойство памяти.


– Сказуемое может быть выражено наречием, кратким прилагательным, кратким причастием, существительным, междометием.














– Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в Им. п., то между ними ставится тире.


– Например, Слово (сущ. Им. п.) – серебро (сущ. Им. п.), молчание (сущ. Им. п.) – золото (сущ. Им. п.).

– Перед словами это, вот, это есть, значит, это значит. Например, Жизньэто горькая насмешка судьбы.

Приводят еще примеры.







Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.







Личностные:

стремление к совершенствованию собственной речи.

4.

Работа по теме урока

– Ребята, у каждого из вас на партах лежат таблицы, которые нужно заполнить.

– Информация, которая поможет нам при заполнении, представлена на слайде.

Предлагаю совместно выполнить данное задание.


Внимательно слушают установку учителя. Заполняют таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым».








Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

5.

Закрепление полученных знаний

– Выполним следующее задание. На слайде вы видите предложения, в которых не хватает знаков препинания, а именно, тире между подлежащим и сказуемым. Ваша задача – списать, расставить тире, если это необходимо, опираясь на правила, которые вы записали в таблицу. Приступим.

– Первое предложение комментирует Артём.



Выполняют задание. по цепочке комментируют правила постановки/отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.






– Байкал – самый глубокий пресноводный водоём в мире. В данном предложении между подлежащим «Байкал» и сказуемым «водоём» ставим тире, так как оба главных члена выражены именем существительным в Им. п.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.







Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.

6.

Рефлексия деятельности.

– К сожалению, наш урок подошёл к концу… Скажите, пожалуйста, какие трудности у вас возникли при выполнении заданий? Всё ли понятно? Что не понятно?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность в ходе урока.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

7.

Домашнее задание

– Повторить теорию по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Выполнить упражнение из сборника.

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!